Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама

Разделы: Литература


Как открывает новую планету
Среди небесной бездны астроном,
Так открывать приходится поэту
Весь этот мир…
Л.Мартынов

Системный анализ художественного произведения относится к самым сложным и актуальным задачам современного урока.

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя красоту и духовное богатство настоящей поэзии, понять, что поэтическое слово обладает бесконечной глубиной.

Читая стихи, мы переживаем особое состояние, которое очень приблизительно можно передать обычными словами. Сделать это переживание полноценным, мощным, таким, которое потрясает душу, помогает только глубокое осмысление содержания художественного произведения.

Цель: Разомкнуть искусственно замкнутое пространство образа – в перекличке с образами другого стихотворения другого автора.

Оборудование: Тексты стихотворений Тютчева и Мандельштама, распечатанные в два столбца.

Ф.И.Тютчев

Silentium!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
Не позднее 1830

О.Э.Мандельштам

Silentium

Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазуревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту —
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910

 l. Определение сходства.

- Сравнительный анализ не может быть произвольным. Для любого сравнения должны быть основания.

- Есть ли у этих стихотворений общие черты:

(общий жанр (лирическое стихотворение в свободной форме); общее название, причем, необычное, следовательно, случайное совпадение исключено; сходство темы - “молчание”, “немота”; есть даже сходные приемы: императивная форма: молчи, скрывайся и таи…, останься пеной…, в музыку вернись…).

- Как вам кажется, с какого стихотворения нужно начать сравнительный анализ и почему?

Следует его начинать со стихотворения, написанного ранее, - именно оно послужило “первой репликой” в диалоге, источником для заимствований и перекличек.

2. Анализ стихотворения Тютчева.

- Обратите внимание на строфическое строение стихотворения Тютчева. Охарактеризуйте его.

- Стихотворение состоит из трех строф. Строфы – шестистишия, стихотворный размер – ямб. Рифмовка смежная – ааббсс.

- Обратите внимание на отсутствие женской рифмы. Почему Тютчев отказался от женской рифмы?

Мужская рифма более энергична, жестка. Ударение на последнем слоге придает стиху большую законченность, завершенность. Подчеркивает паузу между стихами. Речь становится более четкой, размеренной, что придает стиху сдержанность, суровость, многозначительность.

Стихотворение обладает особой интонацией, заставляющей прислушаться к сказанному и идеально сочетающейся с четырехстопным ямбом – наиболее классическим, строгим и торжественным размером, - все это придает стиху оттенок элегичности, грусти.

- Вернемся к строфике стихотворения. Почему столь важной для автора является трехчастная форма? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить композиционный план стихотворения:

  • 1 строфа. “Чувства и мечты” в “душевной глубине” = “звезды в ночи” (прямое полное сравнение).
  • 2 строфа. “Сердце” — “ключ”, из контекста следует — незамутнённый, подземный (скрытое сравнение — метафора).
  • 3 строфа. “Целый мир в душе твоей” — “наружный шум”, “дневные лучи” (контраст).

- Какие строфы теснее связаны между собой? Почему? Теснее связаны первая и вторая строфы. Сквозной образ— глубина: ночная, в которой “всходят и заходят” звёзды, подземная, где текут ключи, глубина человеческой души, где родятся “чувства и мечты”, “думы”, “мысли”. Общий признак — молчание, в первой строфе — безмолвие, во второй — невозможность высказаться, изречь. Не случайно художественные приёмы в этих двух строфах— сравнение, метафора, сходные между собой и требующие наличия общности между сопоставляемыми явлениями. Третья строфа противопоставлена двум предыдущим — появляются образы шума, уже не глубины, а поверхности (“наружный”). Строфа выделена и художественным приёмом — в ней использовано противопоставление контрастных в контексте стихотворения образов, причём контраст мотивирован предыдущими двумя строфами: “дневные лучи” противопоставлены “звездам в ночи”, “наружный шум” — “подземным ключам”. Таким образом, третья строфа не только контрастна двум предыдущим строфам, она — итоговая:

3. Анализ стихотворения Мандельштама

- Читаем первую строфу. Какие художественные приёмы вы можете сразу заметить? Повтор: дважды — “она”, трижды — союз “и”. Что вы можете сказать о значении повторяющихся слов? Она — местоимение, “заместитель” имени. И — соединительный союз, обозначает связь явлений.

- Уже с первой строфы поэт овладевает вниманием читателя. Местоимение обычно замещает уже известное имя во избежание неоправданного повтора; но в стихотворении имя ещё не названо, оно появится лишь в последней строфе. До тех пор читатель поставлен перед необходимостью разгадать загадку: кто скрывается под выделенным повтором словом она! Повтор союза и только усугубляет тайну: она — связь всего со всем.

- Вторая строфа. Обратите внимание на союзы. Назовите их, объясните их значение. Союзы но, и; оба стоят в анафоре (начале стиха, после стихораздела); такое положение в тексте выделяет их. Но и и — союзы-антонимы: соединительный и противительный. Выделяя их в тексте, поэт усиливает их контраст.

