Урок на тему "Все было подвластно ему…" (путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова), 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока:

  • раскрыть богатство и глубину мысли Лермонтова и ее влияние на человеческие судьбы;
  • уметь выражать свое отношение к изученным произведениям;
  • воспитывать любовь к литературе.

Оборудование:

  • на доске (по центру) тема урока “Все было подвластно ему…” и Белый парус “М.Ю.Л.”;
  • на доске (правая сторона) цитата в виде тучки: “Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоухающей прозой” Н.В.Гоголь; иллюстрации: “Герой нашего времени”. “Бэла”, Тифлис.
  • на доске (левая сторона) цитата: “Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Я сочувствую ему и разделяю его убеждения” Н.Добролюбов; иллюстрации: А он мятежный просит бури; Поэт умел понимать язык деревьев.

Методические приемы организации урока:

  • путешествие – обобщение сведений о жизни и творчестве поэта, чтение наизусть стихов и фрагментов из романа “Герой нашего времени”;
  • постановка вопросов по теме урока, ответ на один из них (письменно);
  • беседа, эксперимент.

ХОД УРОКА

1. Вступление

(Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”, музыка Е.Шашиной, исполняет Борис Штоколов).

Учитель:

… В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом…
Спит земля в сиянье голубом…

Кто мог увидеть весь земной шар в сиянье голубом с такой высоты, с которой ее разглядели только космонавты? Лермонтов?

Да, это Лермонтов – гениальный поэт XIX века.

Гениальный… Сущность его творчества таилась прежде всего в том, что он, живя на земле, сумел увидеть все, сокрытое от глаз.

Это не зрение глаз, а зрение сердца, зовущееся предвидением.

Михаил Юрьевич – единственный на нашей планете человек, который при рождении слышал пение Ангела и не забыл, а помнил, время от времени вспоминал, обретая богатырские творческие силы.

Очень способный, он имел задатки для великого дела, а, следовательно, был обязан его исполнить!

- Куда он направит свой пророческий дар?

- Все ли будет подвластно ему?

(Тема урока и напоминание учителя: делать записи основных мыслей по ходу урока).

Ребята! У всех с собой томик стихов Лермонтова и роман “Герой нашего времени”. Мы готовы и отправляемся на паруснике в литературное путешествие. Над головой тучки поэтические, дует спокойный ветер. Плывем в сторону острова под названием “Поэзия”. Причаливаем.

(Прикрепляю иллюстрацию с изображением поэтического острова на левой стороне доски снизу).

2. Поэзия

Учитель: 6 ноября 1827 года – эта надпись на тетради, сделанная рукой М.Ю.Лермонтова. В ней переводы, подражательские стихи, стихи собственные.

Лермонтову 13 лет.

13 лет, он пишет стихи. А за всю короткую жизнь он создаст около 400 стихотворений, около 25 поэм, не считая 5 драм и 7 повестей. Произведений много.

Поговорим о поэзии.

Путь в поэзию Лермонтова был новым?

Ученик: Путь Лермонтова в поэзию по существу не был новым – традиции остались те же, только основные принципы, характерные для русской поэзии 20-х годов 19 века, подверглись некоторым изменениям.

Михаил Юрьевич был непосредственным учеником этой эпохи, и в творчестве своем он не отвергал ее.

Он явился в момент спада, когда борьба разных поэтических тенденций остывала и уже ощущалась потребность в примирении, в подведении итогов.

Обойдя эту партийную борьбу, породившую рядом с поэзией Пушкина, поэзию Тютчева, Лермонтов сосредоточил свое внимание на другом – на усилении энергии стиха, на придаче поэзии эмоционально-личностного характера, на развитии поэтического красноречия.

Поэзия приняла форму лирического монолога.

Учитель: прочтите.

Ученик читает наизусть.

Ученик:

Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душа, одни и те же муки, -
О, если б одинаков был удел!..

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой.
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной.
Гляжу назад – прошедшее ужасно;
Гляжу вперед – там нет души родной!

Учитель: Он молод! В каждом стихотворении - мучительный вопрос, грустное раздумье, покой отсутствует. Назовем некоторые.

Ученик: Например, “Парус” - это стихотворение о вольности и свободе. В “Песне про купца Калашникова” мы находим ответ на мучивший нас вопрос о достоинстве человека.

