Урок математики во 2-м классе "Единицы измерения времени. Определение времени по часам"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование у учащихся представления о времени, умение определять время по разным часам .
  2. Первичное закрепление умения решать задачи, используя действие умножения.
  3. Закрепление знания таблицы умножения.

 Ход урока

I. Целеполагание.

1) Работа с пословицами.

(пословицы записаны на доске)

- Минутка час бережет.

- Делу – время, потехе – час.

- Век живи – век учись.

- Два часа просыпался,
Два часа умывался,
Один час утирался,
Сутки одевался.

- Прочитайте пословицы и поделитесь своими мыслями. (Все пословицы говорят о времени. В них есть названия единиц времени.)

- Ребята, а что такое время?

- Где мы нашли объяснение этому слову? (В толковом и этимологическом словарях.)

- К пословицам, записанным на доске, мы будем возвращаться в течение всего урока и объяснять их смысл. А сейчас подумайте, о чем говорит такая пословица?

Поздно поднялся – День потерял.
В молодости не научился – Жизнь потерял.

(Поздно поднялся, ничего не успел сделать, т.е. день потерял – это плохо. В молодости ничему не научился – значит не умеет работать, не получил профессию, не создал семью. Это очень плохо, жизнь прошла даром.)

- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как карандаш или книгу?

- Тогда не будем терять время и приступим к работе.

2) Постановка цели урока.

- Вспомните, какие цели мы поставили в конце прошлого урока математики? (Продолжить знакомство с единицами измерения времени, постараться узнать что-то новое.)

II. Работа по теме урока.

1) Классификация единиц измерения времени.

- Вернемся к пословицам. Назовите единицы измерения времени, которые в них упоминаются. (Минута, час, век, сутки.)

- Какие еще единицы измерения времени вы знаете?

- Поднимите руку, кто сможет расположить все единицы времени в порядке увеличения?

Кому это пока трудно выполнить?

- Тогда поработаем все вместе.

(Приглашаю к доске 7 человек и раздаю карточки с названиями единиц измерения времени: минута, месяц, секунда, сутки, год, неделя, час.)

- Ваша задача: станьте так, чтобы единицы измерения времени, записанные на ваших карточках, были расположены в порядке увеличения.

- Ребята, вы согласны? Произнесите хором все единицы времени. (Карточки потом прикрепить к доске.)

2) Парная работа.

- Вспомните, с какой единицей времени мы познакомились на прошлом уроке? (Сутки.)

- Что вы запомнили об этой единице времени? (Сутки – это 24 часа.)

- Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким-либо числом. А вы знаете, как правильно произносить?

- Тогда я предлагаю работу в парах. На партах у вас есть листочки с числами 1, 2, 5, 30.

Рядом с числами запишите слово сутки так, как вы считаете его нужно произносить.

- Проверим работу в парах… Правильно говорить: одни сутки, двое суток, пять суток, тридцать суток.

3) Уточнение смысла слова век.

- Ребята, кто из вас самый внимательный и может сказать, какой единицы времени нет на доске? (Век)

- Поясните смысл этого слова.

- А где мы можем найти точную формулировку этого слова? (В толковом словаре.)

(Один или несколько учеников находят и зачитывают информацию из словарей.)

- Вы теперь точно знаете , что обозначает слово век и сможете объяснить смысл пословицы “Век живи – век учись”. (Каждый день человек должен учиться, узнавать новое, чтобы потом легче было жить.)

- Совершенно верно. Так что продолжаем учиться и узнавать что-то новое.

- Объясните смысл пословицы “Делу – время, потехе - час”. (Потеха – это игра, забава.

Значит надо сначала выучить уроки, помочь по дому родителям, и только потом можно играть.)

- Давайте и мы с вами немного отдохнем.

Физминутки.

III. Решение задач.

- Ребята, вы любите решать задачи? А какие знания и умения вам потребуются для этого?

- Итак, послушайте задачу. Только не торопитесь давать ответ. Подумайте хорошо.

Папе 40 лет, а сын на 28 лет младше папы. Сколько лет сыну?

- Объясните, какое действие использовали для решения задачи? Почему?

- Поднимите руку, кому легко было решать такую задачу?

- Послушайте еще одну задачу.

Ежедневно второклассник читал 7 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?

- Поднимите руку, кто уже знает, как решить задачу и сможет объяснить другим?

(Один ученик работает у доски, все остальные записывают решение в тетрадь.)

IV. Определение времени по часам.

- Послушайте загадку.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)

- А какие виды часов вы знаете?

- Покажите и назовите часы, которые вы знаете.

(На доске висят изображения ручных, напольных, электронных часов, будильника, часов

с кукушкой. Часы показывают разное время.)

- А кто из вас умеет определять время по часам?

- Я вижу, что не все дети умеют это делать. Тогда какую еще цель должны поставить перед собой? (Научиться узнавать время по часам.)

- Ребята, кто сможет выйти к доске и объяснить, как определять время по часам?

(Работа с моделью часов)

- Определите, какое время показывают часы на доске. Запишите показания в тетрадь.

- У нас осталась еще одна пословица. Почему так говорят: “Минутка час бережет”?

V. Закрепление изученного.

- У вас на партах есть листочки с выражениями и буквами. Как вы думаете, какое задание надо выполнить? (Наверное, отгадать зашифрованное слово.)

- Правильно! Постарайтесь за одну минуту найти значение всех выражений, а потом отгадать слово.

(У детей на листочках и на доске записаны выражения.)

Н 5*2 А 6*6 Т 8*4 У 3*3
Р 7*2 Ы 8*5 К 9*7

- Подведем итог работы. Если вы правильно нашли значения произведений, то должно получиться слово.

(Дети читают выражение и называют результат. Учитель записывает соответствующую букву под нужным числом. На доске появляется запись:

63 9 14 36 10 24 40)
К У Р А Н Т Ы

- Кто слышал это слово? Что оно обозначает?

(Показываю картинки)

VI. Итог урока.

- Я предлагаю вам найти сведения о курантах, выполнить рисунок и на следующем уроке поделиться знаниями с одноклассниками. Дома поупражняйтесь в определении времени по часам.

- А теперь подведем итог нашему уроку:

- Кому на уроке было интересно?

- Какие новые знания получили?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Попробуйте оценить себя:

- Кто на уроке был активным и показал свои знания?

- Кому было трудно?

- Кому понравилось домашнее задание, и он с удовольствием будет его выполнять?

- Урок окончен. Сделал дело, гуляй смело.