Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник")

Разделы: Литература


Вступительное слово ведущего.

Сегодня для нас за семью печатями скрыто художественное произведение. Хотя в 2007 году ему исполняется 135 лет, но над ним время не властно. Это произведение знают все, но чтобы отгадать его название, нам предстоит провести целое историко-литературное исследование.

Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. В течение игры я буду сообщать некоторые сведения об этом замечательном произведении, но назвать его сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей.

Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

Итак, мы начинаем наше расследование.

Время первой печати.

Кто же является автором спрятанного за семью печатями произведения? Послушайте, как его характеризуют собраты по перу:

«Это не человек, а колосс какой-то по силе ума, по богатству душевных ресурсов. Есть в нем что-то от Святогора-богатыря, которого земля не держит. Да, он велик». М. Горький

«Мировая совесть» - говорят про него. Совесть у него была тоже «ненормальная», гипертрофированная. Вот он видит в зимний морозный день нищую деревенскую бабу: Боже, какой приступ сердечной боли, стыда, омерзения к себе! Баба холодная, голодная, «а я в теплом полушубке, я сейчас приду домой и буду жрать яйца!» И. Бунин

«В самом деле, этот в молодости страстный, увлекающийся и гордый человек в старости, благодаря неустанному самосовершенствованию, самокритике, самодисциплине, достиг исключительно высокого морального уровня. Сам-то он расценивал себя невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними – не только большой писатель, мыслитель, но и высокий и чистый духом человек». Вал. Ф. Булгаков

Вопрос первой печати.

Послушайте фрагмент воспоминаний американца Альфреда Аппеля, одного из учеников Владимира Набокова, об одной из лекций писателя по русской литературе:

«Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам…и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах… Зал погрузился во тьму. …Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: «Бам!» Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это …» - прогремел Набоков».

Вставьте пропущенное слово, означающее фамилию писателя - автора задуманного произведения.

Команды дают ответы (Толстой). Жюри подводит итоги.

Время второй печати.

К какому жанру относится задуманное нами произведение? В различных источниках жанр нашего произведения определяется по-разному. По мнению одних ученых, это прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Другие считают, что это произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное чаще всего одной сюжетной линией, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя или героев.

Вопрос второй печати.

Назовите оба жанра и род литературы, к которому исследователи относят это произведение.

Команды отвечают (рассказ, повесть, эпический род литературы). Жюри комментирует (сам Толстой назвал свое произведение «былью»), подводит итоги.

Время третьей печати.

Подошло время определить место действия рассказа (мы так будем называть произведение Толстого) – юбиляра. Вот как описано оно в известном вам художественном произведении:

Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал, когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года –
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег –
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!

Вопрос третьей печати.

Назовите автора этих строк, произведение, откуда они взяты, и место, где происходит действие.

Команды дают ответы (М. Ю. Лермонтов, «Мцыри», Кавказ). Жюри подводит итоги.

Время четвертой печати.

В основе рассказа лежит художественный прием, с которым вы уже встречались в одном из произведений Толстого.

В 1903 году Толстой пишет рассказ, который несколько раз менял свое заглавие. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…».

Вопрос четвертой печати.

Вспомните окончательное название рассказа Толстого и назовите художественный прием, на котором построен этот рассказ и который раскрывает его идею.

Команды отвечают (рассказ «После бала», антитеза). Жюри комментирует (в отличие от рассказа «После бала», где антитеза является композиционным приемом, в нашем произведении противопоставлены персонажи), подводит итоги.

Время пятой печати.

В русской литературе есть три произведения – тезки, носящие одинаковое название, в их числе и рассказ Толстого. Автор второго – М. Ю. Лермонтов. А вот фрагмент третьего произведения:

И долго пленник молодой
Лежал в забвении тяжелом.
Уж полдень над его главой
Пылал в сиянии веселом;
И жизни дух проснулся в нем,
Невнятный стон в устах раздался;
Согретый солнечным лучом,
Несчастный тихо приподнялся;
Кругом обводит слабый взор…
И видит: неприступных гор
Над ним воздвигнулась громада,
Гнездо разбойничьих племен,
Черкесской вольности ограда.
Воспомнил юноша свой плен,
Как сна ужасного тревоги,
И слышит: загремели вдруг
Его закованные ноги…
Все, все сказал ужасный звук;
Затмилась перед ним природа.
Прости, желанная свобода!
Он раб.

Вопрос пятой печати.

Кто автор этих строк?

Команды дают ответы (А. С. Пушкин). Жюри подводит итоги.

Время шестой печати.

Первый в мире летчик-космонавт Юрий Гагарин, вспоминая свои ученические годы, рассказывал о своем впечатлении от рассказа Толстого:

«В это время попалась мне книга, которая оставила яркий след на всю жизнь. Это был рассказ Льва Толстого. Очень мне нравился русский офицер Жилин, его упорство и смелость. Такой человек нигде не пропадет… Перечитывая рассказ, я все время сравнивал его героев со знакомыми людьми. Ведь брат мой Валентин тоже бежал из плена. И в нем я находил черты полюбившегося мне Жилина».

Вопрос шестой печати.

Назовите дату (число, месяц, год) первого полета человека в космос.

Команды дают ответы (12 апреля 1961 года). Жюри подводит итоги.

Время седьмой печати.

В 60-е годы 20 века наша страна не только осваивала космическое пространство, но и выпускала замечательные фильмы, в том числе и комедии. Такой комедией, над персонажами которой мы смеемся уже почти полвека, является фильм, чье название перефразирует название рассказа Толстого. Посмотрим фрагмент этого фильма.

(Демонстрируется фрагмент фильма «Кавказская пленница»)

Вопрос седьмой печати.

Назовите режиссера фильма и исполнителей главных ролей.

Команды дают ответы (Л. Гайдай, Н. Варлей, Ю. Никулин, Г. Вицин, Е. Моргунов, А. Демьяненко). Жюри подводит итоги.

Итак, подошло время назвать задуманное в сегодняшней игре произведение. Право сделать это предоставляется команде, набравшей наибольшее количество печатей.

Команда дает ответ – «Кавказский пленник»

Ведущий комментирует:

Не один раз Толстой называл рассказ «Кавказский пленник», которому в 2007 году исполнилось 135 лет, своим любимым произведением, выражающим «чувства, доступные всем людям». Один из друзей однажды спросил писателя, в каком возрасте можно дать ребенку повесть «Детство». Толстой очень удивил своего друга, ответив, что ни «Детство», ни «Отрочество» не следует давать читать детям, а потом добавил «с особенным оживлением»: «Вот «Кавказский пленник» - Жилин и Костылин, - вот это я люблю. Это дело другое. «Кавказский пленник» можно дать детям, и они любят его». В 2008 году мы отметим 180 лет со дня рождения автора рассказа – Льва Николаевича Толстого.

Литература:

  1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов.- СПб.: Паритет, 2006.
  2. Бушко О. М. Школьный словарь литературоведческих терминов.- 2-е изд., - М.: Материк- Альфа, 2005.
  3. Ломунов К. Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества.- М.: Дет. Лит. 1984.
  4. Русская литература: 10 кл. Хрестоматия ист. - лит. Материалов. Сост. И. Е. Каплан, М. Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Русские писатели. 19 век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. А. Н. Архангельский, Э. Л. Безносов, В. А. Воропаев и др.- М.: Дрофа, 2000.