Лад

Разделы: Музыка


Цель урока: Формирование музыкальных понятий “лад”, “мажор”, “минор” на основе работы с народными и авторскими музыкальными произведениями.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • подготовка студентов к усвоению материала и введение новых понятий “лад”, “мажор”, “минор” посредством осознанно-выразительного отношения к музыке;
  • закрепление новых понятий в процессе слушания музыки, интонационно-чистого и эмоционально-выразительного пения, музыкально-ритмической деятельности.

2. Развивающая:

  • развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений.

3. Воспитательная:

  • воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Рекомендуемый музыкальный материал. Е.Д. Кузнецов “Русские танцы для баяна”, Л.В. Бетховен “Веселая. Грустная”, Г.В.Свиридов “Весна. Осень”, “Во поле береза стояла” (рус.нар.песня), С.В.Рахманинов “Итальянская полька”, “Солдатушки” (рус.нар. песня), И.Ивановичи “Вальс”, “Крыжачок” /бел.нар.танец/, М.Блантер “Катюша”, Д.Д. Шостакович “Вальс – шутка”, Л.В. Бетховен “Сурок”, песни школьного репертуара.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, карточки, таблицы слов, иллюстрации, музыкальные инструменты (баян, фортепиано, металлофон).

I этап урока. Организация начала урока.

Цель: подготовка студентов к усвоению материала, запланированного по теме.

Звучит музыкальное приветствие: “Здравствуйте, студенты!” - “Здравствуйте!”

Учитель. Сегодня на уроке музыки мы попробуем провести очень интересное исследование. Смотрите, слушайте, думайте и рассуждайте.

II этап. Организация первичного восприятия.

Цель: создание проблемной ситуации.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Учитель эмоционально и выразительно читает с доски текст:

“лая Уны рапо! Ейоч ваньерооча!
ятна При емн ятво наящальпро сакра –
Люблюб я ноепыш дыропри, данье увя,
В рецбаг и толозо тые оде сале

Вижу, вы удивлены. Почему?

Студенты. Непонятно, что вы прочли…

Учитель. Теперь обратите внимание на нотный текст музыкального произведения. С ним произошли непонятные изменения. Смотрите и слушайте.

Учитель исполняет на музыкальном инструменте диссонирующие, сумбурно звучащие аккорды и различные атональные звуки вне ритма.

Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?

На доске фрагменты рисунка на тему “Осень”, которые расположены без определённого порядка.

Учитель. Итак, что вы обо всем этом можете сказать?

Студенты. Музыка на музыку не похожа. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.

Учитель. Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом, разлад.

Но почему произошел разлад в стихотворении, музыкальной пьесе и рисунке?

Студенты. Не на своём месте слоги, звуки, части рисунка.

Учитель. Значит, что нужно сделать для того, чтобы понять смысл стихотворения, прочувствовать красоту музыкальной пьесы и увидеть художественный образ картины?

Студенты. Нужно упорядочить элементы.

Учитель. Элементы чего? Как это сделать?

Две студентки выходят к доске и “наводят порядок”: расставляют слоги стихотворения, фрагменты рисунка.

Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?

Учитель совместно со студентами читает текст отрывка стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.

“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса”.

Далее в исполнении учителя звучит пьеса Е.Д.Кузнецова “Топотушки”.

Обращается внимание на художественный образ рисунка на тему “Осень”.

Учитель. Что вы теперь обо всем этом можете сказать? Кто попробует сделать вывод?

Студенты. Для того, чтобы понять стихотворение, услышать музыку, увидеть картину, нужно, чтобы слова, звуки, фрагменты картины были на своих местах, в нужном порядке.

Учитель. Значит, если прежде был разлад, то сейчас явился ЛАД. Следовательно, какой сегодня будет тема урока?

Студенты. Тема нашего урока “Лад”!

III этап. Введение новых музыкальных понятий.

Цель: введение новых понятий “лад”, “мажор”, “минор”.

Учитель. Сейчас я вам дам разные определения слова “ЛАД”, взятые из словарей.

