"Гражданско-правовая ответственность" — урок в 11-м классе по предмету "Основы правоведения"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • определить основания, формы ГПО, особенности ГПО для несовершеннолетних;
  • продолжить формирование и развитие умений выделять главное, работать с нормативно-правовыми актами;
  • давать оценку ситуациям, применяя необходимые статьи ГК;
  • воспитывать уважение к закону, его выполнению; уважение к правам других;
  • развивать коммуникативные навыки.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы:

  • практические, частично-поисковые, наглядные, вербальные.
  • парная, индивидуальная.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Цели:
  • психологический настрой на урок;
  • принятие учащимися целевых установок.
Правовое поле возникает только там, где участники общественных отношений знают свои права и умеют их защищать правовыми способами и уважают законы. На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем такую отрасль права как гражданское право, рассмотрели ряд тем и сегодня один из заключительных уроков.

Попробуйте, исходя из решения следующей задачи, определить тему нашего урока.

Гражданин М. не выполнил обязательство в отношении гражданина К.

Гражданин К. обратился в суд с иском о возмещении ущерба. Суд обязал гражданина М. компенсировать ущерб.

Итак, тема нашего урока: Гражданско-правовая ответственность.

Презентация.

1 слайд

- Как вы думаете, какие вопросы необходимо изучить, чтобы раскрыть тему урока?

Цель нашего урока.

2 слайд

определить основания, формы ГПО; особенности ГПО для несовершеннолетних - теоретическая часть, а практическая вы должны не только знать свои права, но и грамотно юридически их защищать.

 2. Операционно-познавательный этап.

Цель:
  • реализация основных задач урока.
Прежде всего, что же такое ГПО, в главе 20 ГК дается такое определение.

Презентация.

3 слайд

ГПО применяется только в том случае, если совершено гражданское правонарушение, которое как вы знаете, называется – деликт и имеется наличие определенных условий, т.е. оснований.

-Как вы считаете, какие это условия?

4 слайд

- Какое условие может быть исключено?

Прочитайте статью 931, п 1, 3 и объясните почему?

Какие существует формы ГПО, чтобы узнать это мы с вами обратимся к Гражданскому кодексу Республики Казахстан.

5 слайд. Статья 9 п.4, ст. 293, ст. 338 п1, ст951 п2, ст. 952.

Работая с Гражданским кодексом, определите формы ГПО.

Назовите формы ГПО, обратите внимание на слайд и проверьте, правильно ли вы определили формы ГПО.

6 слайд

Поднимите руки, кто работу сделал без ошибок.

Какой пункт плана остался ещё не рассмотренным?

Как называется способность иметь права и нести ответственность за осуществление своих прав?

А с какого возраста наступает дееспособность по гражданскому праву?

Вспомните, на какие возрастные группы можно разделить несовершеннолетних по гражданскому праву?

7 слайд.

Несовершеннолетний 16 лет, совершил действия, приведшие к ущербу. Однако средств (размер зарплаты) для возмещения ущерба было недостаточно. Суд обязал возместить недостающую часть родителей, но родители отказались, мотивируя это тем, что сын работает и виновен в совершении правонарушения.

Правы ли родители?

Проверим ваше предположение ст. 22 п.4 законодательства.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель:
  • Оперативный анализ результатов совместной деятельности; определение уровня реализации задач урока.
Итак, все ли вопросы плана нашего урока рассмотрены

Назовите основания для применения ГПО.

Назовите формы ГПО.

В чем заключается особенности применения ГПО для несовершеннолетних?

И в заключение тест.

Презентация.

8-13 слайды.

Тест.

10 вопросов.

Обменяйтесь листочками и проверьте тест, поставьте оценки.

14 слайд.

Поднимите руку, кто работу выполнил на “5”, “4”, “3”, “2””.

Домашнее задание:

15 слайд.

Знать основания, формы ГПО; особенности ГПО для несовершеннолетних;

1 вариант: Составить задачу на тему “Формы ГПО”

2 вариант: Составить задачу на тему “Особенности ГПО для несовершеннолетних”