Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств

Разделы: Математика


Тип: закрепляющее повторение.

Цели:

  1. Обучающая – обобщение и систематизация учебного материала по данной теме.
  2. Развивающая – формирование и развитие логики мышления.
  3. Воспитывающая – воспитание у учащихся культуры самоуправления.

Задачи:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать теоретический материал, связанный с показательными и логарифмическими уравнениями и неравенствами.
  2. Повторить и закрепить навыки решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
  3. Подготовиться к контрольному тесту (Приложение 1).

Оборудование урока: доска с заготовленными на ней:

  • устным счетом;
  • показательными и логарифмическими уравнениями;
  • показательными и логарифмическими неравенствами;
  • графиками показательной и логарифмической функциями;
  • таблица со свойствами функций.

Структура урока:

1. Организационный момент (объявление темы урока и разъяснение целей учебной деятельности учащихся).

2. Основная часть.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме:
  • вопросы на повторение;
  • устный счёт.
  1. Решение показательных и логарифмических уравнений.
  2. Свойства показательной и логарифмической функций и их связь с решением показательных и логарифмических неравенств.
  3. Решение показательных и логарифмических неравенств.

3. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент (объявление темы урока и разъяснение целей учебной деятельности учащихся).

Учащимся сообщается тема урока и разъясняются цели и задачи учебной деятельности.

2. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Вопросы на повторение:

  1. Дать определение степени с рациональным показателем.
  2. Дать определение логарифма.
  3. Перечислить свойства степени.
  4. Перечислить свойства логарифма.

Устный счёт.

Вычислите:

Решите уравнение:

2. Решение показательных и логарифмических уравнений.

На доске представлены основные типы показательных и логарифмических уравнений. Решение, которых учащиеся осуществляют следующим образом: один ученик выполняет задание у доски, остальные – на местах. Решение 5 –го и 6 – го уравнений предлагается выполнить индивидуально двум учащимся с последующей демонстрацией у доски и объяснением. Во время решения этих показательных и логарифмических уравнений обратить внимание учащихся на аналогичный способ решения.

3. Свойства показательной и логарифмической функций и их связь с решением показательных и логарифмических неравенств.

Учащимся предлагается определить функции, соответствующие представленным на чертеже графикам и описать свойства указанных функций. Полученные данные занести в таблицу. Затем обратить внимание учащихся, каким образом зависит поведение функции в зависимости от основания и каким образом учитывается это свойство при решении неравенств.

4. Решение показательных и логарифмических неравенств.

На доске представлены основные типы показательных и логарифмических неравенств. Решение, которых учащиеся осуществляют следующим образом: один ученик выполняет задание у доски, остальные – на местах.. Решение 3 –го и 4 – го неравенств предлагается выполнить индивидуально двум учащимся с последующей демонстрацией у доски и объяснением.

3. Подведение итогов.

(объявление результатов урока, сообщение домашнего задания).

Литература:

  1. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Н. Колмогоров, А.М. Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. –  М.: Просвещение, 2001г.
  2. ЕГЭ. Математика 2003-2004. М. « Просвещение» 2003г.
  3. Готовимся к ЕГЭ. Математика. Дрофа. Москва. 2003г.
  4. Шеломовский В. ЕГЭ. Математика 2004.
  5. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. Контрольные и проверочные работы по алгебре.10 – 11 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997г.
  6. Подшивка газет «Математика» 2001 - 2003.