“Валерик” ставит нас перед проблемой войны, которую до сих пор решает весь мир, или “Родина” (“Люблю Отчизну я…”), в которой он (по словам Николая Добролюбова) “понимает любовь в Отечеству истинно, свято и разумно”.

“Мцыри “Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!”

“Демон”, - замечательная поэма, которая в рукописи ходила в публике, как некогда и “Горе от ума” Грибоедова.

Учитель: Все они разные, но есть в них выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь. Мало того: в поэзии жизнь более является жизнью, нежели в самой действительности.

30 годы. Иное время. Поэзия Лермонтова особенная и отличается от предыдущей. Чем же?

Ученик: Отличается она прежде всего ярко окрашенной активностью. Мятежна и беспокойна по духу, как наш парусник. На ней лежит печать трагизма. Герой активен, нетерпелив. Он не способен к спокойному созерцанию, его влечет жажда действия.

Наизусть.

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И лишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?

(1832)

Ученик: Человек, идущий впереди у Лермонтова, чаще всего одинок. Одиночество было исторически неизбежным, оно порождало грусть и тоску. Даже стихи о таком чувстве, как любовь – это сердечные вздохи о невозможности счастья и предчувствии страданий!

Наизусть.

Оставь напрасные заботы,
Не обнажай минувших дней;
В них не откроешь ничего ты,
За что б меня любить сильней!
Ты любишь – верю – и довольно;
Кого – ты ведать не должна;
Тебе открыть мне было б больно,
Как жизнь моя пуста, черна.
Не погублю святое счастье
Такой души и не скажу,
Что недостоин я участья,
Что сам ничем не дорожу;
Что все, чем сердце дорожило,
Теперь для сердца стало яд,
Что для него страданье мило,
Как спутник, собственность иль брат.
Промолвив ласковое слово,
В награду требуй жизнь мою;
Но, друг мой, не проси былого,
Я мук своих не продаю.

(1832)

Наизусть.

Ученик:

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежно!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.

Они расстались в безмолвном и гордом страданье
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…
Но в мире новом друг друга они не узнали.

(1841)

Учитель: Грусть, тоска, одиночество. Во что он верит?

Ученик: Понимая трагичность судьбы современников: печально я гляжу на наше поколенье… Поэт верит в наступленье счастья для людей в будущем.

Герой по-настоящему любит и не хочет мириться с действительностью.

Учитель: Лермонтов иной?

Ученик: Да. Для Мережковского Лермонтов – единственный в русской литературе до конца не смирившийся человек. Человек иного порядка и иного измерения.

Невыносимо страдающий от этого и мечтающий убежать от “фантастического”. Он иной.

И в этой невозможности ни стать таким, как все, ни, оставаясь самим собой, принять мир людей таким, каков он есть, видит Лермонтова Мережковский.

Учитель: А для вас он какой? (Задание выполняется письменно 7-8 мин.)

(После обсуждения написанного и услышанного примерные мысли:

Лермонтов, как и Пушкин, “в жестокий век восславил свободу”.

Был его истинным наследником, и поэтому он сумел добиться совершенства стиха, сделать его выразительным и сильным, а сила и четкость – алмазная крепость стиха. Но время требует от каждого поэта свое. У Михаила Юрьевича это резкая неудовлетворенность действительностью, негодование на новое поколение, грусть от сознания своего бессилия. Более горькими были у него раздумья о судьбе человека и о месте поэта в современном обществе.

Учитель: Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Созерцание - действие. Но каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь. И он нам дорог.

Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.

И.Бунин.

Эти строки и о Лермонтове. Нам близка его поэзия, так как она наполняет и озаряет жизнь светом.

3. Проза

Учитель: Ребята! Мы ждем от художественной литературы развлечения, а он, автор, заставляет нас включиться в его мучительные размышления, воздействуя на наш мозг изнутри; рисует образы, которые как бы легким облачком проникают, просачиваются в наше сознание из сферы подсознания.

Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” невозможно стать путем нравоучений, впрямую изрекая истины. И он обращается к сердцу и воображению читателя.

Ветер меняет направление.

Обогнув мыс драматургии, мы плывем к материку, название которому “Проза”.

