Формирование у школьников читательского интереса. Формирование умения обозначить на письме мягкость солгасного звука

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м] [м/]
  • Показать, что одно и тоже слово может иметь несколько значений
  • Повторить изученные буквы.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Картина леса
  • Рисунок гриба
  • Тексты о грибах
  • Загадки о животных
  • Шаблоны гриба
  • Слоги указывающие начало слова
  • Запись мелодии птиц
  • Рисунки волка, лисы, ежа, филина, белки.

Ход урока

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку – ключ. (На листе написана загадка)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб)

Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.

(Дети печатают в тетрадях слово гриб, а в это время открывается доска с изображением леса)

Рис.1

I. И вот мы в лесу.

Нашим проводником будет вот этот гриб.

Рис. 2

Вот какая история произошла с ним однажды.

Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибёнок был очень не послушным и ушёл в лес без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверёк с большим пушистым хвостом. Ты кто? – спросил грибёнка зверёк. Я — лисичка, ответил грибёнок. Вот здорово, - обрадовался зверёк, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник? Ты всё перепутал, - ответил грибёнок, - охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…..

(Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного).

- Что за “лисички” встретились ?

Кто из них прав? (Оба по своему)

Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод: Одно слово обозначает несколько предметов.

- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? (Ответы детей)

- Да потому, что грибы растут только в лесу.

Работа над предложением

На доске написан текст:

Гриб – дитя леса. В степи нет грибов.. Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса…

Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберёзовик, подосиновик, дубовик. (Текст могут прочитать хорошо читающие дети.)

- Почему грибы так назвали?

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.)

- Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)

II. Физкультминутка (Играет спокойная музыка)

Идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), умылись ( имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.

Идём по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки ( имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели. Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше.

Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку…

Полная корзинка.

III. Работа в тетрадях для печатания

Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.

IV. Загадки

- А это кто нам встретился в лесу?

Кто зимой холодной

Ходит злой , голодный? (Волк)

Не портной, а всю жизнь

с иголками ходит ( Ёж)

Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лиса)

Живёт в лесу, ухает, как разбойник;

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле , живёт в тепле?(Белка)

V. Белка принесла нам грибочки. (Детям, раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях и выполняют штриховку прямыми линиями с закруглениями вправо и влево.)

Рис . 4

Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?

- Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чём они говорят?

VI. Инсценировка диалога Мыши и Миши

Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей …

- Малины! – заорал Миша.

- Да при чем здесь малина? Я хотел сказать: “Лучше нашей (мамы)”

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню…

- А про что?

- Ну, хотя бы про мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

- Что ты, что ты! – испугался мышонок.- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадёшь. Вот слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

- Айболит! – закричал медвежонок.

-Да не Айболит, а (муравей). Айболит лечит зверей, а муравей- лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает!

Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м]. Какой это звук ? (Согласный, звонкий.) Докажите.

Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? ( Нет: [м] [м,].)

Звуки [м] [м,] записываются буквой …(М).

VII. Запись в тетрадях для печатания букв М м, предварительно сравнив.

Сравнение букв: М м и М м. Письмо в прописях : м м м М М М

VIII. Физкультминутка для рук и глаз

IX. Чтение и запись в прописях слогов и слов с буквой “М”

X. Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.

Какие грибы здесь спрятались?

Подведение итога:

  • Наше путешествие завершилось.
  • Кому было интересно?
  • Какие открытия вы сделали?
  • Что особенно запомнилось?
  • Насколько продвинулся в достижении цели?

Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.

Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо человечка.

Приложение