Вам нужно будет прочитать все определения слова “лад” и сказать, какие из них имеют непосредственное отношение к теме нашего урока. Работать будем по группам.

Класс делится на группы по 6 человек.

Справочные материалы

Для 1 группы.

1. Музыка - это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно.

Однако слово лад – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность.

2. Лад – славянский бог примирения и согласия (минор).

3.Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом.

4. Лад значит ладить – жить мирно, соглашаться, не ссориться.

5. Ладить – налаживать что-то, излаживать, приноравливать, пригонять, поправлять, изготавливать, строить музыкальное орудие.

6. Лад в переводе, со славянского - согласие, мир, порядок.

Для 2 группы.

7. Лад – строй музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий.

8. Лад – образец, способ.

9.Лад – основа высотной организации музыкальных звуков.

10. Лад – поперечное деление на грифе струнного инструмента.

11. Лад – клавиши гармоники, духовых инструментов.

12. Лад – мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок.

Для 3 группы.

13. Лад – свет, дружелюбие. Много слов можно привести с корнем “лад”: ладонь, ладошка, ладоша, ладушки, ладонька, ладить, сладить, лада.

14. Лад – это система взамоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками.

15. Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

16. Лад – важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием).

17. Хорошее это славянское слово – лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито. Недаром лад – это стройность, порядок, мир.

18. Лад – взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность между собой.

Для 4 группы.

19. Лад – это средство музыкальной выразительности. Без лада нет мелодии.

20. Лад – система более или менее устойчивых звуков, связанных тяготениями.

21.У каждой мелодии есть “свой” ряд звуков, причем этот обычно небольшой ряд – не просто набор, а определенная система, которая называется ладом.

22.Лад – торг, уговор при купле и продаже.

23.Лад – поперечные порожки на шейке балалайки, бандуры, гитары.

24. Лад – выражение настроения в музыке.

На выполнение работы отводится 3-4 минуты урока.

Учитель. Работа завершена. Какие определения слову “лад”, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока? Выступления представителей групп.

Учитель. Хочется обобщить ваши ответы. Лад в переводе со славянского означает мир, порядок, согласие, дружбу, любовь. Сердечную теплоту этого слова передают русские пословицы и поговорки: “Сядем рядком да поговорим ладком”, “Где лад, там и клад”, “Не будь складен, а будь ладен”, “С кем мир да лад, так тот мил и брат”, “Что ладно, то ладно, а что ладнее, то еще плотнее”, “И не в лад, да ладно”, “Где мир и лад, там и божья благодать”.

В музыку это слово попало из русского обихода. Значит, лад в музыке – это согласованное сочетание музыкальных звуков. Лад - это согласованность музыкальных звуков между собой. Это определение должно появиться в ваших тетрадях.

- Пока вы работали в группах, я внимательно наблюдала за вами. Мне по душе пришлось, что работали вы с интересом, увлеченно, каждая группа в определенном темпе, настроении, динамике. И сейчас я покажу вам, как вы работали.

  • 1 группа работала так. Учитель исполняет фрагмент мажорной музыки.
  • 2 группа работала вот так. Исполнение минорной пьесы.
  • 3 группа работала так. Исполнение мажорного фрагмента.
  • 4 группа работала вот так. Исполнение минорной пьесы.

Учитель. Можно ли сказать, что вы работали слаженно? Можно ли сказать, что музыка звучала слаженно?

Студенты соглашаются, что слаженности общей работы соответствовала слаженность музыки

Учитель. Прозвучали 4 музыкальных фрагмента. На какие 2 группы их условно можно разделить?

Студенты. Музыка бодрая, весёлая и грустная.

Учитель. Перед вами на доске 2 таблицы со словами, характеризующими разное настроение музыки.

На таблице 1 слова. Грустная, задумчивая, печальная, спокойная, мягкая, ласковая, протяжная, минорная, нежная, хмурая.

