Авторский элективный курс "Изобразительно-выразительные средства речи" (программа)

Разделы: Русский язык


Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной области “Филология”) на профильном уровне. Опираясь на знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении базового курса русского языка 2 ступени, данный курс является прогностическим ( и пропедевтическим) по отношению к профильным курсам старшей школы и создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля. Может быть включён в систему курсов по анализу текста : 9 класс – “Изобразительно- выразительные средства речи”, 10 класс – “Лингвостилистический анализ текста”, 11 класс – “Филологический анализ текста” или “Комплексный анализ текста”.

Адресат: учащиеся 9 класса предпрофильной школы, а также учащиеся общеобразовательных классов, желающие развить навык анализа текста (т.е. курс может быть использован при ИГЗ) и подготовиться к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Цели и задачи курса:

  • Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели
  • Способствовать овладению новыми формами роботы с информацией: анализ, синтез, проектирование
  • Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся
  • Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
  • (В идеале, если это удастся) Сформировать потребность в речевом усовершенствовании

Ожидаемые результаты сформулированы в памятке, которая предлагается девятиклассникам на первом презентационном занятии, когда учащиеся в начале учебного года находятся в стадии выбора элективных курсов

“ Мой дорогой девятиклассник!

Занимаясь на нашем элективном курсе, ты…

  • …вспомнишь, что такое метафора, эпитет, звукопись, метонимия и прочие языковые премудрости, и узнаешь, что скрывается за такими звучными и красивыми понятиями, как парцелляция, асиндетон, градация и проч.
  • …научишься видеть их в тексте, а значит лучше справишься с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку
  • …сумеешь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) на тебя сильное впечатление
  • …выберешь только те задания и творческие работы, которые тебе посильны и интересны
  • …разовьёшь навык работы со справочной и научной литературой
  • …попробуешь свои силы в анализе и сравнении понятий
  • … и, может быть, ты захочешь и сумеешь свою собственную речь (устную и письменную) сделать более выразительной, понятной и точной ”

Специфика подхода к занятиям:

  • Рабочая программа курса носит примерный характер
  • Не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их производится по критериям частотности употребления их в художественных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся
  • Форма организации курса – 8 учебных модулей. При этом каждый модуль обладает относительной автономностью, а следствием этого является произвольный порядок прохождения модулей и факультативное количество потраченных учебных часов в зависимости от образовательных и индивидуальных потребностей учащихся.
  • В структуре каждого модуля выделяем 4 уровня содержания:
  • понятийный
  • идентификационный (опознавательный)
  • аналитико-оценочный
  • творческий
  • Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания
  • При работе над творческими проектами может быть использовано содержание сразу нескольких модулей

Форма контроля знаний

Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся)

Объём работы – произвольный. Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.

РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Вводно-презентационное занятие.

Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов.

Модуль 1.

Звукопись. Понятие о звукописи, её виды, ассоциативная образность; аллитерация, ассонанс, звукоподражание; функционирование средства в художественном тексте.

Модуль 2.

Русская рифма. История становления; существующие разновидности; художественные возможности русской рифмы.

Модуль 3.

Ударение, ритм, интонация. Понятие о ритмико-интонационном рисунке речи; виды русского ударения, его вариативность; художественные возможности данных средств; парцелляция.

Модуль 4. Графика, орфография, пунктуация как изобразительные средства русского стихосложения.

Модуль 5.

Лексические средства выразительности.

Ключевые слова, лексические повторы, слова-символы, синонимы, антонимы.

Занятие 6.

Морфологические средства выразительности. Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм , местоимений и других частей речи.

Модуль 7.

Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.

Модуль 8.

Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.

Заключительное занятие.

Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста.

Предполагамые этапы работы в каждом модуле:

  • Подготовительный этап:

-найти и выписать из различных словарей и энциклопедий определения какого-либо понятия.

  • Первый этап:

-сравнительный анализ найденных определений, вычленение его структурообразующих составляющих,

- совместное с учащимися формулирование оптимального ( с точки зрения учащихся ) определения.

  • Второй этап:

Работа с данным художественным средством по принципу усложняющихся заданий (НООС) (см. ниже).

  • Третий этап:

Комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения ).

  • Четвёртый этап:

Домашнее задание двух уровней:

  • найти примеры употребления данного средства в изучаемом (или любимом ) художественном тексте
  • создать свой вариант текста.

Принцип усложняющихся заданий НООС при обучении анализу языковых средств выразительности:

Н – НАЙТИ изучаемое художественное средство в данном материале

О – ОБЪЯСНИТЬ значение этого средства в данном контексте

О – ОПРЕДЕЛИТЬ структуру средства (как, на каком образно-ассоциативном материале оно создано)

С – СОЗДАТЬ свой вариант (если возможно) этого художественного средства

PS. С полученными непосредственными практическими и опосредованными результатами, отзывами слушателей и перспективами развития темы можно познакомиться в приложении 1 (электронная презентация)

Список использованной литературы:

  • Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
  • Словарь юного филолога .
  • Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
  • Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
  • Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста ). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.

Использованные Интернет-ресурсы

  • Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
  • Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
  • http://www.ege.edu.ru
  • Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru
  • Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol
  • Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru
  • ГЛАГОЛИЦА Толковый словарь крылатых слов http://www.comiks.ru/dic/
  • http://gramota.ru
  • http://gramma.ru

image1.jpg (55177 bytes)