Урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка" (повторение по теме "Словообразование" и "Орфография")

Разделы: Русский язык


Тема: Путешествие по стране Русского языка.

Цель:

а) закрепить полученные умения и навыки на предыдущих уроках по данной теме, повысить грамотность письма учащихся.
б) привить и воспитать у школьников любовь к русскому языку, чувство ответственности за соблюдение норм правил русского литературного языка.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация сформированных умений и навыков.

Слово учителя:

Путешествие в страну Русского языка – это доступно каждому. К вашим услугам – теплоход «Морфология». На нём вы совершите тур в пределы государства, где обитают языкознанцы. Вас ждут чудеса: заход в столицу Сущград, встреча с президентом Прилом, посетите самый большой водопад Глагол, отдохнёте у Чернильного моря, побываете в гостях у Орфографии. Этот тур будет вам стоить всего 52 пятёрки (26 учеников). У нас самые низкие цены. Получите «5» - и вы уже в пути.

На доске заранее написаны задания:

1.

а) Вставить буквы:

Долго р..сло р..стение, выр..щенные р..стовщиком из Р..стова по имени «Р..стислав», пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.

б) Фонетический разбор - друзья

в) Синтаксический разбор
Рыжий котище спал на бревнище и повесил вниз хвостище.

Ученик рассказывает сказку «Тревожные события».

На город напали полчища из царства Неграмотности.
Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж: синеватых облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы.
Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища.
И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа! И Дом дружбы был достроен.

( Л.Гдалевич и др.)

А в это время на доске спроецирован следующий текст:

(Учащимся нужно исправить ошибки + элемент занимательности.)

Дарагой друк, здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблу делать уроки. Зато часта бывайу взаапарки, фкино, наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданья. Пьос.

2. Запись с объяснением. К прилагательным, употреблённым в переносном значении, учащиеся подбирают синонимы.

Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, тяжёлый человек, почётный караул, шёлковый костюм, неясный шёпот, красивый капюшон, жёсткая дисциплина, чёрствый человек, маленькая щелка, ровный шов, мягкая шёрстка.

3. Предупредительный диктант.
Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. Я помню осенние ноги, берёзовый шорох теней. За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень. (С.Есенин).

(А кто на нас обиделся? Кого мы забыли повторить? Правильно. Морфему.).

4. Перфокарта на и, ы после ц.

  1.  

циклон

цифра

огурцы

  1.  

цыпочки

экспедиция

лекция

  1.  

цистерна

цирк

границы

  1.  

круглолицый

цыган

цинга

  1.  

секция

гостиницы

редакция

  1.  

конституция

цыц

улицы

  1.  

курицы

циферблат

циркач

  1.  

операция

сестрицы

проводницы

  1.  

лисицы

таблицы

куцый

5. Замена развёрнутых определений синонимом, состоящим из одного слова (и, ы после ц).

Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль); частый кустарник, которым заросло одно какое-нибудь место (заросли); тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот); глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-нибудь (шорох); число, которое складывается с другим с помощью сложения (слагаемое); основной закон государства (конституция); точная выдержка из какого-нибудь текста (цитата); прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть); инструмент для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах (циркуль); систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция); плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые); бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

6. Образуйте слова с данными морфемами.

1) ся   ближ   при   а   л  (приближался).

2) ый   ост   жал   без   н  (безжалостный).

3) сь   каз   а   по   л   0  (показалось).  

7. Составьте предложение по данной схеме.

… ое   … е   … ет   из-за    … а

 

8. Игра «Кто дольше продержит мелок» (и, ы после шипящих).

Учитель называет трудные слова, один записывает их на доске, а остальные в тетради. Если пишущий на доске допускает ошибку, следующий выходит, берёт у него мел и исправляет. Затем продолжает записывать слова. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок.

Вершина, снежинка, пушинка, пружинка, жираф, пассажир, площадка, щека, хохочу, захочу, шишка, шило, жир, чувствую, участвую, журчит, мычит, чудный, живот, живёт, тишина, шиповник, начальный, овчарка, жирный, сшить, щупальце, жюри, брошюра, щёчка, ёршики, жёлудь, челн, жокей, жонглёр, щеголь, щелка, расчёска, почётный. (выборочно).

Занимательная лингвистическая сказка:


"Как я попал в страну Двоек".

Однажды в выходные я решил сделать уроки пораньше, чтобы потом как следует отдохнуть. Я встал в семь часов утра и начал за­ниматься. Сделал почти все, кроме русского языка. Устал. Только на секунду закрыл глаза, как вдруг увидел...
Моя комната оклеена обоями с изображением двоек. Мой карандаш украшен двойками. Линейка причудливо изогнута в виде двойки. На тетрадке обнаружилась надпись: "Если хочешь стать президентом, учись только на "два".
Я выбежал на улицу: там тоже всё черным-черно. Люди напоминали уродов: короткие ноги и руки, тело вывернуто в форме той же надоевшей двойки.
Я забежал в кафе; там меня особенно поразила дверь с надписью: "Только для двоек".
Расстроенный, вышел я на улицу. Вдруг ко мне подходит полицей­ский, молча надевает наручники и ведет в машину. Привёз он меня, как оказалось, к королю Двоек. Король провозгласил: "Ты нарушил правила въезда в нашу страну. По законам страны Двоек ты не имел права оказаться здесь: в твоём дневнике можно встретить "тройки", "четвёрки", даже "пятёрки", но очень немного "двоек". Ты заслужил наказание за это: я посажу тебя в тюрьму на десять лет. Это твой последний шанс. "
Я ужасно испугался, но тут услышал голос мамы: "Саша, вставай, ты ещё не все уроки сделал!"
"Как хорошо, что это только сон,подумал я облегченно. Надо как следует выучить уроки, чтобы никогда не попадать в эту ужас­ную страну".

Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на дом.