На таблице 2 слова. Веселая, задорная, счастливая, добрая, солнечная, бойкая, торжественная, легкая, радостная, мажорная, светлая, бодрая.

Учитель. Какая таблица слов соответствует характеристике этой музыки?

Звучит в исполнении учителя пьеса Е.Д. Кузнецова “Грустиночка”.

Учитель. Какая таблица слов соответствует характеристике этой пьесы?

Учитель исполняет на баяне пьесу “Веселинка” Е.Д. Кузнецова.

Учитель. Еще раз внимательно посмотрите на таблицы слов и скажите, какие 2 слова взяты из музыкальных словарей и имеют непосредственное отношение к теории музыки?

Студенты. Это слова минорный и мажорный.

Учитель. Уберите окончания и суффиксы этих слов и произнесите получившиеся слова вслух.

- Мажор и минор – разновидности лада. Запишите это в своих тетрадях.

Так чем отличаются лады друг от друга?

Студенты. Лады отличаются друг от друга настроением.

Учитель. Правильно, лад – это выражение настроения, значит, различаются настроением. Мажор имеет более светлое настроение, минор – притемненное. Сейчас прозвучит пьеса Л.В. Бетховена. После внимательного и осознанного слушания подготовьтесь ответить на вопрос “Сколько настроений выражено в этой музыке?”

Слушание /Л.В. Бетховен. “Веселая. Грустная”/.

Повторение вопроса. Одни студенты полагают, что в музыке выражено два настроения, а другие считают, что три.

Учитель. Так кто же прав? Из скольких частей состоит произведение? Какие слова, характеризующие музыку, мы можем подобрать к 1 части?

Студенты дают ответ, зачитывая слова второй таблицы.

Учитель. Значит, в каком ладу написана 1 часть? (мажор). Какой лад свойственен второй части? (минор). В чем своеобразие 3 части музыкального произведения? Какой лад ей гармоничен? Кто нарисует ладовую схему этой музыкальной пьесы на доске?

Студентка выполняет работу у доски.

Учитель. Какое название предложили бы вы для каждой части, если бы сами были композиторами?

Студенты предлагают свои варианты названий музыкального произведения и обосновывают своё мнение.

Учитель. Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен назвал свою пьесу очень просто: “Веселая. Грустная”. А теперь вернемся к вопросу о количестве настроений в музыке. Правы были и те, кто назвал 3 настроения, потому что они услышали характер каждой части произведения. Правы и те, кто сказал, что в произведении 2 настроения, потому что они определили основные настроения пьесы. Но почему Л.В. Бетховен закончил свое произведение не грустью, печалью, а, наоборот, завершил бодрым и жизнеутверждающим звучанием мажора?

Студенты говорят о том, что в жизни часто грусть сменяется радостью, что человек даже в печали живёт надеждой на то, что всё изменится.

Учитель. Вы правы. Жизнь и творчество великого композитора были наполнены неустанной, напряженной борьбой против жестких ударов судьбы, обрушившихся на него буквально с первых дней жизни; борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость, хоть и через страдания.

И даже в такой маленькой пьесе, как “Веселая. Грустная” Л.в.Бетховен просто и строго, страстно и красиво утверждает добро, справедливость и свободу. На уроках музыки в школе при повторном прослушивании пьесы вы можете использовать музыкально-ритмические движения. /Например, имитацию игры на фортепиано (1-3 части) и скрипке (2 часть) /. Этот прием “имитация игры на музыкальных инструментах” зафиксируйте в отдельной тетради-копилке методических приемов. Цель такого приёма – знакомство детей с музыкально-ритмическими движениями на примере имитационной игры на музыкальных инструментах. /Студенты делают записи в тетрадях./

Учитель. Повторите еще раз, чем отличаются друг от друга лады: мажор и минор?

Студенты делают вывод.

Учитель. Но не только этим. От слова “настроение” уберите приставку, и у вас получится новое слово. Значит, вторым отличительным признаком будет строение, т.е. структура ладов.

