Программа пришкольного лагеря "Улыбка"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка.

Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией и коллективом муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ Калининского района города Новосибирска. Именно поэтому районная молодежная детская общественная организация “Аквилон” уже третий год берет на себя право реализации программы деятельности летнего пришкольного лагеря в одной конкретной школе.

При создании программы летнего пришкольного лагеря мы исходим из ряда достаточно простых, но вместе с тем весьма важных оснований:

Летний пришкольный лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе, как мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения подростков.

Летний пришкольный лагерь, располагается на базе средней общеобразовательной школы № 184, по адресу: 630027, город Новосибирск, ул. Макаренко 25/1, кабинеты 1, 2, 4, 6, 8, и предназначен для детей 7 – 14 лет.

Цель: создание условий для творческого самовыражения личности, развитие самостоятельности, активности, ответственности за сделанный выбор.

Для достижения этой цели программа должна обеспечить решение следующих задач:

  • Создание ситуации сознательного выбора сферы деятельности и выражения своих интересов;
  • Формирование основ экономических знаний, научение азам планирования бюджета;
  • Объединение интеллектуально-творческой молодежи, заинтересованной в общении, имеющей собственные взгляды на жизненные явления и современные изменения в обществе.
  • Обучение участников лагеря технологиям пропаганды идей здорового образа жизни среди подростков
  • Обучение на основе анализа игровой ситуации оценивать реальную ситуацию, намечать перспективы своего дальнейшего развития.
  • Раскрытие творческих способностей детей
  • Создание единого коллектива с эмоциональным климатом взаимопонимания, сотрудничества, доброты, радости, способствующего успешной социализации детей и подростков.
  • Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка.
  • Задачи летнего пришкольного лагеря.
  • Воспитание гражданственности в рамках реализации идей краеведения.
  • Формирование эмоционально-ценностного отношения в среде социального окружения подростка.
  • Пропаганда здорового образа жизни в среде учащиеся молодежи.
  • Формирование социально-активной личности подростка.
  • Развитие культуры общения детей со своими сверстниками.
  • Развитие бережного отношения к родной земле, природе, миру, культуре.
  • Развитие навыков адаптации детей в окружающем мире.
  • Развитие практических умений и навыков в различных видах творчества и искусства.

Основные принципы летнего пришкольного лагеря “Улыбка”:

  1. Создание в коллективе атмосферы радости, доверия, стремления к познанию и развитию.
  2. Принцип природосообразности. Воспитание у детей собрано их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.
  3. Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Программа способствует созданию всего вышеперечисленного.
  4. Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
  5. Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, научаясь уважать близкого, стремясь понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.
  6. Принцип эффективности социального взаимодействия. Способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации.
  7. Максимальная занятость подростков микрорайона и близлежащих школ города в летний период

Содержание программы

Наиболее оптимальным средством организации досуга детей в летнем лагере мы считаем сюжетно-ролевую игру. В игре можно примерить на себя разные социальные роли. Эта форма учит и развивает ребенка не заметно для него самого.

Подготовительный этап реализации программы

Подготовка материально-технической базы школы к открытию летнего трудового лагеря.

Кадровое обеспечение летнего трудового лагеря

Создание и подготовка вожатского отряда (смотри приложение 1)

Разработка идеи “Королевство радости”

Анкетирование родителей школы на предмет желания зачисления в состав смены лагеря.

Вступление в отношения партнерства и сотрудничества с некоммерческими общественными организациями, представителями ТОСа “Исток”, администрациями ККЗ Космос, ДК им. Гайдара, ПКиО Сосновый бор, краеведческого музея, бассейна “Афалина”, Новосибирского зоопарка, краеведческого музея, театра “Метро”, Главного Управления Пожарной части с целью получения помощи в организации смены.

Основной этап реализации программы

Игровая модель смены включает в себя три периода

Организационный период.

Задачи: введение в игровую ситуацию, создание мотивации для дальнейшей деятельности.

Происходит освоение ролевых отношений, объяснение сути и правил игры. Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах). Итогом организационного периода становится представление отрядов.

Основные дела: игра по станциям “Здравствуйте, это мы!”, открытие смены “Королевство радости”, гостевания.

Основной период.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

В этот период происходит практическая реализация смены. Отряды начинают развивать свой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или на развлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем пути трудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят к пониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологического климата в отрядах.

Возможна корректировка отдельных частей программы в случае необходимости.

Основные дела: день чистого королевства, олимпиада “Шаробол”, день Добра, шоу “Мы за здоровье”, бал “Красота - это мы!”, “В гостях у сказочных героев”, день науки.

Итоговый период.

Задачи: создание условий для адекватной оценки полученных знаний и навыков, а также положительного подведения итогов.

В этот период необходимо учесть, какое впечатление оставила игра у детей. Для этого проводится анкетирование. В заключении игры определяется отряд-лидер и награждение активных участников программы.

Механизм реализации программы летнего пришкольного лагеря “Улыбка”

Программа ориентирована на первичный временный детский коллектив.

Режим работы лагеря с 09.00 до 15.00, обед в 13.00 часов.

Лагерный день начинается зарядкой и линейкой, где подводятся итоги

предыдущего дня и объявляются планы на текущий день; в течение лагерного дня ребята обеспечиваются двухразовым питанием (завтрак, обед), участвуют в трудовой деятельности и культурно-массовых мероприятиях.

