Внеклассное мероприятие в 7-м классе "Доброта"

Разделы: Музыка


“Твори добро без шума,
ибо милостыня должна быть тихой”

И.В. Шишкин

Цели:

  • на разнообразном материале попытаться понять, что такое добро;
  • обратиться к ярким, неординарным поступкам, суждениям о доброте, накопленным человечеством, и при этом не бояться высказывать свои мысли.

Формы проведения: сюжетно-ролевая игра, инсценирование.

Подготовительная работа:

1. Создание инициативной группы с целью проведения анонимного анкетирования среди одноклассников: “Что такое добро?” “Какие добрые поступки ты совершал?”

2. Анализ анкет учащихся.

3. Разработка ситуаций для обсуждения.

4. Подготовка ролевой игры: первая группы – “родители”, вторая группы – “дети.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово классного руководителя:

“У злых людей нет песен”. Не помню, чьи это слова, но сказано здорово. Красота со злом несовместима. И я с особым удовольствием перехожу к вопросу, посвящённой слову доброта.

Доброта..... Какое “старое” слово! Не века уже, а тысячелетия длится дискуссия о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна.

Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными равнодушными бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.

- Не будете ли вы столь любезны...

- Премного вам обязан...

Дело ведь не в словах, а в интонациях, во внутреннем отношении друг к другу.

Подруга посмотрела на подругу “не так” – сколько по этому поводу может произойти обид, объяснений, ссор. Мы обычно иронизируем над подобной “мелочностью”. До тех пор, пока на нас самих кто-то не посмотрит “ не так”. Тут мы взрываемся. Человеческая душа – очень тонкий и чуткий инструмент. Один косой взгляд, одно грубое слово может испортить настроение на целый день, а то и больше.

Доброту часто связывают с культурой. Культура – прежде всего уважение к людям, внимательность к ним, доброта. Неверно было бы вести разговор о доброте без учёта условий жизни людей, вне времени и пространства. Чем лучше люди живут, чем они спокойнее, счастливее, тем больше у них возможности быть добрыми. Когда же у человека жизнь не благоустроена, когда он не успевает сделать самое необходимое, вынужден суетиться, метаться, он поневоле становиться раздражительным, невнимательным, несправедливым к людям.

В большинстве случаев зло, жестокость идут не от нужды, не от трудности жизни, а от духовной бедности, от малой эмоциональной культуры, от честолюбия и жадности.

Ведущий читает письмо.

В редакцию пришло письмо из Ленинграда. Вернее это было не письмо, а “крик души”. “Моему сыну Андрею пятнадцать лет. Учиться он в восьмом классе. Учиться плохо, стал пить вино, совершил преступление. Семья у нас нормальная, трудовая. Мы с мужем всю жизнь работаем. В семье нет пьянства, дебошей, неверности. И я никак не могу понять, как мы могли вырастить морального урода. Мне стыдно перед людьми, с которыми я живу и работаю. Помогите разобраться; если виновата я, осудите меня. Многие матери имеют подрастающих сыновей. Я не хочу, чтобы они испытали то, что довелось испытать нам с мужем. Предупредите их...”

Классный руководитель: В чём же тут дело? Весенним вечером Андрей и его дружок Виталий распили бутылку вермута в подъезде, и пошли в кино. Посмотрели кино-боевик, и им захотелось тоже чего-то “ героического”. Но фантазия дальше второй поллитровки не двигалась, а денег, как всегда, не хватало. Увидели возле магазина старика подвыпившего шестидесятилетнего старика и уговорили его “войти в долю”. Выпили. Показалось мало. Начали требовать у старика ещё денег. Тот отказался. Андрей ударом по голове свалил его на асфальт. Рыли по карманам, били и руками и ногами, сквернословили..... Тут их и арестовали. То, что предшествовало преступлению, тоже достаточно мерзко, Андрей пил водку, курил, играл в карты на деньги, отбирал у малышей деньги, выданные им на завтрак. Пропускал уроки. Домой приходил поздно...

