Открытый урок физики в 8-м классе "Электризация тел. Виды электрических зарядов"

Разделы: Физика


Цель: изучить явление электризации тел и виды зарядов.

Задачи:

Образовательные

  1. Сформировать понятие электризации тел, виды электрических зарядов
  2. Изучить виды взаимодействия зарядов

Развивающие

  1. Продолжить формирование умений наблюдать, экспериментировать
  2. Сопоставлять и обобщать результаты эксперимента.

Воспитательные

  1. Показать значение опытных фактов в жизни человека

Оборудование:

  1. Эбонитовая и две стеклянных палочки.
  2. Конверт каждому ученику в нем: полоска бумаги 1,5х15 см, две полоски 1х15 см, и пакетик с мелко нарезанными кусочками бумаги, чистый листок бумаги (1/4 тетрадного листа).

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

№ этапа Этап Время выполнения Действия учителя Действия учеников
1 Орг. момент 1 Сообщение учителя Слушают учителя
2 Мобилизующие начало 7 Стою у доски, помогая в разгадке, демонстрации (молния или облако) Разгадывают ребус,

наблюдают опыт, молния или облако

З Изучение нового материала 20 Дает инструкцию по

выполнению опытов, открывает конспект на доске.

Проводят ряд экспериментов, делают выводы, записывают опорный конспект, в тетрадь
4 закрепление 8 Решение задач Контроль правильности выполнения
5 Рефлексия 4   Выражают свое мнение о уроке.

Ход урока

1. По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Прежде чем начать изучать новую тему запишем домашнее задание § 25, 26 и конспект в тетради.

2. Сегодня, ребята мы приступаем к изучению новой интересной темы, название которой зашифровано в ребусе (Приложение 1). Я прошу разгадать его и отгадку записать у себя в тетрадях. Итак, мы приступаем к изучению новой темы “ЭЛЕКТРИЧЕСТВО”. Сегодня это слово прочно вошло в нашу жизнь. Но чтобы разобраться, что такое ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, нужно познакомиться с некоторыми электрическими явлениями.

Приведите примеры электрических явлений? (Дети приводят примеры электрических явлений в том числе и молния). Сейчас я вам покажу маленькую молнию. Чтобы объяснить как, возникла данная минимолния, (если нет электрофорной машины можно продемонстрировать опыт “облако”- тонкий кусочек ваты, который электризуется с помощью эбонитовой палочки, а затем встряхивается, ватка и с помощью электрического поля палочки поднимается вверх, ватка парит, чтобы объяснить данный опыт) давайте начнем изучать данное явление самого начала.

3. Физика наука экспериментальная и сегодня каждый из вас будет экспериментатором. Я прошу внимательно слушать мои инструкции иначе опыты у нас не получаться. Итак, начнем изучать электрические явления.

У всех у вас на столах лежит конверт, достаньте из него маленький конвертик высыпите его содержимое чистый листочек, который также лежит в конверте. Возьмите вашу ручку, которой вы пишите, и потрите ее о раскрытую тетрадь или о свои волосы. Что происходит? (листочки притягиваются к ручке) Данное явление люди заметили очень давно, как давно мы узнаем из рассказа вашего товарища. И узнаем, откуда же произошло слово электричество. (Ученик рассказывает историческую справку).

Давайте кратко зафиксируем это в тетради виде опорного конспекта (Приложение 2).

Во времена Уильяма Гильберта стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или ему сообщен электрический заряд, а явление сообщения телу электрического заряда -ЭЛЕКТРИЗАЦИЕЙ.

Давайте кратко это зафиксируем это у себя в тетради. (Дети срисовывают с доски опорный конспект ).

Как вы думаете? Электризуются оба тела или только одно?.

Чтобы подтвердить это или опровергнуть поведем следующий опыт. Возьмите и конверта широкую полоску бумаги. Положите полоску на тетрадь и проведите ручкой по ней одинаковое количество раз с одной и с другой стороны. Теперь поднесите к листочкам с начала ручку, а потом полоску бумаги, что мы наблюдаем. (Ответ: Листочки притягиваются к ручке и полоске бумаги). Теперь мелкие листочки можно убрать они нам не понадобятся. Следовательно, какой вывод можно сделать? (Ответ: Оба тела электризуются). И электризация происходит при трении (т.е увеличение площади соприкасаемой поверхности). Мы с вами сказали, что электризация — это процесс сообщения телу электрического заряда. Электрический заряд это физическая величина обозначается она q, и ее можно измерить. Следовательно, у нее есть единицы измерения. Единицей измерения электрического заряда в интернациональной системе является один кулон, в честь французского ученого Шарля Кулона (1736-1806).

Давайте кратко это зафиксируем у себя в тетрадях.

Теперь возьмем два тоненьких листочка бумаги, поднесем их к нашей ручке. Что происходит? (Ответ: ничего) Теперь положите полоски на тетрадь и проведите ручкой по ним, приближайте одну полоску к другой, что вы наблюдаете? (Ответ: они отталкиваются). Т.е мы с вами получили, что при электризации тела могут не только притягиваться, но и отталкиваться. Т.е можно сделать вывод, что при электризации телам может быть сообщен различный электрический заряд. Понятно, что в последнем случае полоскам был сообщен один и тоже заряд. Следовательно, если телам сообщен одинаковый электрический заряд, то они притягиваются. Если противоположный, то тела – отталкиваются. (Демонстрация опыта с линейкой или с двумя стеклянными палочками). Американский физик Бенжамин Франклин предложил называть заряд, который приобретает стеклянная полочка после натирания о бумагу или шелк, положительным, а заряд, который приобретает эбонитовая палочка после натирания о шерсть, отрицательным. Пожалуйста, зафиксируйте эти выводы в тетради. (Если был проведен опыт “облако”, то нужно к нему вернуться и пусть дети его объяснят).

4. Закрепление

Задания. (Приложение 3)

Вопросы классу: Какие новые имена ученных, слова или словосочетания, вы узнали? (дети говорят фамилии, и на этом можно повторить весь опорный конспект).

5. Рефлексия.

Нарисуйте, на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.

Если вам ничего непонятно вы рисуете отрицательный заряд

Если вам понравился материал урока, но не все понятно рисуете положительный и отрицательный заряд.

Если понравилось и все понятно. То рисуете положительный заряд.

Приложение 4

Литература:

  1. Физика: учеб. для 10 кл. шк. с углубл. Изучением физики/ Под. ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Марон А.Е.. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9кл.-М.: Просвещение, 2003.
  3. Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классах. М.: Просвещение, 1985.