Кадровое обеспечение.

Начальник лагеря, зам. начальника лагеря по научной работе, зам. начальника по методической работе, воспитатели (по 2 человека на отряд), вожатые (учащиеся 9-11 классов), помощники вожатых (учащиеся 7-8 классов), психолог,

организатор спортивных мероприятий, руководители кружков. Итого: 13 ставок.

Продолжительность лагерной смены “Улыбка” 18 день в режиме пятидневной недели.

Участники лагерной смены: учащиеся школ района.

В школах разработана собственная программа воспитательной работы, которая в данный момент находится в стадии апробации. Согласно этой программе, в школе строится собственная воспитательная система, под которой мы понимаем: единство взаимосвязанных целей, т.е. тех идей, ради которых она создается; она создает субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей и в этой деятельности интегрирующих субъект в определенную школьную общность (класс, параллель, детская организация, школа в целом). Это и среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию названных компонентов в целостную систему.

Приоритетным направлением работы школы является - социализация личности на различных ступенях обучения. Это рассматривается как в учебном, так и в воспитательном процессах. Данная деятельность отчетливо прослеживается в планах воспитательной работы классных руководителей, которые составлялись исходя из общешкольного плана.

Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы его реализации.

Исходя из сказанного, целью воспитательной системы школы является: формирование гармонично развитой личности, адаптированной к условиям реальной жизни; личности способной самостоятельно строить жизнь достойную человека.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, как по вертикали, так и по горизонтали системы, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

  • Создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем – вся воспитательная работа в школе строится с учетом личностных особенностей учащихся, создание благоприятных условий, комфортности как в учебной так и во внеурочной деятельности.
  • Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных
  • возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений – деятельность детской общественной организации.
  • Укрепление здоровья ребенка средствами физической культуры и спорта – проведение профилактической работы, дни здоровья, исследовательская работа в области здоровьесберегающих технологий.
  • Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности – проведение занятий художественной студии, спортивных секций, работа мастерских по изготовлению костюмов, деятельность вожатского “клуба”.
  • Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма – проведение мероприятий, направленных на изучение прав ребенка (изготовление собственной печатной продукции, издание учебника по самоуправлению).
  • Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в самоуправлении школой – в школе работает Совет школы, все вопросы решаются совместно с родителями, проводятся недели для родителей.

Игровой сюжет.

По условиям сюжетно-ролевой игры, предусмотренной содержанием смены, каждый отряд будет являться факультетом Академии Объединенного королевства Радости. Студенты принимают его законы и выполняют их. Каждый факультет выбирает себе героя, который будет перемещаться по общему игровому полю, размещенному на главной стене лагеря, отражая жизнь отряда. Факультет выбирает свой герб, направление деятельности, устанавливает свои законы, действующие на ее территории.

Доказав свое единство и способность работать сообща, факультет получает в свои владения Дом, который построили сами в первый день. Наличие Дома дает право жителям на свободу выбора. Это означает, что факультет становится самостоятельным, может развиваться, зарабатывать золотые монеты (денежная единица королевства), производить денежные операции участвовать в Совете Академии.

За участие в делах Академии, факультет получает несколько золотых монет и право на приобретение нового имущества (знания, магия, сюрприз, часть карты и т.д.).

Каждый день на огоньке (круглом столе) жители факультета решают, на что будут завтра расходовать свои сбережения. Они могут приобрести недвижимость или приватное право (например, право проведения зарядки), потратить золотые монеты на развлечения. Вожатые (старосты) отрядов могут только советовать, но не имеют права влиять на решение ребят. Казначей факультета (должность выборная, срок службы 3 дня) выражает ее волю на Совете Академии, который проводится так же каждый день.

В конце смены проводится подведение итогов работы города, умения им найти компромисс в расходовании золотых монет. Побеждает тот факультет, который и увеличил свою территорию и свое благосостояние, смог реализовать себя, и в тоже время отличался яркой и насыщенной деятельностью.

В процессе игры ребята сталкиваются с ситуациями, когда трудно выполнить задание в одиночку и нужно обращаться за помощью к соседним городам. Умение вести переговоры и откликаться на просьбу о помощи, является одной из составляющих повышения авторитета среди “соседей”. В конце игры путем голосования будет определяться самый “гостеприимный” факультет.

Система поощрения.

Во время работы факультетов отмечаются успехи отдельных детей. Самые активные, творческие, внимательные ребята по итогам дня (их выбирают на круглом столе жителе города) оставляют оттиск своей ладони на стене Почета. Все итоги личных достижений проводятся в конце смены с награждением.

Каждый день за участите в мероприятиях или за проявление инициативы в помощи жителям королевства факультет получает золотые монеты, которые может потратить по своему желанию.

Игровая терминология.

  • Лагерь – королевство Радости. Академия
  • Директор - профессор
  • Вожатые – старосты факультетов
  • Отряды - факультеты
  • Дети - студенты
  • Ребенок, выражающий решение отряда на общем сборе – казначей
  • Стена, на которой отражаются достижение отдельных ребят – стена Почета
  • Огоньки – круглый стол
  • Сбор казначеев – сбор представителей отрядов
  • Выход в город – поездка за границу
  • Утренний сбор отрядов – старт дня
  • Завтрак, обед - банкет
  • Столовая – банкетный зал