Организация работы с пословицами в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию”. В книге “Родное слово”, предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам.

В 1–4-х классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1-м классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т.е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой ь, учитель обращает их внимание на поговорку Береги нос в большой мороз и велит найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением зимы. Можно предложить желающим ученикам самим нарисовать, как дети делают снежную бабу, катаются с горы.

На следующий день на уроке русского языка учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Учитель спрашивает, какие еще пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку Мороз не велик, да стоять не велит, в которой также есть буква е. Обе поговорки учащихся записывают в свои тетради под рисунком.

Работа с пословицами продолжается и во 2-м классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Во 2-м классе можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц и поговорок, которые встречаются в “Родной речи” и в “Учебники русского языка”, так как их количество там довольно значительно.

В 3–4-м классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше пяти-шести в 3-м классе и больше десяти в 4-м классе.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну – две пословицы по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем дается новая тема, по которой также подбираются пословицы.

Время от времени, учитывая содержание рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

В 4-м классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

3-й класс – 1) времена года; 2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.); 3) домашние и дикие животные; 4) книга, письмо; 5) труд; 6) о матери, об отце. 4-й класс – 1) Родина, Москва; 2) дружба; 3) речь, слово; 4) знание, невежество; 5) смелость, трусость; 6) о сельском хозяйстве; 7) о пословицах, поговорках.

Наконец, художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки – все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка.

Пословицы на уроках русского языка

Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.

Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.

Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных

На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: Конe'ц – делу венец; Кo'нчил дело, гуляй смело, в одной из которых имеется слово с безударным гласным, а в другой в этом слове этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова конe'ц и кo'нчил, гласную букву о и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.

Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед согласными. Поэтому учитель обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо усвоили метод подстановки и не затруднялись в его применении. Пословицы, которые могут быть использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев.

Так, в 1-м классе ученики заучивают поговорку Береги нос в большой мороз. При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во 2-м классе учитель вспоминает эту поговорку, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз.

Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. Учитель разъясняет, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа, мороз-мороза. При этом сомнительные согласные на письме выделяются.

Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле.

На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами: Слаще всех плодов – плод честного труда; Свой глаз – алмаз; Дороже алмаза свои два глаза; Не шуба греет, а хлеб; Береги колхоз – получишь хлеба воз.

Учащиеся, прочтя пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетрадях столбиком. После этого в пословицах подбирают к выписанным словам однокоренные слова, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными:

плод – плодов

глаз – глаза

алмаз – алмаза

хлеб – хлеба

колхоз –

воз –

Без проверочных слов оказываются слова колхоз и воз. Учащиеся объясняют, почему в этих словах пишется з на конце. Затем учитель обращает внимание на слова труда и шуба, которые есть в пословицах. Учащиеся устанавливают, что эти слова дают возможность определить, какую букву следует писать на конце у слов труд и шуб (род. п.). Слова труд – труда, шуба – шуб дописываются к уже записанным словам.

Закончив работу с плакатом, учитель предлагает ученикам написать пословицу Зеленый наряд радует взгляд и подобрать к словам с сомнительными согласными на конце проверочные слова.

Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова.

Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.

В данном случае рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например: У коровы молоко на языке; Мороз да метели под февраль налетели; Яблоко от яблони недалеко падает; Человек без Родины, что соловей без песни.

Работу над пословицами со словами, которые не проверяются правилами, следует увязывать с выполнением отдельных упражнений по учебнику. Например, в учебнике русского языка для 2-го класса, есть задание: придумать четыре предложения со словами трактор, работа, машина, комната. После проверки его выполнения учитель записывает на доске слова трактор, работа и говорит, что их написание, как и написание слов машина, комната, надо запомнить. Затем, если до этого уже проводилась работа с пословицами, можно спросить учащиеся, какие пословицы и поговорки с этими словами они знают. Или их приводит сам учитель: Где трактор ходит, там золотая пшеница родит; Трактором пахать, не лопатою копать; Трактор – меже смерть; Не трактор пашет, а тракторист. Ученики записывают пословицы в тетрадь, выделяя слово трактор. Затем учитель приводит пословицы со словом работа: Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает; Каков мастер, такова и работа; Кто работы не боится, тот в колхозе пригодится. Эти пословицы также записываются в тетрадь. В последней пословице выделяется и слово колхоз.