Откуда же у Андрея появились нравственные вывихи? Чего не хватило родителям в их воспитательной системе?

Высказывания учащихся.

Вывод классного  руководителя.

Вся атмосфера семьи в трудные минуты должна быть пропитана негодованием, презрением к лени, обману, подлости, пьянству. С раннего детства каждый должен чувствовать грань между шалостью и пророком, подлостью. Должен чувствовать, что, переступив эту грань, он не сможет быть членом семейного коллектива, с ним не захотят жить.

Никто не становиться на путь преступления за один день. Короче говоря, и в школе и в семье не было атмосферы гнева и нетерпимости к тем порокам , которые привели Андрея на скамью подсудимых. И всё это из-за того, что люди, рядом с которыми проходило его детство, – родители, учителя, соклассники – оказались слишком добрыми .

Впрочем, доброта ли это? Можем ли мы назвать “добрым” хирурга, который отказывается ампутировать пациенту палец по той причине, что это больно, хотя знает, что в итоге пациент лишится всей руки, а может быть, и жизни?

Рассматриваем ситуацию. Мини-сценка

Марина ученица одиннадцатого класса выполняла поручение своего классного руководителя. Одноклассницы Насти долго не было в школе. И классный руководитель попросил Марину сходить к ней домой, а жили они в общежитии. Вахтер тотчас впился взглядом.

- К кому идёшь?

Тон у вахтёра такое, что окружающие невольно начали оглядываться на Марину с подозрением. Испытывая довольно унизительное ощущение, Марина объяснила, что она хочет проведать свою одноклассницу. Вахтёр посмотрел и послал “старшему”. Через толпу Марина пробралась к нему. Выслушав Марину, “старший” сурово скомандовал: “Иди”. Минуя вахтёра, Марина не удержалась:

- А всё таки вы должны были спросить меня совершенно другой интонацией...

- А вы другой интонации и не понимаете, – ответил он со значением в голосе.

Никто Марину не оскорбил, воровкой не назвал, но ушла она, сгорая от стыда. Конечно спросить нужно, но разве трудно улыбнуться, пошутить, проявить доброжелательность?

Мнения учащихся.

Давно замечено, что с годами люди становятся добрее. Чтобы понять чужую боль, надо пережить её самому. Как говорил Маяковский, “лишь лёжа в такую вот гололедь, зубами вместе прослякав, поймёшь: нельзя на людей жалеть ни одеяло, ни ласку!” Очень часто несчастья и трудности сближают людей, делают их внимательнее, заботливее.

От молодёжи зависит каким будет будущее: более добрым или более жестоким.

В наш век люди не любят сентиментальности, они стали более сдержанными и ироничными. Но внешняя сдержанность – одно, а душевная глухота – другое. А кое-кто этой глухотой даже бравирует.

Один во время киносеанса в самом волнующем месте отпустит ироничную реплику, другой посмеётся над пожилой женщиной упавшей во время гололедицы, третий назовёт “сентиментальной” музыку Чайковского, пятый... пятый бросит камнем в замерзающую на льду утку, а шестой постесняется назвать его подлецом.

Доброта нужна не только для слабых, тех, кого мы защищаем, кому помогаем. Для нас самих это столь же важно. Доброта приносит радость ощущения, что ты человек. Что такое счастье – каждый понимает по-своему. Но, наверное, всё же ближе всех к истине тот, кто видит его в любви к людям, в помощи им, кто не скупиться для них ни на добрые слова, ни на добрые дела. В ответ и люди награждают его счастьем. Они Добрые.

После проведения классного часа “Доброта”, классный руководитель с ребятами решили принять участие в добрых делах.

Например: собрать вещи для нуждающихся, игрушки в детский дом, приют; оказать посильную помощь одиноким пенсионерам; покормить птиц; ответить на грубость добрыми словами!