План-конспект урока по православной культуре на тему "Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая: познакомить детей с чудесной дружбой святых и диких животных.
  • Обучающая: на примере жизни святых познакомить обучающихся с христианскими добродетелями.
  • Развивающая: развивать речь детей.
  • Воспитывающая: воспитывать детей в духе христианских добродетелей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник “Православная культура” автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), карточки со словами, индивидуальные листы с текстами, раскладной стенд “Цирк”, глобус, “Древо добродетелей” на подставке высотой 1,5 м, заготовки листьев деревьев, 3 кормушки, изготовленные из бросового материала, шаблоны животных, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы на уроке, сейчас мы начнем учиться, мы радуемся этому, внимание наше растет.

(Дети говорят хором)

2. Мобилизующий этап.

а) Вступительное слово учителя

Учитель: Вы уже узнали, что Бог сотворил мир за шесть дней: и рыб, и птиц, и всех больших животных. Право наименовать их Бог дал первому человеку Адаму. Вот как об этом рассказано в Библии. “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым”. (Бытие 2: 19,20)

“Человек, по велению Божиему, в раю был владыка животных. И, давая им имена, он хорошо понимал свойства (характер) животных”. (Иоанн Златоуст) (Приложение 1)

б) Беседа

Учитель: Когда человек жил в раю, то каким он был?

Дети: Добрым, ласковым, внимательным .

Учитель: Да, он был добрым, был любимым творением и чадом (сыном) Божиим. И животные- ведь тоже Божии творения . Бог создал нам красивый мир Своей Любовью.

Не было зла в мире.

Животные не боялись человека, подходили к Адаму с доверием. И вся тварь( то ,что сотворил Бог) радовалась, прославляла Своего Создателя.

Учитель: Как тварь прославляла Своего Создателя?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Учитель: Мы не знаем этого точно, можем только предположить

Но вот жил на земле святой человек, царь и пророк Давид .

Как понимаете слово “пророк”?

Дети: Пророк готовил народ к пришествию Христа.

Пророки служили Богу тем, что открывали людям Его волю. Пророки призывали к покаянию, учили вере в Бога и благочестию.

Учитель: Пророк Давид написал песнопения, в которых прославлял Творца. Это радостные песнопения. В них пророк Давид прославляет чудесное величие Бога- Творца, которое проявляется в нашем мире. И люди тоже могут видеть это величие и принимать участие в прославлении Бога различными способами.

Назовите эти способы.

Дети: Музыка, поэзия, иконопись.

в) Слушание музыки Д. Бортнянского “Восхвалю имя Бога моего”

Учитель: Какое это песнопение?

Дети: Мажорное, радостное…

г) Продолжение беседы учителя.

Учитель: Люди, которые жили после Адама, были другими, не такими, как был первый человек.

Почему? Чем они отличались?

Дети: Грехом, повреждением.

Учитель: Люди ослушались Бога. Порядок жизни нарушился. Не стало в человеке мира, доброты, покоя. И животные перестали его слушаться. Поэтому люди не могут понимать уже характер животных. Мы боимся диких животных : волков, медведей, тигров, змей

А иногда животные убегают от человека? Какие это животные?

Дети: Зайцы, лисы, хомяки, мыши и другие мелкие животные.

д) Беседа о домашних животных.

Учитель: Только домашние животные: кошки, собаки, коровы, лошади - повинуются человеку, и то не всегда. У кого есть дома какое-нибудь животное?

Покажите свои сочинения о домашних животных.

(Слушаю 3 сочинения)

Учитель: Сделаем вывод: домашние животные какие?

(На доске карточки со словами: послушные, непослушные, добрые, злые, красивые, некрасивые. Дети выбирают нужную карточку.)

е) Беседа о цирке и цирковых животных, о животных зоопарка.

Учитель: Даже в цирке дрессированные животные уже совсем не по своей воле, но повинуясь дрессировке, слушаются человека.

(Обращаюсь к раскладному стенду “Цирк”)

Учитель: У вас на столе есть фотографии животных Белгородского зоопарка. (Приложение 2)

Посмотрите и скажите, какие глаза у животных?

Дети: Глаза грустные, смотрят жалобно.

Учитель: А почему, у животных глаза грустные?

Дети: Ведь совсем невесело жить в клетке.

Учитель: Но были в разное время люди, к которым дикие звери приходили сами и жили с ними мирно, как домашние животные,

Эти люди были святые, христиане.

3. Введение в тему.

Учитель: Вот пророк Давид в псалме пропел слова: (Приложение 3)

Хвалите Бога во святых Его.

Хвалите Его на тверди силы Его.

Хвалите Его по силе Его.

Хвалите Его по чрезмерному величию Его!

