Методическая разработка урока по теме "Спрос"

Разделы: Экономика


Цели урока:

  • Восприятие и первичное осознание нового учебного материала – понятия «спрос» и определяющих его факторов, понятия «эластичность спроса по цене», влияния эластичности спроса на выручку продавцов.
  • Развитие умения проводить экономические расчеты, решать задачи с использованием графического материала, выявлять проблемы, исследовать их, находить возможные пути решения, оценивать их с позиции экономической выгоды, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитание трудолюбия и ответственности, потребности в самообразовании.
  • Формирование социальной адаптации школьников: определение в своей профессиональной деятельности в будущем, готовность работать в коллективе, формирование уверенного в своих силах человека.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал: Каждому учащемуся по технологической карте (Приложение 1). Тесты для контроля знаний (Приложение 2).

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность оборудования. Раскрытие общей цели урока.

2. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

Вопрос учителя. «Вспомните, с какими типами экономических систем мы познакомились на прошлом уроке».
Ответ:Традиционная, административно-плановая, рыночная, смешанная.
Вопрос учителя:Чем характеризуется рыночная система?
Примерный ответ учащихся. «Земля и капитал находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков».
Вопрос. «Что такое рынок»?
Ответ. «Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями. На основе этих контактов совершаются сделки купли – продажи предметов торговли».
Вопрос. «Перечислите, пожалуйста, функции рынка».
Ответ. «Ценообразующая, информационная, регулирующая, стимулирующая и санирующая».
Итак, ценовой ориентир играет исключительно важную роль в поведении, как производителей, так и потребителей товаров и услуг. Поэтому чтобы понять, как действует рыночный механизм, нам необходимо выяснить, как определяются цены, от чего они зависят, под влиянием каких факторов изменяются. И начнем мы это с изучения темы «Спрос».

3. Этап усвоения новых знаний

Объяснение учителя сопровождается демонстрацией слайдов (Приложение 3). По ходу объяснения материала учителем учащиеся заполняют технологическую карту (Приложение 1).

Вопрос. «Как вы думаете, различаются или нет такие понятия как нужда, потребность, спрос»?
Ответ. «Следует различать спрос, потребность, нужду.
Нужда – это необходимость для потребителя меть в своем распоряжении обобщенные товары: еду, одежду, жилье и т.п.
Потребность – необходимость во вполне конкретном товаре: молоке, платье, даче».
Вопрос. «Когда же наши потребности становятся спросом?»
Ответ. «Когда они подкреплены возможностью потребителя купить конкретный товар».
Вопрос. «Отчего же прежде всего зависит объем покупок, или , как говорят экономисты, величина спроса
Ответ. «От цены, по которой эти товары можно приобрести»?
Информацию о возможных величинах спроса можно представить в виде таблицы, которая называется шкала спроса:

Цена товара
Р

Величина спроса
Q

10

50

15

42

20

32

25

25

30

20

35

15

40

10

Вопрос. «Как можно определить что такое величина спроса»?
Ответ (если среди ответов учащихся нет правильного, то формулирует сам учитель) «Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте».
Спрос – это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар.
Вопрос. «Какой наклон имеет кривая спроса?»
Ответ. «Отрицательный».

Аргументы в пользу закона спроса:

1. Эффект убывания предельной ( дополнительной полезности).
2. Эффект дохода.
3. Эффект замещения.

Исключения из закона спроса: эффект Гиффена. Ситуация, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Английский экономист и статистик Роберт Гиффен наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.

Факторы (детерминанты) спроса

1. Уровень доходов покупателей.
2. Вкусы и предпочтения потребителей
3. Цены на взаимозаменяемые взаимодополняемые товары.
5. Ожидание изменения доходов и цен.
6. Изменение числа покупателей.

Задание: определите как изменится спрос на мороженное с наступлением зимы.
Ответ: спрос уменьшится. График сместится влево вниз.

Как же количественно оценить, насколько изменится величина спроса при процентном изменении цены?
В экономической теории мера реакции одной величины на изменение другой называют эластичностью.
Ценовая эластичность спроса по цене – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги.
Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%.
Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%.
Факторы, влияющие на эластичность:

  1. Наличие заменителей. Чем больше заменителей тем более эластичен спрос.
  2. Степень необходимости данного товара для потребителя. Чем более необходим, тем менее эластичен.
  3. Доля, занимаемая товаром в бюджете потребителя. Если эта доля небольшая ( мыло, зубная щетка, зубная паста.), то спрос на эти товары неэластичен.
  4. Фактор времени. Спрос более эластичен в долгосрочном периоде.

Расчёт коэффициента точечной эластичности.

Коэффициент эластичности может иметь следующие значения по модулю:

Е > 1 – спрос эластичный;
E < 1 – спрос неэластичный;
E = 0 – абсолютно неэластичный спрос;
E = 1 – единичная эластичность;
E – абсолютно эластичный спрос.

Вопрос учителя. «Посмотрите на график 1 и скажите какое значение может принимать коэффициент эластичности.»
Ответ. Е = 0, так как величина спроса не меняется.
Вопрос учителя. «Каким может быть коэффициент эластичности у 2 графика?»
Ответ.«Стремится к бесконечности, так как цена не меняется».

Практическое применение теории эластичности

Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода или выручки от продажи товара.

Вопрос. «Как можно подсчитать выручку?»
Ответ. «Умножить цену одной единицы товара на количество реализованных товаров».

TR = P* Q

Зависимость выручки от эластичности спроса

Цена товара, Р

Эластичный спрос

Единичная эластичнось

Неэластичный спрос

Возрастает

Выручка снижается

Не меняется

Возрастает

Снижается

Выручка растет

Не меняется

Снижается

4. Этап закрепления новых знаний

Решим задачу на расчет коэффициента эластичности. Данные задачи представлены в таблице.

Точка

Цена Р (руб./шт.)

Q( шт.)

Е

TR (руб.)

А

60

0

 

0

В

50

10

5

500

С

40

20

2

800

D

30

30

1

900

E

20

40

0,5

800

F

10

50

0,2

500

К

0

60

0

0

Вопрос. «Итак, какой вывод можно сделать исходя из полученных данных?»
Ответ. «Величина коэффициента эластичности меняется с изменением цены. В области высоких цен спрос эластичен, в области низких цен спрос неэластичен».

Контроль знаний

Ответы на вопросы тестов.

Вариант 1. 1 – Б; 2 – В; 3 – В; 4 – Б; 5 – А.
Вариант 2. 1 – Г; 2 – Б; 3 – А; 4 – Б; 5 – В.

5 . Информация о домашнем задании, подведение итогов уроков

Домашнее задание: выполнить задания из 2-ой части технологической карты.

Список использованной литературы.

  1. Основы экономической теории /под ред. С.И. Иванова: в 2-х кн.- М.: Вита-Пресс 2003.
  2. Практикум по основам экономической теории/под ред. С.И.Иванова – М.: Вита-Пресс, 1999.
  3. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  4. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  5. Макаров О.Ю., Раев В.А. Сборник тестов по экономике.- М.: Вита-Пресс, 1999.
  6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2-х кн. – Кн.1. – М.: Вита-Пресс, 1998.