Азот – "безжизненный" элемент, но важная составная часть жизни на Земле. Урок в 9-м классе с применением ИКТ

Разделы: Химия


Цели:

  • изучить свойства азота и область его применения на основе строения атома и молекулы;
  • формировать умения формулировать проблему, находить пути её решения через самостоятельный поиск информации в учебнике, в Интернете, делать выводы.

Оборудование: презентация Power Point к уроку, ресурсы Интернет (on-lain), учебник “Химия-9” (Кузнецова Н.Е., “Вентана-Граф”, 2001), компьютерный класс.

ХОД УРОКА (таблица)

  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

  Сегодня мы будем говорить об одном самых из интересных элементов периодической системы, противоречивом азоте.  

 

 

Вызов

а) собственно вызов

  Чтобы сформулировать тему урока, обратите внимание на информацию на слайдах презентации.

Сл.-1

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.-2

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.-3

 

 

 

 

 

 

Сл.-4

 

 

 

 

 

 

Сл.-5

Предлагаю перейти к слайду “Постановка проблемы”

 

 

 

 

В ходе беседы формулируется тема урока в виде вопроса:

Сообщаю, что тема урока и есть та проблема, которую предстоит уч-ся решить.

Почему назвали “азот”?

Соединения азота - селитра, азотная кислота, аммиак - были известны задолго до получения азота в свободном состоянии. В 1772 г. Д.Резерфорд, сжигая фосфор и другие в-ва в стеклянном колоколе, показал, что остающийся газ не поддерживает дыхания и горения. Д.Резерфорд назвал его “удушливым воздухом”.

К.Шееле назвал этот элемент, извлеченный из воздуха,- “дурным воздухом”.

В 1787 г. А.Лавуазье установил, что “жизненный” и “удушливый” газы, входящие в состав воздуха, это простые

в-ва, и предложил название “азот”. “А” - отсутствие, “зоо” - жизнь. “Безжизненный”- азот.

И не случайно: испытания проводили на лабораторных мышах, помещая их под колпак с азотом, где они погибали.

Нахождение в природе.

Азот – один из распространенных элементов на Земле.

- в атмосфере - 4•1051 по массе и 78% газообразного азота по объёму

- литосфере – 1,9•10-3 по массе

- в живых организмах - 0,3% по массе

В белке животных и человека - 16–17% азота. В организмах человека и плотоядных животных белок образуется за счёт потребляемых белковых в-в травоядных животных и в растениях. “Жизнь - есть способ существования белковых тел на Земле” - по определению Ф.Энгельса

Д.Резерфорд –“удушливый воздух”

К. Шееле – “дурной воздух”

А.Лавуазье – “безжизненный воздух”

Д.И.Прянишников – “Нет жизни без азота, ибо он является важнейшей составляющей частью белковой молекулы”

Запись темы урока в тетрадь

“Азот – “безжизненный” элемент или важная составная часть жизни на Земле?”

б) актуализация знаний

  Что уже известно из курса изучения химии об азоте? Ответьте на вопросы на следующем слайде.

Сл.-6.

“Азот – химический элемент”

Учащиеся работают с текстом и заданием на слайде.

Азот – химический элемент

Положение азота в периодической системе

* Ar(N) = ?

* 7N +7 ) ) Каково строение атома азота?

? ?

  • Составьте электронно-графическую формулу атома азота
  • Составьте электронную формулу атома азота
  • Степени окисления : ?
  • Валентность : ?

Вывод : какова окислительно-восстановительная способность атома азота?

Осмысление

1) постановка учебной задачи

  Предлагаю учащимся, исходя из проблемы, наметить пути её решения.

Сл.-7.

Обращаю внимание на необходимость установления связи между строением, св-ми и применением.

Предлагаю составить план изучения нового материала.

Сл.-8.

Цель урока:
  • На примере сведений об азоте, привести аргументы в пользу двух точек зрения об элементе
  1. Азот – “безжизненный”.
  2. Азот – главный элемент жизни на Земле.

Учащиеся предлагают план изучения строения молекулы, св-в и применения этого в-ва.

Содержание:

* Азот – простое в-во

1. Строение молекулы

2. Физические св-ва

3. Химические св-ва

4. Способы получения

* Применение азота и его значение

2) открытие нового знания

  Сл.-9.

Предлагаю рассмотреть задания на слайде “Строение молекулы азота”

Обращаю внимание на оформление сведений об азоте в виде опорного конспекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.-10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.-12.

 

 

 

 

При переходе к слайду о способах получения обращаю внимание на гиперссылки на сайты в Интернете.

 

Сл.-13.

 

 

 

 

 

При переходе к слайду “Применение азота” обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета.

Уч-ся изучают сведения об азоте и строении его молекулы.(Учебник §30)

Молекула азота – N2

N = N

Напишите электронную формулу молекулы. В обычных условиях в свободном состоянии азот образует молекулу N2, где атомы связаны тремя ковалентными связями.

Молекула азота очень устойчива: энергия диссоциации ее на атомы составляет 942,9 кДж/моль, поэтому даже при температуре 3300° степень диссоциации азота составляет 0,1%.

Каков вид хим. связи в молекуле азота?

Физические свойства азота

Азот немного легче воздуха; плотность 1,2506 кг/м3 (при н.у.), tпл.= - 209,8оС, tкип.= -195,8оС. Азот сжижается с трудом: плотность жидкого азота 800 кг/м3. В воде азот менее растворим чем кислород: при 0оС в 1м3 Н2О растворяется 23,3 г азота.

Азот не поддерживает дыхание и горение.

Составьте описание физ. св-в N2 в виде уголковой схемы

Химические свойства азота

К металлам:

N2+Li (об.усл.) —> Li3N

N2+Mg (об.усл.) —> Mg3N2

N2+Al (to) —> AlN

К неметаллам:

N2+H2NH3

N2+O2 (2000o) —>NO

N2+F2 (эл. разряд) —> NF3

Вывод:

  1. Что можно сказать о хим. активности азота? Почему?
  2. В каких реакциях азот – окислитель, в каких – восстановитель?

Дома:

Составьте уравнения этих реакций с использованием электронного баланса.

Способы получения азота:

*Лабораторный способ:

NH4NO2N2+ 2H2O

*Промышленный способ

Технический способ получения азота основан на разделении предварительно сжиженного воздуха.

Интернет —> Азотные установки, азотные станции, генераторы азота

Применение азота:

  • создание инертных сред в металлургии
  • синтез аммиака и азотной кислоты
  • производство минеральных удобрений
  • производство взрывчатых в-в
  • жидкий азот в медицине
  • Какие св-ва азота лежат в основе применения?

3) составление алгоритма

  Под составлением алгоритма в данном уроке предлагаю считать составление опорного конспекта Учащиеся обмениваются информацией по заполнению конспекта, проверяют друг у друга наличие всех блоков.

4) первичное закрепление

  Первичное закрепление провожу в виде беседы. Вопросы для беседы задаю те, которые изложены на слайдах презентации Учащиеся отвечают на вопросы

Рефлексия

  Сл.-14.

 

Данный этап урока провожу в виде самостоятельной работы на 2–3 минуты. Предлагаю записать в тетрадь аргументы в пользу каждой версии.

Рабочие тетради собираю на проверку, оцениваю выполненную работу.

Азот – друг или враг?
  1. Азот – “безжизненный”.
  2. Азот – главный элемент жизни.

Учащиеся записывают аргументы в тетрадь.

Домашнее задание

 
  1. Доработать конспект.
  2. § 30 “Химия-9”.