Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой

Разделы: Работа с дошкольниками


“Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”.

В.А. Сухомлинский

Начальное техническое моделирование как предмет имеет свои специфические особенности.

В первую очередь к ним нужно отнести практическую направленность начального технического моделирования, проявляющуюся уже в дошкольном возрасте. Она выражается и в содержании, и в организации процесса обучения, когда все необходимые знания и умения дети получают непосредственно в практической творческой деятельности.

В каждодневной окружающей нас жизни “творчество” - есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины и в чем заключается йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

Поэтому идеи о том, что творческие способности существуют только в развитии, воспитание в личности таких качеств, как самостоятельность, инициатива остаются актуальными.

Для детей возможность раскрытия своего творческого потенциала, своего внутреннего мира, самореализации происходит в дополнительном образовании, в творческих мастерских и объединениях. Творчество здесь является основой и фундаментом каждой формирующейся личности.

Это является главной целью и моей профессиональной деятельности.

Чтобы стимулировать творческую активность детей, необходимы специальные условия, которые можно создать на занятии путем расширения видов и форм работы детей.

При умелом подходе к выполнению программного материала можно создать множество ситуаций для творческого самовыражения детей. Интересен в этом отношении раздел программы “Конструирование из бумаги”. Ведь приобретаемый по этому разделу опыт складывается у дошкольников, в основном, в практической деятельности, он чрезвычайно конкретен и в то же время разнообразен. Детей привлекает и вдохновляет видимость и доступность материала, возможность воплощения идей и мыслей, задуманного плана и реальный и видимый результат труда.

С азами оригами - искусства складывать из бумаги, знакомы почти все. Кто, с детства не пускал лодочки или самолетики? Обычно дальше этих несложных поделок дело не идет. Так традиционно и считается, что из листка бумаги можно сложить полтора два десятка изделий, и только немногие знают, что современное оригами – обширная область творчества, постоянно развивающаяся.

Родиной оригами по праву считается Япония. Сам термин “оригами” в переводе с японского и означает сложенная бумага. Сейчас в мире существует двадцать шесть стран, где открыты Центры оригами. Проводятся встречи, слеты, конференции, издается периодика, печатаются статьи. Словом, современная оригамистика производит впечатление маленькой научной области, открытой для всех желающих. Эта открытость и является главной составляющей успеха. Ведь в отличие от пения или рисования работать с бумагой, складывать ее, могут практически все.

Оригами привлекает детей, оно похоже на фокус, когда из пустого цилиндра вылетает голубь или выпрыгивает кролик. Именно такое впечатление возникает при чудесных трансформациях плоского листа. Оригами прекрасно развивает тонкую моторику пальцев, пространственное воображение, аккуратность в работе, умение читать чертежи, чувство прекрасного.

 Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок. При первом знакомстве обучаю дошкольников самостоятельно вырезать квадрат, так как большинство поделок создают из бумаги квадратной формы. При объяснении использую демонстрационное пособие:

 

Рис. 1

 

Для изготовления поделок необходимо делить квадрат на части:

Рис.2

Используя такие виды сгибания, можно сделать простейшие поделки: рыбы, бабочки, лодочки, головастика.

В начале обучения используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.

После этого можно детей познакомить с простейшими чертежами, научить читать их и работать по чертежам самостоятельно.

Рыбка-скалярия

 

Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания, для одной поделки берутся два квадрата разного цвета (снегирь).

Таблица усложнения приемов оригами

Приемы складывания Заготовки
1. Складывание заготовки пополам по диагонали. Лягушка, курочка, рыбки
2. Сгибание по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу. Пингвин, гусь, синичка
3. Сгибание по диагонали дважды. Дом, рыбка скалярия, бабочка
4. Складывание вдоль и поперек, вкладывание боков. Маска зайца, жаба
5. Сгибание углов и сторон к середине. Попутай
6. Отгибание от нижнего сгиба верхнего угла вперед. Лиса, собака
7. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Кошка, тюльпан

Когда ребята освоят приемы сгибания, можно предложить им стать изобретателями. Может быть, они смогут приобрести свою поделку.

