Урок литературного чтения во 2-м классе "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Разделы: Начальная школа


 Цели:

1). Обучающая:

  • Формировать понятия об авторской и народной сказках.
  • Формировать навык сравнительного анализа литературных произведений.

2). Развивающая:

  • Развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)
  • Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

3). Воспитывающая:

  • Воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества.
  • Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.

Тип урока: обобщающий.

Методическое сопровождение:

  1. Учебник “Литературное чтение”, 2 класс, часть 1, автор Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2007 г.
  2. Рабочая тетрадь “Литературное чтение” №1,   автор Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2007 г.
  3. Блокнот для моделирования.
  4. Цветные карандаши.
  5. Портреты В.И. Даля и Л.Н. Толстого
  6. Книги со сказкой “Снегурочка” (различные варианты)
  7. Рисунок Снегурочки
  8. Таблица “Приметы сказки”
  9. Ребус для разгадывания слова “Снегурочка”
  10. Таблица для сравнения сказок  (общая и индивидуальные)
  11. Таблица “Алгоритм для определения жанра произведения”
  12. Снежинки для целеполагания и планирования   учебной деятельности
  13. Снежинки для словарной работы (определения из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
  14. Индивидуальные карточки для восстановления   плана сказки

     Структура урока

I. Оргмомент.

Эмоциональный настрой:

Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

II. Целеполагание.

- Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)

-Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).

III. Определение темы урока.

- Тема урока запрятана в ребусе:

(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. От слова Снеговик берём Снег, от слова куры – ур, от слова бочка – очка, получаем слово СНЕГУРОЧКА).

- В каких изученных произведениях встречается это слово? (“Девочка Снегурочка”, “Снегурочка”).

- Это и есть тема нашего урока.

- Заменим на доске снежинку со словом ХОЧУ на снежинку со словом МОГУ. Вот теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.

IV. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

- Снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Снегурочке из наших произведений.

(У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

Снегурочка:

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- Почему второе определение нам сегодня не подходит?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.

(Вывешиваю рисунок Снегурочки на доску)

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

V. Работа по сравнению произведений

- Заменим на доске снежинку со словом МОГУ на снежинку со словом ДЕЛАЮ.

- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку. Для этого работаем по вариантам в парах. Выберите задание для своего варианта.

(Два ребёнка с разных вариантов выбирают карточки, на обороте которых написаны названия произведений. Одному варианту достаётся произведение “Девочка Снегурочка”, другому – “Снегурочка”)

- Предлагаю поиграть в игру “Крестики-нолики”. На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные.

(на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)

Вариант Название Автор Герои Жанр Модель Начало (зачин) Основ. часть Окончание
I                
II                

1). Название произведения. (устные ответы)

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

(по мере ответов заполняем таблицу)

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

Проблемная ситуация: Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку “Снегурочка” написал Л.Н. Толстой. Что вы ему ответите? (Толстой не написал сказку, а только обработал её и записал).

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)

Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, на какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

4). Жанр произведения

- Определить жанр произведений нам помогут две таблицы. Первая - “Приметы сказки”, вторая – “Алгоритм для определения жанра произведения”

СКАЗКА

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Сказочные явления

Сказочные предметы

Сказочные герои

Концовка

Троекратный повтор

Добро побеждает зло

Устаревшие слова

По таблице дети находят сказочные приметы и доказывают, что изученные произведения – сказки. По алгоритму дети уточняют, какие это сказки.

1 вариант – сказка авторская (В.И.Даль)

2 вариант – сказка народная (в обработке Л.Н.Толстого)

5). Моделирование обложки для сказки.

- Теперь у нас достаточно данных для того, чтобы составить модель обложки для сказки.

(В специальных блокнотах для моделирования дети составляют модель обложки для своей сказки. У доски работают по одному ученику и из предложенных моделей выбирают подходящие, обосновывают свой выбор. Остальные проверяют и доказывают правильность своих составленных моделей)

1 вариант                                                            2   вариант

                         

(Значком круг обозначается жанр – сказка, синим цветом – произведения о людях (бытовые сказки).

6). - Сравнить зачин сказки.

(Выборочное чтение)

- Сделать вывод. (Начало сказок одинаковое)

Физминутка:

- “Выйдем” и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.

7). Сравнение основной части сказки.

- Расскажите, как появилась Снегурочка в вашей сказке.

(Каждый вариант рассказывает, как появилась Снегурочка)

- За что старики любили Снегурочку?

- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку.

Карточка 1 варианта:

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

Карточка 2 варианта:

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.

(Дети восстанавливают содержание сказки)

8). - Сравнить, как закончилась каждая из сказок.

(Выборочное чтение)

- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

- Придумайте своё окончание сказки.

VI. Обобщение.

(На доске заполненная таблица:

Вариант Название Автор Герои Жанр Модель Начало (зачин) Основ. часть Окончание
I Девочка Снегурочка

Х

В.И.Даль

Х

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк, Лиса

Жучка

Х

Сказка Авторская

Х

В.И.Даль

img5.gif (126 bytes)

Девочка Снегурочка

Х

Жили-были…

Х

Разные события

Х

Снегурочка вернулась домой

Х

II Снегурочка

О

Народ

О

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Сказка Народная

О

О

народная

Снегурочка

Жили-были…

Х

Разные события

О

Снегурочка растаяла и превратилась в облако

О

(Х и О обозначают различия в сказках)

- Вот мы и сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

  • Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
  • В сказках добро побеждает зло.
  • Обе сказки по-своему хороши.
  • Обе Снегурочки понравились. и т.д.

VII.Дополнительное задание.

- Снегурочка – одна из любимых героинь русских сказок. На основе народных сказок В.И. Даль создал литературную сказку “Девочка Снегурочка”. Русский писатель А.Н. Островский написал поэтическую сказку для взрослых “Снегурочка”, а композитор Н.А. Римский-Корсаков – музыку к этой сказке. Так появилась опера “Снегурочка”.  У русской народной сказки “Снегурочка” очень много вариантов. Как вы считаете, почему это происходит?

(Народная сказка передавалась устно от человека к человеку, изменялась, поэтому, в итоге, получались различные варианты.)

- Прослушайте пересказ народной сказки в обработке Л.Н. Елисеевой.

- Ещё один вариант сказки в обработке М.Х.Свентицкой пересказывает другой ученик.

(Подготовленные ученики рассказывают сказку, остальные находят различия)

VIII. Итог урока.

1). - В чём различия сказок авторских и народных?

- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”)

2). – Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания)

3). Оценки за урок.

4). Домашнее задание:

  • Творческое – нарисовать иллюстрацию к сказке
  • В рабочей тетради – с.66, задания № 3, 4.
  • В учебнике – с. 142, задание № 6.