Показательный урок чтения в начальной школе по теме "В.Л. Дуров. Наша Жучка"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».
  • Совершенствовать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание.
  • Учить решать нравственные проблемы на основе текста художественного произведения.
  • Развивать умение высказывать свои мысли, аргументировать их.
  • Развивать эмоциональную сферу детей.
  • Расширять словарный запас на основе знакомства со словами, обозначающими чувства.
  • Познакомить со страницами жизни автора.
  • Формировать навыки работы в парах и в группах.

I. Подготовка первичного восприятия текста

1.  Работа с загадкой

На стене или на тумбе
Я плакатиком висела.
Приглашала, зазывала –
Видеть вас в гостях хотела.

На зверей полюбоваться
И жонглерам удивиться –
Замечательным спектаклем
Всей душою насладиться. 

– Что это такое? (Афиша)

2.  Организация индивидуальной работы

Содержание карточки:

  1. Прочитай слово:  АФИША
  2. Подбери к нему однокоренные слова.
  3. Запиши их.
  4. Выдели корень.

3.  Работа в парах

– Пока _____ работает, вы будете выполнять самостоятельную работу. Исследуйте текст загадки и по нему ответьте на несколько вопросов.

Что такое афиша?
  • Пригласительный билет
  • Плакатик
  • Объявление
  • Справка
Куда приглашает афиша?
  • Музей
  • Цирк
  • Театр
  • Филармония
Где расклеиваются афиши?
  • Тумба
  • Стена
  • Забор
  • Дверь
Кто будет развлекать зрителей?
  • Жонглеры
  • Звери
  • Акробаты
  • Клоуны
На какого человека похожа афиша своими действиями?
  • Артист
  • Директор цирка
  • Дрессировщик
  • Глашатай
Каким обещает быть спектакль?
  • Интересным
  • Замечательным
  • Скучным
  • Давно знакомым

4.  Проверка самостоятельной работы в парах

–  Какие ответы получились?
–  Кто такой глашатай? (В старину: человек, который громко, во весь голос, всенародно объявляет что-то).

5.  Проверка индивидуальной работы

–  Кто согласен с тем, что все записанные слова являются однокоренными?
–  О чем можно сказать афишная? (Тумба)
–  Афишированный? (Спектакль)
–  Итак. Мы отгадали загадку, вы доказали, что умеете работать с её текстом, подбирать однокоренные слова и думать над их смыслом.

6.  Работа с плакатом-афишей.

–  Рассмотрите афишу (Она яркая, с рисунками).

Внимание! Внимание!
Последний раз в сезон
Пришли к вам на свидание
Лев, тигр, удав и слон.
Актеров в звериных шкурах
Привез дрессировщик Дуров.

– Давайте подумаем, каким по характеру человеком нужно быть, чтобы выбрать профессию дрессировщика? На моем столе лежат словарные карточки. Выйдите к доске 4 человека, выберите карточки для ответа и встаньте перед классом

смелый
слабый
раздражительный
злопамятный
терпеливый
добрый
вспыльчивый
решительный
спокойный
внимательный
сильный
уверенный

–  Прочитайте про себя слова, которые выбрали ребята. Заметили: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь –  внимание! Как вы думаете, почему на уроке чтения мы поговорили обо всем этом? Какие у вас есть предположения?

Версия 1: Возможно, мы будем читать рассказ о животных, которые работают в цирке.
Версия 2: Возможно, это случай из жизни цирка.
Версия 3: Возможно, этот рассказ написал человек, который работает с животными –  дрессировщик.

– Давайте проверим ваши предположения. Как это можно сделать?  (Прочитать произведение)
– Что для этого нужно знать? Запросите у меня необходимую вам информацию.

  • Где в учебнике это произведение?
  • Кто его автор?
  • Как оно называется?

– Я отвечу вам только на вопрос, где находится это произведение. Все остальное узнайте сами.

