Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имена существительные общего рода"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского рода, называющих лиц по профессии, должности, роду занятий;

2) развивать речь учащихся, обогащая новыми словами: существительными общего рода;

3) воспитывать интерес и любовь к родному языку.

1. Повторение изученного. Послушайте стихотворение.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

  • Почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

Очень смешное стихотворение, потому что слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.

  • Почему они не изменяются? Как мы называем такие слова? Давайте исправим.

В русском языке есть заимствованные слова, которые не хотят подчиняться его законам и поэтому называются несклоняемыми.

Скажите, чем будут отличаться слова решето и пальто, ведь у обоих в конце –О? У пальто –О – часть корня, а в слове решето –О – это окончание.

  • А у меня есть и другое стихотворение с несклоняемыми существительными?

Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино,
Ни домино,
Ни бюро
И ни метро,
Ни кашне,
И ни пенсне,
Ни шоссе,
Ни шимпанзе.
Ни какао,
Ни депо,
Ни кафе
И ни пальто.

  • С помощью этого стихотворения можно запомнить много несклоняемых существительных. А как определять род таких существительных?

Большинство несклоняемых неодушевлённых существительных – среднего рода.

Одушевлённые существительные, обозначающие животных или лиц мужского пола, как правило, мужского рода (буржуа, фламинго, шимпанзе).

Если они обозначают лиц женского пола, то относятся к женскому роду (толстая мадам, строгая леди)

  • Определите род существительных Тбилиси (город, он), Перу (страна, она), Онтарио (озеро, оно).

Определить род слова, называющего географический объект, можно по его родовому понятию.

2. Изучение нового материала

1 часть

  • Наконец-то разделались с несклоняемыми существительными! Но если этого не знать, можно так и остаться невеждой!!! Или невежей?!! Запуталась что-то я?
  • Кстати, какого рода слово НЕВЕЖДА? (Это неграмотный человек, значит, мужского рода) А если невежда – женщина?
  • Работа с учебником
  • Итак, какого же рода существительное НЕВЕЖДА?

Это существительное общего рода. В русском языке есть такие существительные с окончанием -А (-Я), которые относятся к мужскому роду, если называют лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например:

Наш Павлик такой невежда!

Наша Даша такая невежда!

  • Ребятки, посмотрите, мне в руки попал один документ… (лучше сделать раздаточный на каждую парту)

Донесение шефу разведки от агента по кличке Лопух
(расшифрованная шифрограмма)

“Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 “В” класса для известных нам целей. Я внедрился в вышезаданный класс. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.

Шеф! В 6 “В” классе никто не подходит! Староста, Настя Фанфаронова, невыносимая зазнайка и заучка. Крокодилова Ира тоже кошмарная воображала да ещё и выскочка. Всё разом разболтает! Балбешкин Никита – ужасный растяпа: у него всё из рук валится. Есть в 6 “В” ещё одна растяпа, Кашина Олеся. Курноскина Вика – жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны! (8)

Сначала мне приглянулся Рыжиков Данил, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Ася Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова - такая плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная. Шушунчиков Вася – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронинов Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная. Остаётся Хомяков, но он такой обжора! При этом он ещё такой неряха и невежа, просто ужас! (7)

Шеф! Я хотел с горя завербовать учительницу русского языка. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная злюка. (1)

Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь в самом деле не с кем работать!” (1)

  • Как вы думаете, почему выделены некоторые слова?

Потому что шеф, прочитав донесение, выделил то, что, по его мнению, допустимо для агента. Ваша задача – выписать остальные слова общего рода вместе с определениями, которые к ним относятся (17 слов).

  • В чем особенность всех выписанных слов? (Они характеризуют человека или с положительной, или с отрицательной стороны)

2 часть

  • Скажите мне, пожалуйста, а слово АГЕНТ – какого рода?
  • Работа учебником

Слово АГЕНТ было и остается мужского рода, так же, как и многие другие слова, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий.

Определения при таких существительных тоже употребляются в мужском роде, а вот сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени, будут стоять в женском роде. Например:

Умный агент “Буратино” пришел в условленное место.
Красивый агент “Мальвина” пришла в условленное место.

  • Посмотрите на записи на доске. Вам необходимо записать предложения без ошибок (можно дополнительно приготовить раздаточный материал)

Серьёзн? профессор Пупсиков спешил?
на лекцию
Серьёзн? профессор Пупсикова спешил?
на лекцию

Важн? директор Вареников сидел?
в кабинете
Важн? директор Вареникова сидел?
в кабинете

3. Подведение итогов

  • Что нового мы узнали о роде имён существительных?

Домашнее задание:

  1. П. 36, упр. 208, 209 (письменно), 211 (устно подготовиться к словарному диктанту);
  2. Индивидуально (по желанию): сочинить стихотворение, в котором будут имена существительные общего рода.