Предпрофильная подготовка учащихся

Разделы: Физика


Предпрофильная подготовка учащихся.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. В целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени предусматривается проведение в 9 классах основной школы предпрофильной подготовки. Для этого в базисном учебном плане выделяется 2 ч в неделю (68 ч в год) на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы. Основной целью этих курсов в предпрофильной подготовке является ориентация школьников на выбор профиля с соответствии с интересами, склонностями и способностями.

В нашей школе третий год подряд ведётся целенаправленная работа по внедрению краткосрочных предпрофильных курсов по основным предметам. В первый год я вёл курс “Практическая астрономия” в 9 ч в неделю, то остальные годы в 17 часов в неделю. Так как опыт показал, что выгоднее организовать 4 курса по полугодиям, чем 8 курсов по четвертям. Эти курсы были организованы в основном по желанию учащихся. 2 года у нас не преподаётся предмет астрономии, а у учащихся есть огромное желание изучить астрономию. Поэтому, наряду с освещением некоторых вопросов на уроках физики, я выбрал тему предпрофильного курса “Практическая астрономия”.

Ниже приводится программа и тематическое планирование (приложение 1) предпрофильного курса по физике 9 класса. В основном уроки проводятся в виде лекции или кинолекции. Большое место уделяется творческой и индивидуальной работе с учащимися.

Программа предпрофильного курса по физике в 9 классе.

“Практическая астрономия”. 17 часов.

Пояснительная записка.

Настоящий курс составлен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Данный курс поможет усилить заинтересованность учащихся в изучении физики и астрономии, развитию практических умений и навыков учащихся, развитию интеллектуальных способностей подростков, их социальной активности и подготовку к продолжению образования по профилю и сознательному выбору профессии. Элементы практической астрономии изучаются для объяснения наблюдаемых невооружённым глазом движений небесных тел, понимания принципов ориентировки на основе астрономических наблюдений и практического использования звёздных карт.

Выполняемые учащимися под руководством учителя наблюдения имеют для курса астрономии столь же важное значение, как опыты и лабораторные работы в других естественно – научных предметах.

В программе дан перечень обязательных демонстраций и практических работ. Указана литература для учащихся и учителя и перечень учебного оборудования.

Введение. 2ч.

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, место астрономии среди других наук, её значение). Телескопы. Развитие астрономии (от древности до современности).

Практические основы астрономии. 15 ч.

Звёздное небо. Созвездия. Небесная сфера и её основные элементы. Изменение вида звёздного неба в течение суток и года. Горизонтальные и экваториальные координаты звёзд. Звёздные карты. Способы определения географической широты. Годичное движение Солнца. Эклиптика. Основы измерения времени. Календарь.

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Демонстрации.

  1. Основные точки, линии и плоскости небесной сферы на модели.
  2. Изображение звёздного неба на картах и атласах.
  3. Горизонтальные и экваториальные звёздные координаты на модели небесных координат
  4. Особенности суточного движения звёзд, Солнца на различных географических широтах.
  5. Годичное движение Солнца на моделях и звёздных картах.
  6. Простейшие астрономические методы определения географической широты.
  7. Движение Луны и её фазы.
  8. Солнечные затмения.
  9. Лунные затмения.

Практические работы.

  1. Визуальные наблюдения осеннего, зимнего, весеннего звёздного неба под руководством учителя.
  2. Работа с ПКЗН.
  3. Наблюдения в телескоп

Перечень учебного оборудования.

  1. Карты звёздного неба (демонстрационные).
  2. ПКЗН (ученические)
  3. Модели для демонстрации солнечных и лунных затмений (СЛЗ - 50).
  4. Бинокль.
  5. Телескоп – рефрактор.
  6. Модель небесной сферы. (СФА).
  7. Модель небесных координат.
  8. Таблицы по астрономии.

Кинофрагменты.

  1. Радиотелескопы.
  2. Крупнейший в мире телескоп.
  3. Солнечные затмения.

Видеофильмы.

  1. Астрономия. Часть 1. Студия “Кварт”.

Диафильмы.

  1. Предмет астрономии.
  2. Крупнейшие обсерватории СССР.
  3. Звёздное небо.

Литература для учителя.

  1. Методика преподавания астрономии в средней школе. М. Просвещение. 1985.
  2. Методика преподавания физики и астрономии в 7 – 9 классах общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 1999.
  3. Дидактический материал по астрономии. Г.И. Малахова, Е.К Страут. М. Просвещение. 1989.
  4. Курс общей астрономии. П.И. Баулин, Э.В. Кононович, В.И. Мороз. М. Наука. 1982.
  5. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии. М. Высшая школа. 1963.
  6. Сокровища звёздного неба. М Наука. 1987
  7. Что и как наблюдать на небе. М. Наука. 1979.

Литература для учащихся.

  1. Астрономия. Учебник для общеобразовательных учреждений. П.Е. Левитан. М. Просвещение. 2005.
  2. Астрономия. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2000.
  3. Физика и астрономия 7, 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. М. Просвещение. 1999
  4. Астрономия. Энциклопедия для детей. М. Аванта +. 1998.
  5. Школьный астрономический календарь. М. Дрофа. (ежегодное издание).
  6. Астрономия в её развитие. Ф.Ю. Зигель. М. Просвещение. 1988.
  7. Книга для чтения по астрономии. М.М. Дагаев. М. Просвещение. 1980.