7.  Работа с текстом ДО чтения

– Рассмотрите страницы, отведенные этому произведению. Какие подсказки содержания вы увидели? (Заглавие, фамилия автора, годы его жизни, иллюстрация).
– Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО чтения?

(– Это не стихотворение, не басня и не сказка. По всей вероятности, это рассказ.
– Рассказ называется «Наша Жучка». Жучкой обычно кличут собаку, значит, рассказ о собаке. Иллюстрация тоже подсказывает, что это о собаке.
– Жучка «наша», значит, у нее есть хозяева. Может быть, это тот мальчик, который на рисунке?
– Рассказ написал В.Л. Дуров. Мы  до этого узнали, что он дрессировщик. Может быть, рассказ о дрессированной цирковой собаке?
– А может быть, это сам Дуров вспоминает о своем детстве?)

– Дополнительно к тому, что вы выяснили, я предлагаю вам прочитать опорные слова, взятые из текста.

любили
гладкая
плеснул кипятком
повесить
добить
ласкается
не помнит зла

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Добрые и злые)
– Что могло произойти в рассказе, из которого взяты вот такие слова?
– Как проверить ваши предположения? (Прочитать).

II. Первичное восприятие

– Поднимите руки те, кому интересно узнать, что же на самом деле произошло в рассказе «Наша Жучка». Послушайте рассказ. Я вам его прочитаю. Учебники закройте, слушайте, представляйте себе то, что происходит, и сравнивайте со своими предположениями.

III. Проверка первичного восприятия

– Какое из ваших предположений оправдалось? (Это рассказ-воспоминание дрессировщика Дурова о своем детстве).

IV. Работа с текстом во время чтения

1.  Работа с опорными словами (в парах)
– Как вы думаете, к кому относятся опорные слова, с которыми мы работали? Не открывая учебники, обозначьте это буквами:

н Ж Ж н  «д» р

Условные обозначения:

н Ж – наша жучка
Ж – Жучка надзирателя
Н «д» –  надзиратель, «дядька»
Р – ребята

КТО?

Опорные слова

КОГО?

р
Ж
н «д»
р
р
мальчик Дуров
Ж
Ж
любили
гладкая
плеснул кипятком
проучить
повесить
добить
ласкается
не помнит зла
н Ж
Ж
н Ж
н «д»
Ж
Ж
Ж
Ж

2.  Проверка работы в парах

– Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учитель вносит обозначения в таблицу)
– Удивились? Сколько заданий я дала? (Одно)
– А сколько ответов прозвучало? (Много, разные).
– Почему? (Плохо знаем текст).
– Как исправить возможные неточности? (Перечитать текст).

3.  Самостоятельное чтение

– Перечитайте рассказ и внесите необходимые исправления.
– Итак, посмотрите, как все перемешалось в нашей схеме: ребята любили собаку и ребята же решили повесить; Жучка надзирателя ходила гладкая, значит, он за ней хорошо ухаживал, а другую Жучку кипятком облил; Жучку надзирателя вешали, а она ласкается. В жизни тоже так: не сразу поймешь, кто прав, а кто виноват; что хорошо, а что плохо; какие события и как могут повлиять на судьбу человека.
– Прочитайте 1 предложение последнего абзаца. Сейчас позвучит очень трудный вопрос.  Как вы думаете…

Учитель вывешивает карточку с вопросом на доску.

КТО научил мальчика Дурова любить животных?

(Родители, надзиратель, Жучка надзирателя, друзья, артисты цирка, куда он в детстве ходил на спектакли)
– Что снова произошло с вашими ответами? (Их много, они разные).
– Как можно проверить их правильность? (Поискать ответ в тексте, читать текст и размышлять над ним.

4.  Акцентное вычитывание текста

– Будем читать текст по абзацам и думать над содержанием.

