Урок-игра "Астрономический бой" для 11-х классов (или как внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией)

Разделы: Астрономия


Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и связи с другими предметами, умения решать задачи, общую эрудированность, знания в области истории астрономии.

Условия проведения:

  1. Класс делится на 3-4 команды (можно провести игру между классами как внеклассное мероприятие).
  2. Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией и по возможности эмблему команды и девиз.
  3. Жюри астрономического боя формируется из учителя и 2-3х учеников класса.
  4. В поединке по набранным баллам жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами, учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой “5” в журнал.

Правила проведения боя:

  1. Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивается жюри определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится определённое время (см. таблицу).

    Название раунда

    Время

    1

    Анаграммы

    4 минуты

    2

    Планеты

    5 минут

    3

    Астрономия +…

    7 минут

    4

    Загадки

    5 минут

    5

    Космонавтика

    5 минут

    6

    Великие астрономы

    7 минут

    7

    Четвёртый лишний

    3 минуты

    8

    Термины

    4 минуты

    9

    Созвездия

    3 минуты

    10

    Кроссворд

    5 минут

  1. Команды получают задания данного раунда одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри.
  2. Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего раунда. После выполнения задания второго раунда жюри сообщает результаты первого раунда (можно вносить записи в таблицу, начерченную на доске) и т.д.
  3. Жюри также ведёт и общий счёт боя на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  4. Если всё задание выполнено верно во временных рамках и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл в каждом раунде.

Число и очерёдность раундов ведущий может варьировать.

Представление команды

Оцениваются название, девиз, эмблема команды (максимальная оценка 3 балла).

Раунд “А Н А Г Р А М М Ы”

Разгадайте анаграмму. За каждый правильный ответ — 1 балл.

*Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово (например, “лиса” — “сила”).

Задания

  1. Срам.
  2. Динар.
  3. Сократ.
  4. Урна.
  5. Добил.
  • Карета.
  • Тепло
  • Улан.
  • Низал.
  • Каспер.

Ответы: 1. Марс, 2. Надир, 3. Кастор, 4. Уран, 5. Болид, 6. Ракета, 7. Полет, 8. Луна, 9. Линза, 10. Парсек.

Раунд “П Л А Н Е Т Ы”

Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.

Задания

  1. Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо.
  2. Эта планета, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли.
  3. На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора “Олимп”, высотой 25 км.
  4. У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров.
  5. Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой.
  • На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красно Пятно, размеры которого больше земного шара.
  • На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 40000С.
  • У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода.
  • В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты.
  • В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом.

Ответы: 1. Плутон, 2. Венера, 3. Марс, 4. Сатурн, 5. Юпитер, 6. Юпитер, 7. Меркурий, 8. Марс, 9. Уран, нептуний, плутоний, 10. Меркурий.

Раунд “А С Т Р О Н О М И Я +…”(межпредметные связи)

Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.

Задания

  1. + история:
  2. Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года.

  3. + мир поэзии:
  4. Что зыблет ясный ночью луч?

    Что тонкий пламень в твердь разит?

    Как молния, без грозных туч,

    Стремится от земли в зенит?

    Как может быть, чтоб мерзлый пар

    Среди зимы рождал пожар?

    О чём писал Ломоносов?

  5. + медицина:
  6. Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Всё это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение?

  7. + народная мудрость:
  8. “Мир освещается солнцем, а голова- …”. Закончите народную пословицу.

  9. + математика:
  10. Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2 *109 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах.

  • + музыка:
  • Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.

  • + химия:
  • С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей.

  • + криминал:
  • Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите явление.

  • + биология:
  • Замечена 11-летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествия саранчи. С чем это связано?

  • + физика:
  • В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей (в калькуляторах, на спутниках и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей?

Ответы: 1. Солнечное затмение, 2. Полярное сияние, 3. Ультрафиолетовое, 4. Знанием, 5. t=s/v=1,1 ч, 6. Гершель, 7. Спектральный анализ, 8. Приливы и отливы, 9. Солнечная активность, 10. Фотоэффект.

Раунд “З А Г А Д К И”

Отгадайте загадки. Правильный ответ — 1 балл.

Задания

  1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
  2. О каком небесном теле идёт речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона?
  3. Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?
  4. Мороз и солнце; день чудесный!
  5. Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

    Пора, красавица, проснись;

    Открой сомкнуты негой взоры,

    Навстречу северной Авроры

    Звездою севера явись!

    О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина?

  • Самый распространённый химический элемент в космическом пространстве.
  • Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет.
  • Ехал Волох, рассыпал горох,
  • Стало светать, нечего собирать.

  • Без него плачемся, а как появится –
  • от него прячемся.

  • Вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна. Продолжите: воскресенье – день… , понедельник – день…
  • Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

Ответы: 1. Небо, звёзды, месяц, 2. Комета, 3. Солнечное затмение,4. Венера, 5. Водород, 6. Ракета, 7. Звёздное небо, 8. Солнце, 9. Солнца,  Луны, 10. Ковш Большой Медведицы.