Тучки над нами прозаические (читаю цитату Н.В. Гоголя)

Причаливаем и поразмышляем (прикрепляю иллюстрацию с изображением прозаического острова на правой стороне снизу).

Беседа с учащимися.

Учитель: Поговорим о прозе. Назовите известные вам прозаические произведения Лермонтова.

Ученик: Как и Пушкин, Лермонтов, начав свой путь в литературе стихами, попробовал себя в драматургии и, наконец, в прозе.

Первым опытом прозаика явился роман из эпохи Пугачевского восстания “Вадим” (1833-1934), за “Вадимом” последовали незавершенный роман из современной жизни “Княгиня Лиговская” (1836), а почувствовав “высшую историческую необходимость” создать образ героя, живущего, мыслящего и действующего в “духе времени”, и роман “Герой нашего времени” (1837-1839). К началу работы над “Героем нашего времени” Лермонтов не только прекрасно знал мировую литературу в лучших ее образцах, но и сумел открыть многие тайны создания шедевров, пересоздавая их своей рукой. Этот роман создавался писателем-философом, всю свою короткую жизнь мучительно размышлявшим над проблемами вечными: в чем смысл жизни? Что такое добро и зло? Есть ли возможность для раскрытия таланта личности?

Учитель: Эти вопросы мы встречаем только в романе “Герой нашего времени?”

Ученик: Да. Итогом размышлений и стал этот роман, а затем должна была последовать трилогия, которая включила бы в себя три романа: роман о царствовании Екатерины I?; роман о декабристах и лермонтовской современности. Не успел.

И нам остается понять, что носил в своем уме и сердце Лермонтов по единственному зрелому и законченному прозаическому произведению.

Учитель: 1839 год. Роман опубликован. Первые отклики?

Ученик: Роман возбудил всеобщее внимание, а крупнейший критик того времени заявил в журнале “Отечественные записки”: “Герой нашего времени” обнаружил в Лермонтове такого же великого поэта в прозе, как и в стихах”.

Учитель: Попробуем убедиться в этом. Печорин – главный герой романа. Для чего ему были даны “силы необъятные и в чем состояло назначение высокое?”

Составим портрет Печорина!

Ответы учащихся:

Научился быть скрытным, стал злопамятным, завистливым.

Эгоист. Ему присущи разочарование в жизни и пессимизм.

Печорин – человек с самобытным характером, он отличается силой и независимостью, умен, ничего не принимает на веру!

Критически относится ко всему. Культурен и образован.

Он не выносит пошлости и рутины, обычной для света.

А свет он презирает, так как видит, что в нем не ценят ни ум, ни знания. Не может Печорин жить спокойно: в нем постоянно кипит напряженная работа мысли.

В характере много смелости, волевого начала. Николай Чернышевский писал: “Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие люди под влиянием общественной обстановки”.

Учитель: Портрет готов?

Ученик: Да. Портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Учитель: Познакомимся с мнением В. Г. Белинского.

Ученик: “Он не апатично несет свое страдание; бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, он ищет их разрешения”.

Учитель: Какой вопрос не дает покоя Печорину? Зачем я жил?

Отрывок наизусть из романа Лермонтова “Герой нашего времени”.

Ученик: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадывал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.

Учитель: Для решения этой загадки и автор, и его герои готовы ставить эксперимент на собственной жизни! Лермонтов писал: “Или я, рискуя собою, открою смысл человеческого существования, или погибну, гибель пугает их меньше, чем бессмысленность жизни”.

Проведем и мы эксперимент.

Что Печорин говорит о себе сам?

Наизусть.

Ученик: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его …

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом! Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили; я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни”.

Учитель: Кожа женская и рука аристократическая, но он наносит удар не хуже любого дикаря! Лихорадка и горячка. Печорин искусен в жизни.

Он счастлив?

Ученик: Всем, с кем судьба ни столкнула бы Печорина, приносит он одни несчастья, хотя сам оказывается при этом “не менее несчастлив”, всюду становится чужим и вынужден искать чего-то нового, потому что имеет “воображение беспокойное, сердце ненасытное”, - и так без конца.