1 абзац

– Чему не учила ребят военная гимназия? (Любить, жалеть, заботиться).
– Как ребята-гимназисты восполнили эту пустоту? (Завели собаку, любили, играли, кормили).
– Создаем все вместе  «Словарь урока». (Учитель вывешивает словарную карточку):

казенный обед

 
– Подберите антоним. (Домашний обед)
– Для чего Дуров использует это слово? Ведь без него вполне можно было бы обойтись. (Мальчики были детьми, они скучали по дому, по добрым отношениям).

2 абзац

– Как вы думаете, надзиратель знал о собаке мальчиков? (Да, нет).
– Предположите, почему надзиратель завел свою Жучку? (Может, скучал по дому, может, завидовал, может, собака приблудилась, оказалась ласковой, поэтому и не выгнал).
– За что он мог плеснуть кипятком собаку мальчиков?
– Надзиратель любил животных? (Да, он заботился о своей Жучке. Нет, он обижал чужую. Это не настоящая любовь к животным. Если любишь животных, нельзя их делить на своих и чужих).
– Найдите предложение, которое описывает состояние мальчиков? («Мы страшно разозлились на «дядьку»).
– Что такое укромный уголок?

укромный уголок

– Почему для решения вопроса, как отомстить, надо было прятаться? (Мальчики понимали: месть – это зло. Зло это плохо, это стыдно, это нужно скрывать).

3 абзац

– Почему в этом отрывке так много восклицательных знаков? (Мальчики сердятся, они взволнованы, кричат, перебивают друг друга).
– Обратите внимание, как злобились ребята.

отомстить ЕМУ
ЕГО проучить
убить ЕГО Жучку
повесить ЕЁ

– Почему так получилось? (Ребята понимали, что у них нет возможности отомстить взрослому человеку, а потому всю свою злобу перенесли на Жучку).
– В чем заблуждались ребята? (Месть не сделает плохого человека лучше. Надзиратель без сожаления заведет себе другую Жучку).

4 абзац

– Найдите в этом абзаце самые страшные слова. (После ответа – таблица).

недолго
единогласно
палач

– Почему эти слова можно считать самыми страшными? (Решение о лишении жизни было принято быстро. Ни один из мальчиков не выступил против. А слово палач точно определяет смысл их поступка).
– Почему никто не хотел быть палачом? (Страшно. Кричать всем вместе легко. Выполнить злое дело очень трудно).

5 абзац

– Найдите в тексте объяснение слова жребий.

жребий

6 абзац

– Какие чувства испытал мальчик Дуров во время жребия? (С легким сердцем, неприятно, позавидовал).
– Чем вы можете их объяснить?

7 абзац
Зачем автор Дуров в этом месте включает в рассказ предложение:  «Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый»? (Друзья видели, что их товарищу неприятно. Они хотели укрепить его решимость. Они и сами понимали, что трудно сделать зло собаке, которая тебе доверяет).

8 абзац

– Для чего автору нужна фраза: «В сарае было темно»? (Злые дела не любят быть на виду. Есть надежда, что темнота помешает убийству).

9, 10 абзац

– Докажите, что здесь и собаке, и мальчику одинаково плохо.
– Как вы объясните вот это:

страх } добить
жалость
любовь

11, 12  абзац

– Почему мальчик плохо спал в ту ночь? (Снились кошмары, потому что грызла совесть, было стыдно за то, что сделал).
– Озаглавьте эти 2 абзаца (Страшная ночь. Утро после казни. Жуткий сон).

13 абзац

– Что автор назвал чудом?
– Как в тексте объясняется слово плац?

плац

– Что еще неожиданное произошло? (Собака помахивала хвостом, ласково повизгивала и терлась у ног).

14 абзац

– Здесь мальчик плачет во 2 раз. Сравните предпоследнее предложение на с.94 и предпоследнее предложение на с. 95. Что вы об этом можете сказать?
Если дети не отвечают: – Это одинаковые слезы? (Слезы бывают разные: слезы горя и слезы радости, облегчения).