Раунд “К О С М О Н А В Т И К А”

Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.

Вопросы

  1. Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера. Как его фамилия?
  2. Точная дата запуска первого спутника Земли.
  3. Год рождения Ю.А. Гагарина.
  4. Сколько минут был в космосе первый космонавт?
  5. Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин.
  6. Первая женщина-космонавт, побывавшая в космосе 16-19 июня 1963 года.
  • Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года посадку на Луну?
  • Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на поверхность Луны.
  • Космонавт, впервые вышедший в открытый космос 18 марта 1965 года.
  • В 1903 году вышла статья “Исследование мировых пространств реактивными приборами”. Кто ее автор?

Ответы: 1. Н.Кибальчич, 2. 4 октября 1957 г, 3. 1934 г, 4. 108 минут, 5. “Восток”, 6. В.Терешкова, 7. “Аполлон”, 8. Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9. А.Леонов, 10. К.Циолковский.

Раунд “В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы”

Ответьте на вопросы и найдите соответствующий портрет.

Правильный ответ — 0,5 балла, найден портрет — ещё 0,5 балла.

Вопросы

Портреты

  1. Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца, этот учёный 26 мая 1761 года открыл атмосферу Венеры.
  2. Наиболее плодотворными в жизни этого учёного были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжает в голодную деревню Вульсторп. Здесь рождается интегральное и дифференциальное исчисление, здесь он раскладывает солнечный луч, познавая тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп.
  3. Этот учёный доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.
  4. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? Его главный труд “О вращении небесных сфер”, в котором он изложил гелиоцентрическую систему мира.
  5. Этот учёный открыл три основных закона движения планет, которые стали носить его имя.
  6. Этому датскому астроному спутник Юпитера – Ио, помог в 1676 году определить скорость света.
  7. Этот учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля.
  8. Он первым измерил радиус Земли.
  9. Какой учёный был сожжён на костре за пропаганду идей гелиоцентризма?
  10. Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.

А.

Е.

Б.

Ж.

В.

З.

Г.

И.

Д.

К.

Ответы:1. М.В.Ломоносов(Г), 2. И.Ньютон(Е), 3. Г.Галилей(Д), 4. Н.Коперник(А), 5. И.Кеплер(Ж), 6. О.Рёмер(И), 7. Птолемей(Б), 8. Эратосфен(К), 9. Дж.Бруно(З), 10. У.Гершель(В).

Раунд “Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й  Л И Ш Н И Й”

Исключите из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ — 1 балл.

Задания

  1. 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря.
  2. Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.
  3. Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние.
  4. Церера, Гермес, Гаспра, Харон.
  5. Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности.
  • Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.
  • Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.
  • Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.
  • Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.
  • “Вега”, “Пионер”, “Викинг”, “Маринер”.

Ответы: 1. 23 февраля, 2. Юпитер, 3. Лунное затмение, 4. Харон, 5. Тихий Океан, 6. Титан, 7. Кассиопея, 8. Нептун, 9. Бетельгейзе, 10. “Вега”.

Раунд “Т Е Р М И Н Ы”

Ответьте на вопросы. Правильный ответ - 1 балл.

Вопросы

  1. Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела.
  2. Большой и исключительно яркий метеор.
  3. Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел.
  4. Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце.
  5. Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца.
  • Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца?
  • Наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска.
  • Поверхностный слой Луны.
  • Малая планета.
  • Видимая часть атмосферы Солнца.

Ответы: 1. Перигелий, 2. Болид, 3. Астрофизика, 4. Эклиптика, 5. Элонгация, 6. Астрономическая единица, 7. Фаза, 8. Реголит, 9. Астероид, 10. Фотосфера.

Раунд “С О З В Е З Д И Я”

Назовите созвездия. Правильный ответ — 2 балла.

Задания

1.

3.

2.

4.

5.

Ответы: 1. Большая Медведица, 2. Орион, 3. Возничий, 4. Лебедь, 5. Кассиопея.

Раунд “К Р О С С В О Р Д”

Ответьте на вопросы. За каждое слово, в том числе и ключевое – 1 балл.

1. Ближайшая к Солнцу звезда.

2. Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.

3. Одна из основных частей телескопа.

4. Созвездие, главная звезда которого Альтаир.

5. Звезда-ориентир на южном небе.

6. Созвездие, имеющее отношение к поэзии.

7. Зодиакальное созвездие.

8. Линия на карте звёздного неба, указывающая границу видимости звёздного неба.

9. Зеркальный телескоп.

Ключевое слово: одна из координат небесных тел.

Ответы:

1. Проксима 2. Красный 3. Окуляр 4. Орёл

5. Конопус 6. Пегас 7. Близнецы 8. Горизонт

9. Рефлектор

Ключевое слово: “Склонение”