Использование приемов художественного творчества в развивающей и психотерапевтической работе с дошкольниками и младшими школьниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Лучше всего дети усваивают новое, когда они учатся со смыслом, сразу же применяя полученные знания на практике.

Рани Суппиан.

Презентация

Несколько лет назад, при распечатывании на принтере раскрасок с детского сайта, мы с дочкой открыли для себя увлекательное творческое занятие- создание сюжетных коллажей. С тех пор коллаж не только стал одним из любимых занятий в семье, но и получил применение в практике нашей психологической службы. Мы постоянно открываем все новые и новые возможности этого творческого приема для развивающей работы с детьми, детской немедицинской психотерапии, тренинговых программ для родителей.

Методика создания сюжетного коллажа действительно универсальна по целевым возможностям. Вот лишь примерный перечень развивающих задач, которые могут решаться с помощью рассматриваемых приемов, в том числе в сочетании с другими психологическими средствами:

  • развитие моторики;
  • формирование навыков планирования и самоконтроля;
  • развитие способности к предвидению и навыков целеполагания;
  • развитие умения доводить начатое дело до конца;
  • развитие навыков произвольного внимания, сосредоточенности;
  • развитие пространственного и проектного мышления;
  • развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу;
  • развитие навыков конструирования;
  • развитие воображения и творческого мышления;
  • развитие поисковых навыков (сбор и систематизация информации);
  • развитие памяти;
  • развитие речи и речевой произвольности;
  • оптимизация самооценки;
  • развитие мотивационной сферы;
  • эстетическое развитие и др.

При продуманном подборе материала для создания коллажа, или серии коллажей, развивающих тот или иной сюжет, данные методы могут эффективно использоваться в немедицинской психотерапии, в комплексных программах диагностики и оптимизации детско-родительских отношений, при работе с детскими страхами и т.д.

Важно, что сюжетным коллажем к свободному творчеству можно мягко привлечь ребенка даже с очень низкой самооценкой. Ведь здесь не требуется каких-то особых художественных навыков. При этом особенное значение имеет подбор материала для первых занятий. Желательно, чтобы тема была интересной для ребенка, а размер и количество элементов соответствовали его практическим навыкам.

Как показывает практика, работая с коллажем, дети гораздо быстрее овладевают навыками вырезания, приобретают четкое понимание необходимости использования черновиков, “набросков”. Перед тем, как приступать к работе с “чистовой” версией рекомендуется попробовать разные варианты расположения заготовок на листе и относительно друг друга. Можно даже, пользуясь клеящим карандашом, слегка приклеить основные детали формируемого сюжета, чтобы была возможность перемещать их, подрисовывать разные варианты дополнительных элементов, менять лист-основу, чтобы в итоге найти самое интересное решение.

То, что дети учатся видеть вариативность возможных решений по использованию имеющегося материала и пространства листа имеет особое значение. Так, например, ребенком самостоятельно был найден вариант использования вырезанного из распечатанной раскраски изображения шубки (см. слайд №3, “Модный магазин”) не только в качестве элемента коллажа, но и в качестве трафарета, обведя который можно получить еще несколько таких же изображений, объединяющихся в сборный элемент (отдел верхней одежды в модном магазине). Таким образом, мышление ребенка привыкает уходить от шаблонности, приобретается установка на поиск оптимального из всех возможных решений, не останавливаясь на первом пришедшем в голову варианте.

Имеется и уникальная возможность научить детей не бояться ошибок, закрепить опыт возможности исправить ситуацию. Так, например, из, казалось бы, непоправимой помарки в работе “Барби на Байкале” (слайд № 4), получилась таинственная пещера (из впечатлений ребенка от недавнего путешествия по берегам озера Байкал). А в работе “В горах Байкала” таким же образом появился большой валун на переднем плане, довольно таки гармонично вписавшийся в общую картину. Сделав ошибку, ребенок учится не отчаиваться, а искать возможные пути превращения проблемы в новую возможность.

Работая над сюжетами вместе с детьми, можно соприкоснуться со всей полнотой их внутреннего мира – впечатлениями, мечтами, радостью, трудностями и опасениями, что переживаются в реальных ситуациях. Не только понять, но при необходимости здесь же в игре мягко поискать решения, из которых впоследствии сложится мозаика жизненной компетентности.

Создание коллажа предоставляет огромный выбор и организационных форм проведения занятий: индивидуальная работа с простым коллажем, индивидуальная работа над сложным коллажем – проектом, занимающая не один день (большинство коллажей в презентации), индивидуальная работа над серией коллажей, объединенных одной темой; групповая работа, когда каждый ребенок создает свой коллаж с групповым обсуждением (при этом набор материалов может быть одинаковым или различаться в зависимости от интересов и возможностей детей), групповая работа по созданию одного большого сюжетного коллажа (например, на листе ватмана, или полосы обоев) и др.

Что касается материала для создания коллажей, то, пожалуй, самым благодатным будет использование сканированных изображений из книжек – раскрашек. Изображения сканируются, а затем распечатываются на принтере через мастер печати фотографий (в формате “отпечатки для бумажника” или 9*13, то есть значительно уменьшенными. При этом отсканированные изображения целесообразно сохранять в электронном виде, чтобы была возможность применить их и для других работ.

Старые газеты, журналы, почтовые и рекламные каталоги, даже картинки, вырезанные из потерявших актуальность лотерейных билетов (см. автомобиль около магазина игрушек, слайд №5) могут найти применение в этом увлекательном виде творчества. Если детям подсказать как вести папку заготовок для коллажей из этого набора, то они приобретут еще и полезные навыки систематизации иллюстративного материала. Гораздо более интересное место жительства, чем кухонный холодильник, могут обрести и фабричные наклейки (см. слайд 1, 4 и 6).

В приложении, на которое я постоянно ссылаюсь, представлено творческое портфолио (ограниченное требованиями к размеру файлов) работ моей самой маленькой ученицы. Другие наши материалы по этой теме можно посмотреть в публикации Пугачевой Эмилии “Удивительный мир Барби” на сайте фестиваля “Портфолио” (сезон 2007-2008 учебного года), в разделах “В помощь учителю” и “Художественное творчество”.