Мажор в переводе с латинского означает больший, твердый. Минор – меньший, мягкий. Мажор имеет следующую расположенность звуков ТТПТТТП, где полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. 2 полутона – тон. Послушайте, как звучит мажор.

Учитель исполняет мажорные гаммы, трезвучия в разных октавах. А потом продолжает:

- Минор имеет следующую расположенность звуков ТПТТПТТ и звучит так. (Учитель исполняет минорные гаммы, трезвучия, аккорды.) Значит, понятиям “Мажор” и “Минор” можно дать такие определения:

Мажор – это лад, имеющий следующую расположенность звуков: ТТПТТП”.

Минор – это лад, имеющий следующую расположенность звуков: ТПТТПТ”.

В словарях есть и такие определения: “мажор – это лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие или мажорное”, “минор – это лад, устойчивые звуки которого составляют малое трезвучие – минорное”.

Студенты записывают определения музыкальных понятий.

Учитель. А теперь сделаем вывод, что такое лад? Какие разновидности лада вы знаете? Какими признаками отличаются лады друг от друга? Какое строение имеет мажор? Какую структуру имеет минор? Теперь закрепим полученные знания.

IV Этап урока. Воспроизведение знаний.

Цель: закрепить полученные знания.

Учитель. Сейчас прозвучат музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель” композитора Г.В.Свиридова. Осознанно слушая музыку, обратите внимание на мелодию, проследите, сколько раз она звучит и как она изменяется? /Слушание “Весна. Осень” Г.В.Свиридова/

Учитель. Сколько раз прозвучала основная мелодия? Как она изменялась?

Вывод: сама мелодия не изменялась, а изменялся лад.

- Какой лад звучал в начале и в конце произведения?

Вывод: значит, основная мелодия оставалась неизменной, только во втором её проведении изменилось ладово-гармоническое сопровождение.

Георгий Васильевич Свиридов назвал свое произведение гениально просто. Первая часть ассоциируется со временем года, когда все оживает, это …, вторая часть – со временем года, когда все увядает. Значит, пришла …

В произведении “Весна. Осень”. Г.В.Свиридов использовал прием ладовых изменений. Такой приём в ходе уроков музыки может быть использован с целью развития ладового слуха, внимания в процессе восприятия музыки.

Запишите название приема в тетрадь-копилку методических приемов.

Учитель. Приведу другие примеры музыкальных произведений, определите, сколько их?

Учитель исполняет семь фрагментов музыкальных произведений.

- Сколько музыкальных фрагментов прозвучало? Какими они были по характеру, настроению?

Возможно ли такую разнообразную палитру чувств, настроений в музыке изобразить только одним цветом в живописи? Почему?

Например, такое настроение в музыке (учитель исполняет фрагмент первой части “Вальса – шутки” Д.Д.Шостаковича на металлофоне) можно изобразить темно-синим цветом в живописи? Почему?

Значит, каким цветом на рисунке его лучше изобразить?

А такое настроение (учитель исполняет фрагмент произведения Л.В. Бетховена “Сурок” на баяне или фортепиано) каким цветом вы передадите?

-Значит, какое из настроений музыки мы можем выразить яркими, сочными оттенками красок?

-А бледными, тусклыми, притемненными тонами?

-Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: вы должны создать из набора разнообразных по цветовой гамме лепестков “цветик – семицветик”.

Каждая группа получит набор из одного белого альбомного листа, 10-ти разнообразных по цветовой насыщенности лепестков, одного фломастера и клея-карандаша.

После того, как прозвучит музыкальный фрагмент (их будет семь), вам нужно за две минуты обсудить лад прозвучавшего произведения, выбрать цвет лепестка, написать фломастером номер прозвучавшего произведения и название лада, после чего приклеить лепесток к альбомному листу. В итоге в каждой группе должен получиться свой “цветик-семицветик”.

Выполнение задания.

Учитель. Получились цветики-семицветики? Представители групп демонстрируют свои работы у доски. Идёт краткое обсуждение ладовой принадлежности каждого произведения.В процессе работы выявляются два несоответствия, два музыкальных парадокса.Первая часть “Итальянской польки” С.В.Рахманинова звучит радостно, празднично, легко, а оказывается, что написана она в миноре.