V. Работа с текстом после чтения

1.  Обобщающая беседа
– Кто же из героев рассказа приобрел самый большой и самый печальный жизненный опыт? (Мальчик Дуров).
– Читаем последний абзац
– Итак, возвращаемся к главному вопросу урока: КТО научил мальчика Дурова любить животных? (По итогам ответов учитель выставляет на доску карточки):

н Ж Ж н  «д» р

– У нас снова появилось несколько ответов на один вопрос.
– Попробуйте обосновать свой ответ. (Надзиратель. Он заставил испытать огромное чувство жалости к собаке и чувство ненависти к человеку, который её изуродовал.
Друзья-гимназисты. Мальчику выпал жребий пройти через задуманное зло и испытать самые разные чувства.
Наша Жучка. Среди ежедневной военной строгости и муштры она была островком радости. Мальчики, общаясь с ней, учились любить живое.
Жучка надзирателя. Она доверяла, не ждала зла, прошла через беду, простила, не помнила зла и подарила новую ласку).
– К какому же выводу мы с вами пришли? (Все, кто были участниками этих событий, помогали Дурову дожить до высокого светлого чувства любви к животным).
– Давайте проследим это (в классе или дома).

2.  Работа в парах: «Доживи до любви»

– Поднимаясь к вершине, запишите все чувства, через которые прошел мальчик
(Жалость, решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слезы радости, любовь).

– Как же повлияли все эти события на судьбу В.Л. Дурова? (Он стал дрессировщиком).
– Какой главный закон общения вывел для себя Дуров? (Дрессировать не палкой, а лаской).
– Прочитайте высказывание древнего церковного деятеля, философа Василия Великого. Он жил очень давно, в 330–379 г.г.: Никто не исцелил зла злом. (Таблица). Как вы понимаете эти слова? (Если отвечать злом на зло, рождается еще более страшное зло).
– Вы хотите узнать о жизни В.Л. Дурова больше, чем написано в этом рассказе?

3.  Рассказ об авторе

С самых ранних лет, когда Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями, собаками и другими животными. Он тогда уже мечтал о цирке, потому что в цирке показывали дрессированных животных.
Когда Володя Дуров немного подрос, он убежал из дому и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо. Так юноша Дуров стал работать в цирке. Он там завёл козла Василия Васильевича, гуся Сократа, собаку Бишку и учил их проделывать разные номера.
Обычно дрессировщики применяли болевой способ работы с животными: они палками и побоями старались добиться от животного послушания, а Дуров отказался от такого способа. Он первый в истории цирка стал применять новый способ дрессировки – ласку, хорошее обращение, лакомство, поощрение.
Он любил зверей, и звери привязывались к нему и слушались его. Дуров выходил на арену в ярком, пестром костюме клоуна. Он первый из клоунов заговорил с арены.
Но Дуров был не только дрессировщиком. Он был ещё и ученым. Он изучал зверей, их поведение, нравы и повадки. Дуров занимался наукой, которая называется зоопсихология.

VI. Итог урока

– Подведем итог нашего большого и серьезного разговора. На мои вопросы вы ответите все вместе. Помните, что у хорового ответа есть закон: чтобы он был красивым, нужно прислушиваться друг к другу. Ваш ответ будет звучать либо «да», либо «нет». Итак, слушайте внимательно.

  1. У нас был урок русского языка? (Нет)
  2. Мы читали рассказ В.Л. Дурова? (Да)
  3. В.Л. Дуров был зоопсихологом? (Да)
  4. Рассказ Дурова называется «Собака Бишка»? (Нет)
  5. Вы согласны, что «Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца» (Ариосто, итальянский поэт, писатель – 1474–1533)? (Да)
  6. Кто в рассказе самый мудрый?

– Удивились? Чему? (На последний вопрос хоровой ответ не получился).
– Почему? (Трудно сразу ответить).
– С этого вопроса мы начнем следующий урок чтения. Какое домашнее задание нужно выполнить, чтобы разговор получился? (Перечитать рассказ ещё раз, подумать над этим вопросом).
– Подумать можно устно, а можно письменно. Получится сочинение-миниатюра.