Конспект урока по изобразительному искусству во 2-м классе на тему "Новогодняя елка"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока:  урок-образ

Цели  и задачи  урока:

  1. Формирование  и  развитие  творческих  способностей  учащихся.
  2. Развитие воображения  и  фантазии  при создании данного образа.
  3. Формирование  художественно-графических  умений : получать  пастельные  цвета  с помощью  белил,  уметь  цветом  выделять  главное,  размещая  его  в  центре  листа  и  как  можно  больше  по  размеру.
  4. Познакомить  детей  с  разными  формами  изображения  новогодней  красавицы,  используя  различные  приемы  (мазок  должен  ложиться  сверху  вниз,  при  выполнении  складки  кисть  ставим  на  кончик,  а  затем  ведем  с  увеличением  нажима.
  5. Развивать  эмоциональное  восприятие  цвета,  как  средство  передачи  настроения,  праздничной  обстановки,  своего  отношения  к  изображаемому  образу.

Оборудование:

  • Репродукции   Л.Фроленковой   Новый  год, И.Шишкина   На  севере  диком…
  • детские  работы с изображением  ёлки
  • таблицы  тёплые  и  холодные  цвета (приложение 1, приложение 2)
  • таблица  цветовой  круг   и  смешивание  цветов   (приложение  3)
  • поэтапное  выполнение  работы  (приложение 4, 5, 6, 7)
  • кассета  с  новогодними  песнями
  • гуашь,  акварель
  • кисти, палитры,  баночки  с  водой
  • виды  изображения  ёлки  (приложение  8)

План  урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Сообщение  темы  и цели  урока.
  3. Проверка  знаний по  цветоведению.
  4. Изложение нового  материала.
  5. Самостоятельная  работа  по этапам.
  6. Выставка  работ.  Подведение  итогов  урока.

Ход  урока

Этот урок проходит  в праздничной  обстановке:  класс украшен гирляндами,  ветками обвитыми  нарезными салфетками,  создающие прелесть зимнего  узора.  Снежинками,  которые  прикреплены  везде:  на  стенах,  стеклах,  мебели.   Напоминая  о снеге,  таком   пушистом  и  мягком,  игрушками  из фольги,  которые  сверкая,  переливаются,  вращаясь  в потоке  тёплого  воздуха, а на  учительском  столе  стоит  наряженная  ёлочка.  Звучат  новогодние  песни.  Всё  это  создаёт  праздничное  настроение,  особый  настрой на проведение  урока.

Вначале  урока  мы закрепляем  знания о цвете:  Какие цвета вы знаете? (приложение 2, 3)
Назовите  основные и дополнительные цвета (приложение 4).  Кроме таблиц  для фронтального опроса  использую  карточки индивидуального пользования. Особое внимание  уделяем  зелёному цвету и  по таблице  видим , что он  может  быть и  тёплым  и холодным.  (приложения  1, 2, 3)

Я  прихожу  с подарками,
Блещу  огнями  яркими
Весёлая,  нарядная
На  новый  год  я  главная!

Так  звучит  тема  урока образа  и  сразу лес рук. Конечно, ребята, новогодняя  ёлка!  С чего  же мы  начнем  работу на белом листе.  Сначала  определимся  с  расположением  листа  (вертикально )  и вспомним  правило: «Кто прилежен и умён  тот сначала пишет  фон.»  Каким он может быть ,чтобы передать восторг,   радость,  праздничное  настроение.  Для этого  рассмотрим  две  картины  художников  и ребята  безошибочно  говорят  о  выборе  тёплой  цветовой  гаммы. Выполняя фон,  ученики  смешивают  на палитре  краски  с белой,  получая  мягкие,  пастельные  тона (приложение  5). И  вот фон  готов. И  мы переходим  к главной  задаче  нашего урока,  как нарисовать  ёлочку.  И в этом нам  помогает  вопрос: «На что похожа  ёлка  по  форме?»  Дети  называют  треугольник,   зонтики,  и что важно,  женскую  фигуру  в  длинном  платье.  Ассоциируя  ёлку  с  женской  фигурой,  чаще  говорят  о  фигуре  девушки,  подчёркивая  тем  самым  её  стройность.  Эта  ассоциация  сразу  создаёт  правильный  по  пропорциям  образ  дерева:

  • маленькая  головка  с головным  убором;
  • небольшие  плечи;
  • юбка  расширяющаяся  к  низу.

«Если ёлка – это  женщина  в  сарафане,  то  как на нём  будут  лежать  складки?».  «Сверху  вниз»,  -  отвечают  ребята.  А   значит,  что  мазок,  которым  следует  рисовать  елку  должен  ложиться  сверху  вниз.  Ставим  кисть  на  кончик,  а  затем  ведем  вниз  с  увеличением  нажима – получается  складка.  Чтобы  ёлочка получилась  объёмной   между складками – ветками положим по  темному  мазку,  смешивая  зеленую  и  синюю  краски.  Затем  рисуем  ствол,  но не сплошной  линией,  а  так  будто  он проглядывает  из-за  колючих  веток.  У  ёлки  ствол  в  иголках  поэтому,  он  не  просто  коричневый,  а  коричневато-зеленый.  Смешиваем  на  палитре  и  прорисовываем  (приложение  5).

Пока  наша  ёлочка   подсыхает,   ребята придумывают  разные   украшения  для зала  (приложение 6),  где  стоит  новогодняя  красавица,  подарки,  которые приготовил  Дед  Мороз   для  детей  (приложение  7).  Как  только  видим,  что   ёлочка  готова,   одеваем  её  в  праздничный  наряд. В  конце  урока  мы  видим,  что работа  удалась!  (выставка  работ  учащихся   на  доске  -  приложение 8)  Итог  великолепен!  Ёлочки - стройные  красавицы  с нетерпением  ждут  гостей!  А  в  классе  царит  атмосфера  праздника  -  Нового  года!

Используемая   литература.

«Сказка  о  красках»  книжка  -  раскраска

Рисование  в начальной  школе.  -  СПб.:  «Издательский  Дом    «Нева»»:  «ОЛМА-ПРЕСС»,  2003.  -  192 с. (Серия  «ЗОЛОТАЯ  коллекция  начальной  школы»).

Аппликативно   выполненная   таблица  по  цветоведению   по  обложке  учебника  Т.Я.Шпикаловой   Изобразительное  искусство  в  3 классе. Москва  «Просвещение» 1985.

Презентация на тему «Новогодняя елка».

Приложения можно получить у автора статьи.