Учитель. Как могло такое произойти? Студенты высказывают предположение, что это произведение стало лиричным воспоминанием о путешествии по Италии.

А может, оно воплотило в себе разнообразные черты характера композитора: спокойствие, ровный меланхолический голос и при этом мужественная манера поведения, скупость на слова и прямолинейность в обхождении с людьми, скрытость, обособленность и в то же время удивительная романтичность. Противоречивость характера передалась и в музыке.

Другой музыкальный парадокс – песня М.Блантера на слова М.Исаковского “Катюша”.

Учитель. Прослушайте песню еще раз. Вы определили лад как мажор, а написана она в миноре. Как вы думаете, почему?

Выслушав предположения студентов о том, что стало причиной появления грусти в казалось бы радостной песне, учитель добавляет:

-Песня родилась в 1938 году. Время тогда было тревожное: еще пылало пламя войны в Испании, в том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан, не очень спокойно было и на западных наших границах. Поэтому звонкая радость, запоминающаяся яркость мелодии песни переплелась с мягким обаянием и лиричным звучанием минорного лада.

Прием “Лад – цвет” отразите в копилке музыкальных приемов. Посредством данного приёма можно развивать ассоциативное мышление и творческое воображение: сочетание звука в музыке и цвета в живописи.

А сейчас мы распоемся и вспомним песни осенней тематики. Я не буду напоминать вам названий попевок и песен, мы работаем по дирижерскому жесту, используя прием “музыкальных вступлений”.

Звучит музыкальный проигрыш к определенной песне, вы в своих песенниках находите текст и четко, ясно вступаете с первым звуком мелодии. Не забываем о правилах пения.

Вокально-хоровая работа.

После исполнения определяется лад каждой песни и попевки. Название приема записываем в копилку методических приемов. Цель приёма – развитие музыкального слуха и памяти.

Учитель. Вот и подходят к логическому завершению 2 часа музыки, посвящённых теме “ЛАД”. Но мне очень хочется узнать ваше мнение о сегодняшних уроках.

V Этап. Рефлексия.

Цель: подвести итог урока.

Скажите, пожалуйста, получилось у нас с вами занятие или нет? Почему?

Что нового вы узнали на уроке? А как это мы узнавали новое?

Обо всем этом рассказала вам я, или чаще вы сами делали открытия?

Почему у вас все получилось?

Скажите, а зачем вам нужно иметь знания по этой теме?

Можно ли обойтись без знаний о ладе, преподавая музыку?

А пригодится ли вам это знание в обыденной жизни?

Можно ли утверждать, что сегодня урок стал развитием вашего кругозора и почему?

Домашнее задание

Учитель. Сегодня задание на дом будет трехуровневым.

Вам нужно будет выбрать и выполнить одно задание любого уровня.

Первый уровень предполагает самое легкое задание: выписать из музыкальных словарей определения слов “мажор” и “минор”.

Второй уровень чуть посложнее: необходимо найти 10 примеров детских песен, написанных в мажоре и миноре. Названия произведений и ладов записать в тетрадях.

Третий уровень – самый сложный.

Выполнить второе задание и дополнительно нарисовать иллюстрации к двум разнохарактерным произведениям.

Учитель. А завершить урок я хочу пожеланиями.

Учитель рисует две плавные линии на доске в форме сердца, помещая в них все опорные слова урока, и продолжает:

Еще в XVIII веке великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен сказал: “Доброе сердце – прекрасный разум, злое сердце – жестокий ум”.

Я хочу, чтобы ваши сердца были всегда добрыми, чистыми, искренними по отношению ко всем окружающим вас людям. Любите, радуйтесь, мечтайте, творите добро; учитесь ладить друг с другом и никогда не забывайте прекрасные старинные слова “Где мир да лад, там и божья благодать”.

Спасибо за хорошую работу на уроке

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4