Урок русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель: усвоить сходства и различия между данными частями речи.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания об именах существительных и прилагательных.
  2. Развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные.
  3. Расширять активный слов запас.
  4. Воспитывать умение работать в коллективе.

Ход урока

1. Организация класса.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

2. Жужжащее чтение. (Элемент В.Н. Зайцева “ Совершенствование общеучебных умений”)

На доске две тучки, из которых капают беспорядочно капельки дождя, на которых написаны фразы: предмет, признак предмета, какой?, что?, кто?, какая?, какие?, какое?, изменяется по числам и падежам, изменяется по числам, родам, падежам.

Посмотрите внимательно на доску и определите тему урока?

- Какие две части речи должны быть написаны на этих тучках?

(Распределите правильные ответы.) Молодцы!

- Теперь вы должны определить форму урока.

На доске таблица. Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово.

Ответ: урок- соревнование.

(Перед началом урока дети разделены на две команды: 1вариант, 2 вариант)

За каждый этап сами себе ставите оценку. В конце урока сделаем вывод, чья команда лучше знает части речи.

3. Актуализация знаний.

Но нам нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи. Вначале мы этим и займемся.

Я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр.

Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина “ Недоросль”.

Главные лица: Правдин и Митрофан.

Театрализация фрагмента

Правдин: Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта?

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему ж?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста недаля дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Правдин: Да, в грамматике он силен.

- Кто согласен с этим объяснением? Кто не согласен? Почему?

(Ответы детей.) Молодцы!

4. Разминка

1 команда: “ Чем сходны имя существительное и имя прилагательное?”

2 команда: “ В чем различие существительного и прилагательного?”

5. Словарная работа.

“ Буквенный диктант”

(Учитель показывает слово с пропущенной буквой, дети нумеруют и ставят букву.)

В…гон, ш…фер, дв…надцать, м…талл, кил…метр, электр…воз, р…сстояние, эл…ктричество, вос…мь, инж…нер, д…ректор, во…зал, адр…с, издал…ка.

( 1-а, 2-о, 3-е, 4-е, 5-о, 6-о,7-а, 8-е, 9-е, 10-е, 11-и, 12-к, 13-е, 14-е)

Оценивание.

6. Работа по теме урока.

а) На доске запись:

Прочитайте:

Он без рук, он без но…

Из з…мли пр..биться смо…

Вас он лет…м, в самый зной

Л…дяной поит в..дой.

-Что это? (Родник)

- Спишите. Какие орфограммы увидели? (Объяснение)

Каждая команда должна найти существительные и прилагательные, подчеркнуть их и на полях написать их количество. Молодцы!

Физминутка.

б) Работа с деформированным текстом.

- Составить из слов предложение. Дать характеристику предложению, найти главные члены предложения.

1 команда: найти существительные и определить род, число, падеж.

выехали, солнца, из, мы, перед, соседней, деревни, восходом

(Мы выехали из соседней деревни перед восходом солнца.)

2 команда: найти прилагательные и определить род, число, падеж.

с, тяжелая, шапка, снежная, дерева, макушки, упала.

(Тяжелая снежная шапка упала с макушки дерева.)

7. Творческая работа

Упражнение “ График”

- Постройте график падежей к данным словосочетаниям.

1 команда: определить падеж у существительных;

2 команда: определить падеж у прилагательных.

По глубокому озеру, за ближним озером, в тяжелом рюкзаке, беспечную кукушку, голубая сойка, от весеннего дождя, в желтом уборе, благодаря удачливым поездкам, без главных гостей, между дорожными знаками.

(1-Д.п., 2- Т.п., 3 – П.п.. 4 – В.п., 5 – И.п.. 6- Р.п., 7- П.п., 8- Д.п., 9- Р.п.. 10- Т.п.)

- Почему графики получились у первой и второй команды одинаковые?

- Как определить падеж у существительных, у прилагательных?

8. Итог урока.

- Чем на уроке занимались?

- Сделайте вывод.

(Оценивание. От каждой команды выявить самых умных, внимательных учеников)

9. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение “Что мне больше всего понравилось на уроке”, используя все части речи, которые вы знаете.