Урок пройдет живее, интереснее, если на нем использовать красочные плакаты, которые могут изготовить учащиеся 4–6-х классов. Из открыток, картинок с изображением пахоты, работы трактора составляется красочный монтаж с пословицами о тракторе. Такой же плакат – монтаж хорошо сделать и с пословицами о работе.

Для плакатов, которые могут быть использованы как наглядные пособия при закреплении написания отдельных слов, не проверяемых правилами, рекомендую следующие пословицы и поговорки

ДОРОГА

У дороги конца нет.

Знающий дорогу не устает.

С хорошим попутчиком – половина дороги.

 

ЯЗЫК

Язык – стяг: дружину водит.

Не спеша языком, торопись делом.

Языком капусту не шинкуют.

 

УРОЖАЙ

Больше землю удобряй, выше будет урожай.

Хороший снежок урожай сбережет.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Если учащиеся имеют альбом или тетради с пословицами, куда они систематически выписывают пословицы из учебников, то их следует использовать при изучении и закреплении орфографии отдельных слов. Учащимся дается задание: найти в альбоме и выписать пословицы с указанными учителем словами. Например, во 2-м классе для орфографического словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель, колхоз.

В учебнике русского языка и книге для чтения для 2-го класса имеются пословицы с указанными словами:

Сам погибай, а товарища выручай. В сильный мороз береги нос; Всякая дорога вдвоем веселей; Не спеши языком, торопись делом; Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом; Март с водой, апрель с травой.

Выписывание пословиц в специальную тетрадь, подчеркивание нужного слова, их заучивание, несомненно, надолго оставит в памяти учеников написание отдельных слов.

В 3–4-м классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается пять-шесть слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчеркиваются цветными мелками. Например: сокол, ворона, топор, молодец, соловей. Затем вывешивается плакат с пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на плакате не пишутся.

Не учи орла летать, а … петь.
Крепкую дружбу и … не разбудишь.
Видать … по полету, а доброго … по походке.
… поет месяц, а … каркает круглый год.

Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.

В дальнейшем задание несколько усложняется. На доске записывают слова. Например: соловей, воробей, топор, дорога, собака. Затем учитель читает пословицы, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Учащиеся должны определить, какое слово пропущено, и назвать всю пословицу. Когда пословица будет названа правильно, ее записывают в тетрадь. Приведем пословицы с названными выше словами. (Слова, которые пропускает учитель, даны в скобках.)

Ученому везде (дорога); Что написано пером, то не вырубишь (топором); Слово не вырубишь (топором); Слово не (воробей), вылетит – не поймаешь; На смелого (собака) только лает, а труса кусает; Ласточка день начинает, а (соловей) кончает.

Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.

Примеры:

Сам погибай, а (товарища) выручай; Всякая (дорога) вдвоем веселей; Собирая по (ягодке), наберешь кузовок; Не гони коня кнутом, а гони коня (овсам); Корова на дворе – (молоко) на столе; Не та (собака) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Лежебоке и (солнце) не в пору всходит; Ленивому всегда (праздник); В страду одна забота: не стала бы (работа); Случается такой год, что в день по семь (погод); Два друга – (мороз) да вьюга; (Мороз) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает; На (капустнике) козел не караульщик. Не разгрызешь (ореха), не съешь ядра.

Пословицы при изучении слов с двойными согласными

Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и рукодвигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написании слов с двойными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются.

Хороша нива у дружного коллектива.

Ссора до добра не доводит.

При закреплении этого материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы: Не даром говорится, что нужда коллектива боится; Утренний дождь не долог; Хороший лен – дохода миллион; Русский солдат не знает преград.

Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками. Учащиеся читают пословицы обращают внимание на написание выделенных слов. Затем учитель стирает слова с двойными согласными, после чего учащиеся списывают пословицы, дописывая отсутствующие слова.