При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.

Затем работа усложняется.

Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем им можно предложить сделать различные композиции из знакомых фигур. Например, “Бабочки на лугу”, “Аквариум”. Выполнять работу воспитанники могут, пользуясь чертежами.

Все изготовляемые поделки можно поделить на следующие группы:

  1. Разнообразные животные мира;
  2. Конструирование цветов растительного мира;
  3. Конструирование домов и транспорта;
  4. Тематические композиции.

Руководствуясь гуманистическими принципами, работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов в области народных до творческой самореализации.

Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:

  • “забываю” как складывается бумажная игрушка;
  • “ошибаюсь” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
  • “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

В работе с дошколятами для усвоения материала использую элементы игровой технологии Е.С.Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

  • сторона квадрата – “сестра”,
  • угол – “брат”,
  • диагонали и сгибы – “дорожки” и “тропинки” и т.д.

Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. “Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить…”

Практикую технологию мастерских, направленную на создание благоприятных условий для личностного саморазвития обучающихся. Механизм реализации данной технологии – использование проблемного подхода, поисковых и

диагностических методов. Воспитаннику предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем, знания не даются, а выстраиваются педагогом.

В своей деятельности практикую метод творческого проектирования, где дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Отдаю предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей.

Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало:

  1. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного “я”);
  2. Не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему;
  3. Уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавляю ее собственным мнением, т.к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то “не так”, сказать “не так” (боязнь ошибиться);
  4. Творю и играю вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняемся ролями;
  5. Не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка;
  6. Вношу разнообразие в занятия, используя методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

Использование искусства оригами в начальном техническом моделировании помогает мне как педагогу в воспитании всесторонне развитой личности ребёнка.

На занятии обучающийся проявляет своё “я”. Пробует себя в роли изобретателя. Пусть даже из всей небольшой группы один - два ребенка пытаются сложить что-то свое, это уже неплохо – соотношение явно больше, чем между исполнителями и сочинителями музыки.

Занятия оригами проводятся, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур – составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше), русского языка (составление рассказов по сделанным иллюстрациям), чтение (сочинение небольших стихотворений к поделкам). Для малышей складывание несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в перерыве между утомительным писанием. Оригами поможет оформить комнату к празднику, сделать подарки для родителей.

В процессе работы у воспитанников развивается фантазия, приобретаются навыки работы с ножницами, клеем. Дети эстетически осмысливают сделанные поделки.

Ребята умеют бережно и экономно использовать материал (бумагу). То, что поделки иногда лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, не мешает, а развивает воображение. Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам, (дети понимают, что эту вещь тоже кто-то сделал). Такой подход к работе с бумагой позволяет формировать не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс труда становится осмысленным, интеллектуальным, приносит детям радость. Кто знает, быть может, из ребят, занимающихся оригами, вырастут всемирно известные архитекторы и дизайнеры.

И последний довод в пользу оригами – его относительная дешевизна. Ведь, кроме квадратика бумаги, для занятий оригами практически ничего не требуется.

Приложение

Список используемой литературы:

  1. Ашшкационные работы в начальных классах” И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. Москва “Просвещение” 1990 г.
  2. “Чудесные поделки из бумаги”. З.А. Богатеева. Москва “Просвещение” 1992 г.
  3. Журнал “Мурзилка” № 8 1994 г.
  4. Журнал “Начальная школа” №2 1992 г. “Художественное конструирование из полоски и сложенного листа бумаги” М.Н.Фишер, Э.Н.Сертюкова № 6 1993 г. “Оригами в школе” С.Ю.Афонъкин.,
  5. № 8 1989 г. “Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения” С.И. Маслов.
  6. № 1 1993 г. “Межпредметные связи в трудовой подготовке младших школьников” Н.Э. Изергина. “На уроках трудового обучения С.П. Руссков.
  7. № 1 1994 г. “Уроки ручного труда. Обучение, воспитание и развитие – с первых шагов” Н.М.Конышева, № 9 1990 г. “Оборудование уроков трудового обучения” С.И.Маслов.