Цели урока:
- познакомиться с новым понятием “Начальная форма глагола”;
- закрепить знания о глаголе как части речи;
- научить распознавать форму слова и однокоренные слова;
- развивать мыслительные операции, сравнения, классификации;
- воспитывать самостоятельность у учащихся.
Оборудование:
- С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова. “Русский язык” 4 класс, часть 1, издательский центр “Вентана – граф”2001.
- Карточки с записанными на них словами.
- Индивидуальные листы - задания.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1) Минутка каллиграфии:
Ф ф ф ил ил ил фильм фильмы фильмом
ин ин ин ны ны ны интересный интересное интересным интересных
Уч.: Прочитайте слова в первой строке. Какой частью отличаются эти слова? Какая часть у них одинакова?
Д.: Эти слова отличаются окончаниями: “ фильм, фильмы, фильмом”. У них одинаковая основа. Это формы слова “фильм”. У них одинаковое значение
Уч.: Прочитайте слова во второй строке. Сравните эти слова.
Д.: “интересный, интересное, интересным, интересных”. У них одинаковая основа. Это формы слова “интересный”. Эти слова отличаются окончаниями
Уч.: Прочитайте слова, записанные на карточке. Сравните их.
Д.: “интерес, интересный, интересовать”. У этих слов одинаковый корень “– интерес–.” Они близки по смыслу. Это однокоренные слова.
Уч: Меняется ли при изменении формы слова его значение?
Д.: Нет. Значение слова не меняется.
III. Повторение знаний о глаголе.
1) Игра “угадай часть речи”.
(Условия игры:
1 ученик отвечает на вопросы одноклассников словами “да” или “нет”. Дети задают вопросы, используя слова, записанные на карточках:
- называют;
- отвечают на вопросы;
- изменяются.
(Играют две команды, вопросы задают по очереди. Побеждает та команда, которая больше получит ответов “да”)
Д: Это часть речи называет признак предмета?
Ученик: нет.
Д: Это часть речи называет предмет?
Ученик: нет.
Д: Это часть речи называет действие или состояние предмета?
Ученик: да.
Д: Эти слова отвечают на вопросы: “что сделать?” “что делать?”
Ученик: да.
Д: Это часть речи изменяется по временам?
Ученик: да.
Д: Это глагол?
Ученик: да.
Уч.: Молодцы! Обе команды справились с заданием, четко и правильно задавали вопросы. Победила дружба! (Счет 2:2)
2) Самостоятельная работа.
Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)
Определите время и число глаголов. (один ученик работает за доской.)
Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.
(Проверка по схеме, записанной на доске.)
| Настоящее время (сейчас): что делаю? | Говорю. |
| Прошедшее время (вчера): что делал? | говорил. |
| Будущее время (завтра): что буду делать? | Буду говорить. |
| что сделаю? | заговорю. |
| Увидеть | (Что сделать?) | глагол |
| Узнать | (Что сделать?) | глагол |
| Читать | (Что делать?) | глагол |
| Спутать | (Что сделать?) | глагол |
IV. Постановка проблемы
Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?
Д.: нет.
Уч.: В чем было затруднение?
Д.: Эти глаголы не изменяются по временам.
V. Поиск решения. Организация наблюдения над глаголами.
Уч.: Можно ли определить действующее лицо?
Д.: нельзя. Потому что нельзя сказать:
Я увидеть, узнать, читать, спутать
Ты увидеть, узнать, читать, спутать
Он увидеть, узнать, читать, спутать
Уч.: Чем похожи глаголы?
Уч.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”.
Уч.: Определите число у глаголов.
Д.: Нельзя определить число у этих глаголов.
VI. Открытие нового знания
1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)
Уч.: назовите тему урока.
Д.: Неопределенная форма глагола.
2) Работа над текстом определения. Чтение в учебнике стр.76.
После чтения:
Уч.: Как еще можно назвать неопределенную форму глагола?
Д.: начальная форма.
Уч.: При помощи каких суффиксов образуется начальная форма?
Д.: Начальная форма глаголов образуется при помощи суффиксов “-ть”, “–ти”, “-чь”. Бежать, хотеть, нести, беречь.
Уч.: Как изменяется глагол в начальной форме?
Д.: глагол в начальной форме не изменяется по временам и числам. В этой форме у слов нет окончания.
Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме несовершенного и совершенного вида?
Д.: глаголы несовершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос: “что делать?” глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос: “что сделать?”
3) Учитель вывешивает карточки на доске:
Начальная форма глаголов:
- не изменяется;
- отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
- образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь.
VII. Первичное закрепление.
С комментированием по цепочке. Стр.76 упр.2.
Уч.: Выпишите глаголы в начальной форме в 2 столбика: в 1 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что делать?”, а во 2 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что сделать?”
| ходить | пойти |
| учить | проехать |
| плакать | обойти |
| давать | зажечь |
| доказывать | съесть |
| спать | прожить |
| лечь | упасть |
| терпеть | понять |
Уч.: Прочитайте глаголы 1 столбика. Что общего?
Д.: Это глаголы несовершенного вида они отвечают на вопрос: “что делать?”.
Уч.: Прочитайте глаголы 2 столбика. Что общего?
Д.: Это глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что сделать?”.
Уч.: Прочитайте рубрику “Это важно знать” стр.77 учебника. (дети читают).
Уч.: Почему суффиксы “–ть”, “–ти”, “– чь” в основу слова не включаются?
Д.: Они не образуют новые слова. Они образуют начальную форму.
Уч.: Выделите основы в этих словах.
VIII. Самостоятельная работа.
стр.77. упр.№3.(Взаимная проверка в парах). Напечатано на карточках. ученики дописывают начальную форму глагола.
Что делают? Что делаешь? Что делал? Что делать?
Что сделают? Что сделаем? Что сделал? Что сделать?
Играют, играешь, играл - играть
Сидят, сидим, сидел - сидеть
Скажут, скажем, сказал, - сказать
Начинаем, начинают, начинал - начинать
Несу, несешь, несла - нести
Нарисую, нарисуют, нарисовал - нарисовать
IX. Домашнее задание.
стр. 77, упр. 4X. Итог урока.
Уч.: Что нового узнали о глаголе?
Д.: У глагола есть начальная форма.
Уч. Как изменяются глаголы в начальной форме?
Д.: Они не изменяются.
Уч.: Как образуется начальная форма глагола?
Д.: Начальная форма глаголов образуется при помощи суффиксов “-ть”, “–ти”, “-чь”. И эти суффиксы в основу слова не включаются.