- Ещё один контраст — на этот раз с обоими началами — пена: на фоне моря она кажется бледной, на фоне света она стала бы тёмной (сирень). Обратите внимание на то, что первая и вторая строфы кажутся не связанными между собой по смыслу: основной образ первой строфы — она как связь — вроде бы никак не проявлен во второй строфе, где главное — контраст света и тьмы, безумия и покоя, моря и дня.

- Третья строфа. Какой образ вы назвали бы основным в ней? Основной образ — немота. Почему такая странная форма слова — немота, а не немота? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание, с какими словами сочетается слово немота; подберите слова, подобные слову немота по своему строению.

- Немота— “свойство и состояние немого”, то есть человека “от природы лишённого речи, языка или слова; не могущего говорить, бессловесного, безъязыкого”. Неологизм Мандельштама немота связан с глаголом немотствовать — “пребывать немым, упорно молчать, не говорить не слова”. Немота — состояние постоянное, связанное с природным недостатком, изменить его немой не в силах, немота — временное, дробное состояние, возможно, по осознанному выбору говорящего. Немота одна, немот может быть несколько. Эта множественность подчеркнута и образованием слова по типу пустоты, длинноты (немота — одни из немот), и определением, называющим качество именно этой немо ты — “первоначальная”. Но слова немота и немота отличаются также и по стилю. Естественно сказать: “губы немеют”. Сказать “губы немотствуют” — погрешность против стиля. Следует сказать — “уста немотствуют”. У Мандельштама так и сказано — “да обретут мои уста первоначальную немоту”. Слова высокого стиля обретут, уста и слово немота стилистически однородны.

- Обратите внимание на аллитерацию (повтор согласных) в стихотворении. Какая строфа выделена этим приёмом особо? Третья: аллитерация на р, л с мягкостью: обретут, первоначальную, кристаллическую, от рождения. Строфа, повествующая о молчании, о немотствовании, оказывается самой звучной (не случайно аллитерирующие согласные звуки — сонорные, по участию голоса приближенные к гласным и в некоторых языках даже являющиеся слогообразующими). Более того: молчание связывается с музыкой, с чистой нотой.

- Четвёртая строфа — контрапункт (сведение воедино, в одной точке, всех мотивов) стихотворения.

- Появляются ли в последней строфе новые образы? Почему? Что вы заметили?

- Новые образы не появляются. Развитие образного ряда завершено, но ещё раз поименовано всё, чему были посвящены предыдущие строфы: она, получившая имя — Афродита; пена; молчание как музыка (“слово, в музыку вернись”); молчание, как “стыд” человеческого сердца (“сердце сердца устыдись”). Четвёртая строфа возвращает читателя к первой. В ней говорится о некоей “первооснове жизни”, из которой вышло некогда всё сущее, как Афродита из пены. В первой же строфе также говорится о миге, предшествующем рождению Афродиты — “она ещё не родилась”, о единстве всех элементов в “ненарушаемой связи”.

- Попробуем составить композиционную схему стихотворения.

4. Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама “Silentium”.

- А теперь основная часть нашей работы - сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама “Silentium”.

- Обратитесь к своим записям и попробуйте ответить на вопросы.

? Присутствуют ли в стихотворениях Тютчева и Мандельштама общие мотивы? Какие? (Перечислить).

? Мы уже отмечали общность темы. Одинаково ли решена тема молчания у Тютчева и Мандельштама? В чём сходство, в чём отличие?

- Тема молчания у двух поэтов трактуется по-разному. Тютчева больше интересует потаенная внутренняя жизнь человеческой души, основное противостояние “жизнь в себе самом” и “наружный шум”. Чем больше человек прислушивается к себе, тем ближе он к истинному миру. У Мандельштама “первоначальная немота” - состояние мира до того, как появилось слово, как произошло рождение красоты. Нет разделения на внутренний и внешний мир, все еще в единстве.

? Присутствуют ли общие приёмы? Почему?

- Общие приемы – словесные повторы, общий размер и мужские окончание первых строк (у Мандельштама ритмико-рифмическая организация стихотворений иная, но первая строчка, как и название, принципиально соотнесена со стихотворением Тютчева), общая композиция; появление в каждой строфе нового образа и синтез их в заключительной строфе, являющейся смысловым “замком”, прямые обращения.

? Внимательно посмотрите на название стихотворений. Есть ли в них различия? Какие? Как вы их объясните?

- У Тютчева “Silentium” с восклицательным знаком, как призыв. У Мандельштама этого знака нет. Объясняется это общим пафосом стихотворения; у Тютчева – обращение к личности, человеческому “Я”, у Мандельштама – вечное возвращение к возобновляющемуся вновь и вновь, в каждом акте рождения прекрасного, мигу “первоначальной немоты”.

5. Домашнее задание.

- Просмотрев ваши наблюдения, продумайте план рассказа о стихотворениях, изложите все просто и ясно, что вы поняли о произведениях в результате вашего анализа. Акцентируйте внимание на наиболее важных, с вашей точки зрения, моментах. Постарайтесь, чтобы в вашем повествовании не было логических неувязок, неоправданных повторов. Где это необходимо, обращайтесь к тексту.

- Запишите свои наблюдения. Внимательно прочтите. Убеждает ли вас собственный анализ, открывает ли что-то новое, не замеченное ранее. Постарайтесь сформулировать для себя, открылось ли что-то новое в восприятии стихотворений, стало ли восприятие глубже?