Учитель: И он не один такой. Известно, что в процессе работы автор меняет первоначальное название своего романа “Один из героев начала века” на другое – “Герой нашего времени”, в котором больше обобщения. Печорин, размышляя о себе и своем поколении, непосредственно говорит от лица всех.

Если поэзия – дневник духовной жизни поэта, то проза – философской. Таким образом, смысл человеческого существования заключается в формировании души, в подготовке к жизни, а это с неизбежностью предполагает испытания.

В романе наблюдается несоответствие между жизнью героя и его возможностями. Произошло это из-за отсутствия запросов общества, в котором не нашли применение сил такие, как Печорин. Да и невозможно было решение в условиях существующего строя.

Учитель: Отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у нас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы мы этого желали?

Эксперимент окончен.

Этот роман до сих пор притягивает к себе читателя, потому что каждый занят собственными мучительными размышлениями о смысле жизни.

О своих рассуждениях нам рассказал Лермонтов.

4. Заключение

Учитель: Поэзия. Проза.

Наш парусник с большим грузом движется дальше. Впереди будут мелководье, пороги и вечность.

Ученик: В небольшой заметке Анна Ахматова “Все было подвластно ему” напишет: “Лермонтов подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать такое, где он никому не подражал, зато всем уже не один век хочется подражать ему. Слово слушается его, как змея заклинателя. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в одной из поэзии мира. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на 100 лет”.

Учитель: Все ему было подвластно: поэзия, проза… Все, кроме собственной жизни, в которой не было добрых даров, какими судьба наделила бы другого, ничего. К сожалению.

Светлым лучом стали родители и бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, единственная заступница, на раз добивавшаяся смягчения его участи. И все.

А жизнь, увы, была не подвластна!

Личностей большого масштаба не было, а были люди, имена которых и помнятся-то лишь потому, что они с ним знакомы. Некоторых Лермонтов даже звал друзьями, но как же мелки и ограничены они в сравнении с ним. А гора с бугорком не дружат. Если друзья спасали Пушкина изо всех сил, удерживали от дуэли – Лермонтову буквально помогли идти к ней.

Не дано ему было и домашнего счастья! Ни одна из тех, кого любил Михаил Юрьевич, не разделила с ним его “кремнистого пути”, со звездой его души не заговорила, не соединила свет ни одно женское сердце.

Гений во всем остался земным человеком, со всеми слабостями, грехами, особенно, когда он молод.

Мудрость из жизни и книг предшественников Лермонтов извлекал для творчества, в повседневной же он не всегда был мудр. В стихотворении “Смерть Поэта” есть строчки:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

Но не это ли произошло с Лермонтовым? Какая людская накипь вертелась вокруг этого человека в последние дни его жизни?! Один из людишек и застрелил его в упор… Парус души остался одиноким, потому что Лермонтов не мог существовать в штиле, в лености, ветер бурь, страстных чувств, мучительных дум и тревог был ветром вдохновения.

Единомышленников было немного (чтение цитаты Добролюбова на доске: “Я сочувствую и разделяю его убеждения”).

Но это в земной жизни.

(Звучит песня на стихи М.Ю.Лермонтова “Белеет парус одинокий”, музыка А.Варламова, исполняет Евгений Нестеренко).

Учитель (под музыку): А в космическом – безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской литературы и вечности он не одинок, хотя и недосягаем.

И сегодня, как и прежде, медленно, но уверенно, как и прежде, движется парусное судно “М.Ю.Л.”, до предела нагруженное сокровищами. И так будет вечно.

(Музыка продолжается).

Литература:

  1. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения. – Москва, 1987.
  2. В.А.Мануилов. Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени. – Ленинград, 1975.
  3. З.Я.Рез. М.Ю.Лермонтов в школе. – Лениград, 1963.
  4. С.И.Кормилов. Поэзия М.Ю.Лермонтова. – Московский университет, 1998.
  5. Е.Н.Гусляров и О.И.Карпухин. Лермонтов в жизни. – Калининград, 1992.
  6. Л.С.Калюжная. 100 великих писателей. – Москва, 2000.
  7. Журнал “Звезда” № 10, 1989.
  8. Журнал “Октябрь” № 10, 1999.
  9. Журнал Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины № 12, 1990.
  10. Б.М.Энхенбаум. О литературе. – Москва, 1987.
  11. М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. – Москва, 1980.