(Псалом 150)

а) чтение эхом после слов учителя по строчкам.

Учитель: Это значит, что благодать Божия :доброта, любовь - проявлялась в Святых Людях.

И потому, какие были эти люди, мы можем с вами представить и качество первого доброго человека Адама, ведь он был создан по образу и подобию Божиему.

Учитель: Так какими были святые люди?

Дети: Добрыми, ласковыми …

Учитель: Предположите, о чем мы сегодня будем вести разговор на уроке.

(Предположения детей)

4. Сообщение темы урока.

Учитель: Тема нашего урока : “Прославление Творца тварью : животные как меньшие братья человека”. (Приложение 4)

Все святые люди старались прежде всего служить Богу. Они выполняли Его заповеди, обращались к Творцу в молитвах, также оказывали помощь всем нуждающимся людям.

Часто они уходили от мирской суеты в безлюдные места и там строили себе скромное жилище- келью. Святые жили в разных странах: в Палестине, Египте, позже в Греции, России, Сербии, Болгарии, Румынии, Грузии, Армении и других странах.

(Показ на глобусе)

5. Групповая работа по учебнику Л.Л.Шевченко “Православная культура” с.38.

а) распределение заданий по группам

Учитель: Группа № 1 знакомится с необыкновенной дружбой святого Герасима со львом, с.38.

Группа №2 знакомится с дружбой русского святого Сергия Радонежского с медведем (текст набран на индивидуальных листах).

Группа №3 знакомится со статьей “Добрый старец” с. 38 .

б) назначение корреспондентов

в) самостоятельное чтение детьми текстов

г) ответы на вопросы корреспондентов

1 корреспондент

Почему лев стал служить Герасиму?

Опишите льва, каким вы его представляете?

Какой характер у льва, предположите?

Какую кличку дал святой льву.

Почему лев затосковал и умер?

2 корреспондент

Как долго жил в уединенной келье Сергий Радонежский?

Как звали этого святого в детстве?

Кто навещал святого?

Почему Сергий сжалился над медведем?

Чем угостил святой медведя?

Чем занимался медведь во время молитвы святого Сергия Радонежского?

3 корреспондент

Вспомните, какими словами обращался преподобный Серафим Саровский к каждому приходящему?

Где родился будущий святой?

Что говорил святой о своем друге?

А какого зверя Бог послал Серафиму Саровскому в утешение?

Как вы думаете, а другие животные могли дружить с этим святым?

6. Рассказ учителя о других святых.

Учитель: Святой пророк Даниил был брошен на съедение диким зверям, но свирепые животные превратились в кротких и мирных, совсем домашних.

Святой Гелен дружил с крокодилом.

Преподобный Коприй дружил с медведем.

Святому преподобному Павлу Фивейскому ворон хлеб приносил, а львы могилу вырыли, когда он скончался.

Преподобный Павел Обнорский кормил из рук зайцев, лис, оленей, белок, бурундуков и даже волков.

7. Творческая работа: украшение “Древа добродетелей”.

Учитель: Святые люди излучали любовь и доброту. Эти качества Бог вложил в человека как в свой образ. Он поставил его владыкой животного мира. Замутив в себе образ Божий своими грехами, злыми поступками, человек перестал быть царем природы. Но не так было у святых людей.

Сейчас мы украсим “Древо добродетелей” листьями, на которых запишем самую важную на ваш взгляд добродетель. Работаем в группах, постарайтесь не повторяться, обсудите, кто какую добродетель впишет в свой лист. (Приложение 5)

Дети вслух читают свою добродетель и вешают листок на “Древо добродетелей”.

Учитель: Какими Господь Бог хотел видеть людей?

8. Работа со стихотворением В.Афанасьева “То стремительная синичка” с.41 учебника “Православная культура”.

То стремительная синичка,
То взъерошенный воробей.
Прилетают с утра привычно
К заоконной кормушке моей.
Всюду снег - не добыть ни крупицы:
Мерзнет бедная малая плоть!...
Через наши кормушки вас, птицы,
В зимний день напитает Господь!

а) жужжащее чтение детьми;

б) словарная работа;

Плоть - живое творение.

Напитает - накормит.

в) беседа по прочитанному тексту;

(использую вопросы учебника на с.41 )

г) показ кормушек.

9. Творческая работа.

Работа в группах.

Учитель: Сейчас мы составим композицию “Чудесная дружба”.

Возьмите заготовки тех Божьих тварей, с которыми дружили святые, раскрасьте их и наклейте на листы .

10. Итог урока.

Учитель: Что интересного узнали вы на уроке? С какими животными хотели бы подружиться? Мог ли человек без помощи Божией приобрести такие качества?

11. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение с.41