В 3-м классе при изучении этой же темы прежде всего вспоминается написание уже известных учащимся слов. Учитель напоминает, что во 2-м классе они записали и изучали пословицы, в которых есть слова с двойными согласными, и предлагает их вспомнить. Ученики называют пословицы, а нужные слова записывают на доске, выделяя двойные согласные цветными мелками. Если учащиеся затрудняются, то следует напомнить им слова: коллектив, русский, утренний, миллион, ранний – или напомнить сами пословицы. Затем записываются новые пословицы: Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку; Весенние ветры приносят летние дожди; Русский в словах горд, в делах тверд. Слова с двойными согласными подчеркиваются.

После повторения известного материала учащиеся выполняют упражнения по учебнику, в которых приводятся новые слова с двойными согласными.

В 3-м или 4-м классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц.

Примерный текст диктанта:

Всякая ссора красна миром; Утренний дождь путника не остановит; К дому друга дорога никогда не бывает длинной; Осенняя сушь что острый нож; С ремеслом дружи, в коллективе живи; Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Ниже приводится ряд пословиц, которые могут быть использованы при повторении написания слов с двойными согласными в 3–4-м классах.

Храброму не нужна длинная шпага; По дрожжам пирогов не узнаешь; Худой мир лучше доброй ссоры; Ранняя осень – убыток, поздняя осень – достаток. (Кит.); Острый язык – дарование, а длинный – наказание; Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.); Между “говорить” и “делать” – длинная дорога. (Испан.); Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.).

Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака

Уже во 2-м классе учащиеся учатся различать ь, который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь, который отделяет согласный звук от йота, на письме обозначаемого вместе с последующим гласным буквами е, ё, ю, я.

При закреплении этого материала в 3-м классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик – слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком.

Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке.

Родину-мать умей защищать; Отольются волку овечьи слезки; Ученье – путь к уменью; Маленькое дело лучше большого безделья; От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Использование пословиц при изучении грамматики

Пословицы и поговорки используются на уроках русского языка при повторении отдельных тем или целых разделов грамматики. Организуя такой урок, учитель должен тщательно продумать домашнее задание, подготовить наглядные пособия. Последние могут изготовить сами учащиеся.

Так, в 3-м классе повторяется тема “Вопросы к существительным, окончание существительных”. Учитель накануне дает задание подобрать две-три пословицы со словом труд и записать их.

На уроке используется плакат с пословицами.

Каков мастер, такова и работа.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

На работу с радостью, а с работы с гордостью. По работе и мастера знать.

Учащиеся читают пословицы, находят слово, которое повторяется во всех пословицах, устно ставят вопрос, выделяют окончание.

После работы с плакатом учитель предлагает учащимся прочитать записанные ими дома пословицы, ставя к слову труд вопрос и выделяя окончание. Затем все записывают пословицы:

Труд кормит, а лень портит; Землю солнце красит, а человека – труд; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Суди о человеке по его труду; Белые ручки чужой труд любят; В труде рождаются герои.

После того как все пословицы будут записаны, учитель просит привести пословицу, в которой слово труд отвечает на вопросы чего?, что? И другие вопросы. Ученики приводят нужные пословицы, выделяют окончание.

При повторении в 3-м классе темы “Слова, обозначающие качество, признак предмета” рекомендуем использовать плакат с пословицами, у которых прилагательные должны быть закрыты. (Здесь они даны в скобках.)

(Маленькое) дело лучше (большого) безделья.

(Родная) сторона – мать, (чужая) – мачеха.

(Старый) друг лучше (новых) двух.

(Черная) земля (белых) рук не любит.

Зимой снег (глубокий) – летом хлеб (высокий).

Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая) ветка.

У мудрого человека (длинные) уши и (короткий)язык.

Учащиеся отгадывают прилагательные, определяют, что они обозначают.

На дом дополнительно дается задание: подобрать две-три пословицы со словами, обозначающими качество, признак предмета.

На следующем уроке устно разбирают несколько пословиц. Лучшие записывают, подчеркивая прилагательные.

Особенно широко привлекаются пословицы и поговорки при изучении глагола в 4-м классе. В ряде упражнений в учебнике русского языка примерами служат пословицы. Они используются при изучении правописания личных окончаний глаголов, третьего лица глаголов с частицей –ся и неопределенной формы глагола с –ся, при закреплении правописания не с глаголами. Однако не следует ограничиваться только теми упражнениями, которые даются в учебнике русского языка. Учитель может использовать и другие виды работы с пословицами.