Летняя экологическая площадка "Школа дикой природы"

Разделы: Внеклассная работа


“Тот, кто изучает природу не через идею
любви, никогда не постигнет ее законов”
Ф. Шлегель

Данная программа разработана для летней экологической площадки, посещали которую учащиеся 4 – 6 классов нашей школы в течение 10 дней.

Цель программы:

  • развитие творческих,
  • исследовательских способностей детей в период летнего отдыха.

Задачи:

  1. на практике показать взаимосвязь и взаимозависимость составных частей экосистем;
  2. способствовать развитию у детей исследовательских способностей с помощью экспериментов, наблюдений;
  3. развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.

Познание тайн природы происходит через развитие восприятия, воображения, эмоций и чувств ребенка. Ведь чтобы осознать что-то, человек должен это пережить. Не прочитать, не увидеть или услышать, а почувствовать, прожить, пройти через радость, восторг, удивление. Мы забываем цифры, факты, но сильные эмоции не забываются никогда. Поэтому теоретические вопросы в нашей программе сочетаются с практической работой: наблюдением, постановкой опытов (один из них стал основой для большой исследовательской работы ученика, которая была представлена на городской экологической конференции школьников). Наша программа позволяет не только учить детей задавать вопросы, но и самим стараться находить на них ответы – всматриваться в окружающий мир, думать и анализировать, делать свои, пусть маленькие, но открытия.

Занятия проводятся в форме практических работ, игр и экскурсий в окрестностях школы и города, коммуникативных тренингов и тренингов по развитию творческих и исследовательских способностей.

День смены

Мероприятие

Виды деятельности

День первый

“Давайте познакомимся”

  1. Знакомство
  2. Экология – это…
  3. Тренинг “Путь в неизведанное”
  4. Наблюдаем, измеряем,
  5. экспериментируем

  6. Рефлексия – что нового узнали? Чему удивились?
Игры: “Снежный ком”,

“Мяч – имя”, “Интервью по парам”, “Распутай узел”

Рассказ педагога об условиях работы площадки, мини-тест “Экология – это…”

Занятие 1. “Как выбрать тему исследования”

Знакомство с методами изучения природы, практическая работа “Изучение состава почвы”

Подведение итогов работы за день

День второй

“Растение – это что или кто?”

  1. Приветствие
  2. Тренинг “Путь в
  3. неизведанное”

  4. Живой организм –
  5. растение

  6. Эксперимент
  7. Игра – триллер “От заката до рассвета”
  8. Рефлексия
Игры “Комплимент”, “Носы”, “Разведчик”, “Монстр”

Занятие 2. “Как определить цель и задачи исследования”

Экскурсия на пришкольный участок,

беседа об особенностях строения растения и его клеток

Изучение клеток растений под микроскопом

Загадки и вопросы о растениях

Подведение итогов работы за день

День третий

“Как живешь, растение?”

  1. Приветствие
  2. Тренинг “Путь в
  3. неизведанное”

  4. Как живешь, растение?
  5. Эксперимент
  6. Игра “Слепая прогулка”
  7. Рефлексия
Игры “Подарок”, “Рисунок на спине”, “Описание с закрытыми глазами”

Занятие 3. “Главное умение исследователя”

Беседа, работа с аппликациями

Опыты по фотосинтезу, транспирации, дыханию растений

Определение пород деревьев и кустарников по коре, листьям (с завязанными глазами)

Подведение итогов работы

День четвертый

“Мир, который жужжит, пищит, стрекочет”

  1. Приветствие
  2. Энтомологическая разведка
  1. Мини-лекция по
  2. энтомологии

  3. Тренинг “Путь в
  4. неизведанное”

  5. Игра “Звездный час”
  6. Рефлексия
“Звук моего голоса”, “Острый глаз”

Выход в лес - сбор материала для занятия

Игра “Чьи ножки, крылышки, голова?”

Работа с определителями – определение вида насекомых

Занятие 4. “Проблема – исследование – решение”

Энтомологический конкурс

Подведение итогов работы

День пятый

“Кто-кто в этом озере живет?”

  1. Приветствие
  2. Тренинг “Путь в неизведанное”
  3. Экскурсия на водоем
  4. Практикум
  5. Турнир смекалистых
  6. Рефлексия
“Улыбка”, “Мяч по кругу”, “Связующая нить”

Занятие 5. Зачем исследователю смелость”

Сбор материалов для практического занятия

Работа с определителями, составление цепей питания обитателей водоема.

Загадки, вопросы об обитателях водоема, условиях жизни в нем.

Подведение итогов работы

День шестой

“Про птиц и не только…”

  1. Приветствие
  2. Тренинг “Путь в неизведанное”
  3. Конкурс “Чье гнездо и чья нора?”
  4. Конкурс стихов, сказок, рассказов, рисунков, посвященным природе
  5. Игра “Звериная угадайка”
  6. Рефлексия
Игры “Солнечный луч”, “Цветок всей группой”

Занятие 6. “Как сделать выводы”

По рисункам , макетам определить места обитания животных

Вопросы и загадки о зверях, рисование на тему “Где живут птицы и звери”

Подведение итогов работы

День седьмой

“Там, на неведомых дорожках”…”

  1. Приветствие
  2. Игра “Робинзонада”
  3. Экологическая викторина “Всякая всячина”
  4. Рисование на тему “Человек в лесу”
  5. Рефлексия
“Комплимент”, “Гусеница”, “Скульптура”

Выход в лес

Оформление листовок, плакатов, рисунков

Подведение итогов работы

День восьмой

“Все-все - на свете нужны!”

  1. Приветствие
  2. Беседа “Трофические связи в природе”
  3. Игра “Пирамида жизни”
  4. Игра “Хищник – жертва”
  5. Рисование на тему “Мой тотем”
  6. Рефлексия
Передача энергии по кругу.

Работа с аппликациями, рисунками, фотографиями животных, растений

Подведение итогов работы

День девятый

“Все вместе мы – сила!”

  1. Приветствие
  2. Игра – тестирование
  3. Экскурсия по экологической тропе
  4. Медитация “Дерево”
  5. Игра “Зов тайги”
  6. Рефлексия
“Рассказ по одному слову”

Игра “Кораблекрушение”

Выход в лес

Конкурсные задания

Подведение итогов работы

День десятый прощальный

  1. Приветствие
  2. Презентации мини – исследований
  3. Мозговой штурм
  4. Заключительная игра “Карусель”
“Улыбка”, “Необычный рассказ”

Представление индивидуальных и групповых исследовательских работ

Прощание со сменой

 Литература:

  1. Алексеев С. В. И др. “Практикум по экологии”, М., АО МДС,
  2. 1996 г.

  3. Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике, М., ТЦ “Сфера”, 2003 г.
  4. Росляков Г. Е. “Птицы вокруг нас”, Хабаровск, 1997 г.
  5. Савенков А. И. “Путь в неизведанное”, М., Генезис, 2005 г.
  6. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. “И учеба, и игра: природоведение”, Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  7. Феоктистов С. В., Феоктистова Н. А. “Организация экологического туризма со школьниками и взрослыми”, Благовещенск, 2000 г.
  8. Фопель К. “Как научить детей сотрудничать?”, части 3, 4, М., Генезис, 1998 г.
  9. “Храм природы”, информационно- методический сборник Амурского отделения Социально – Экологического Союза, № 3- 4 , 1999 г.