Внеклассное мероприятие по биологии "Что ты знаешь о растениях?"

Разделы: Внеклассная работа


Что ты знаешь о растениях?

Ведущий: В очень далёкие времена, значительно раньше, чем появились на планете леса древних папоротников, хвощей, большая часть поверхности земного шара была покрыта водой. Это были первые моря и океаны. В них около миллиарда лет тому назад зародились первые живые организмы. Родиной самых древних растений была вода. Большого развития и разнообразия в условиях водного способа жизни достигли водоросли.

С течением времени изменялся климат, а вместе с ним и растительный мир Земли. Первичные моря стали мелеть. Некоторые древние водоросли изменились под влиянием новых условий жизни. Они стали жить во влажных местах суши, по берегам водоёмов. Эти водоросли стали предками древних мхов и папоротникообразных. В это время на Земле установился ровный, влажный, тёплый климат. Небо было покрыто густыми облаками, сквозь которые не проникали солнечные лучи, густой туман окутывал землю. В этих условиях пышно разрослась древняя болотистая растительность. Это были тёмные однообразные леса. Тут росли мощные древние хвощи. Их стебли торчали из воды болот и мелководных морских заливов. В лесах было много разнообразных папоротников с большими перистыми листьями.

С течением времени климат на Земле резко изменился: он стал более сухим и холодным. Под действием сухого климата болотистые леса стали пропадать. Большая часть древних папоротникообразных вымерла. На смену им появились разные сухопутные растения, сначала голосеменные, потом голосеменные. Они расселились в самых разных местах в горах, долинах, в пустынях и на болотах, образовали лиственные леса, степи, луга. Покрытосеменные стали господствующей группой растений.

Ведущий: Сколько задумчивых песен, стихов о белоснежной берёзе, окутанной в зелёную дымку, грациозно покачивающей верхушкой.

1-я ученица: Берёзка

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесётся,
Туманная ляжет ли мгла, -
Дождинки встряхнув, улыбнётся
Берёзка – и вновь весела.
Наряд её мягкий чудесен,
Нет дереву сердца милей, -
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется: в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
В. Рождественский

Группа девочек исполняет танец “Ромашки”.

Ведущий: Вы, наверное, знакомы с картинами наших замечательных художников, воспевающих красоту родной природы. Мы все восторгаемся картинами Левитана, Шишкина, Куинджи.

Ведущий: Назовите растения, с которых сорваны эти ветки. Показывает ветки деревьев и кустарников из гербария, узнавший получает жетон – листок.

Ведущий: Что это за грибы? Демонстрирует приготовленные муляжи и влажные препараты грибов.

Ведущий: С каких растений сорваны эти плоды? Показывает плоды кустарников и деревьев.

Ведущий: Ребята! А знаете ли вы, что не всякие цветы могут стоять в одной вазе?

Ученик: Ландыш нельзя ставит в вазу с другими цветами. Он выделяет в воду ядовитые вещества, которые губят другие цветы.

Ведущий: А знаете ли вы, что обычная наша гвоздика не переносит шума? Если поставить её рядом с радиоприемником, она завянет.

Ученица: Роза и Резеда враждуют между собой. Они погибнут, если их поставить в одну вазу. А гвоздика, хотя и недолюбливает розу, но стоять вместе с ней может, только оба цветка теряют свой аромат.

Ведущий: на острове Суматра растёт самый большой цветок – раффлезия. Кажется, что он растет прямо на земле, без всякого стебля. Такой цветок иногда бывает около метра в поперечнике и весит 4-6 кг. Характерно, что этот гигант цветочного царства вырастает из крошечного семечка. На экране при помощи эпидиаскопа показывает рисунок цветка раффлезии из “Детской энциклопедии”.

Ведущий: Взрослое растение эвкалипта за год испаряет 14 тысяч вёдер воды. Показывает рисунок растения.

Ведущий: Цветки амазонского лотоса цветут 30 минут, а тропической орхидеи – 80 дней. Показывает рисунки растений.

Ведущий: Сколько же может прожить цветок?

1-й ученик: Куст пиона, например, может прожить на одном месте 16-20 лет. Десятки лет могут жить кусты жасмина и сирени. Известен сорт ириса, выведенный сто лет назад. Он размножался все годы, и жизнь его не прекращалась. Необычным долголетием отличается розовый куст. В Ясной Поляне сохранились розы, которые цвели ещё при жизни Л.Н. Толстого, а в германии, в городе Гильдесчейне, известен куст роз, который живет не менее 500 лет.

2-й ученик: послушайте рассказ ещё об одном кустарнике со странным названием – волчье лыко. Ранней весной, когда в лесу пылит орешник, зацветает волчье лыко. Из голой, ещё не просохшей после снега земли торчат кусты в полметра длиной. Они усажены лиловато-розовыми цветками. Цветков много, они словно наклеены на прутья, ни стебелёчка, ни цветоножки. Позже, когда волчье лыко отцветает, на вершине стеблей распускаются, продолговатые, совсем красные ягоды. Их мало: лишь немногие цветки были опылены ранней весной насекомыми. Волчье лыко иначе называют волчеягодником, или волчьими ягодами.

Красивое растение не зря прозвали “волчьим”. Ягоды этого растения ядовиты, для детей они смертельно опасны. Ядовиты кора, сок, цветки. Волчье лыко растет у нас на севере, и под Москвой, и в Сибири, в лесах и рощах, по лесным вырубкам. Все виды его очень ядовиты.

3-й ученик: Знаете ли вы, что есть растения, которые растут под водой, на дне рек, морей и океанов? Это водоросли. Они очень питательны, содержат белки, жиры, а также все необходимые человеческому организму витамины. В переработанном виде многие из них вполне пригодны в пищу. Водоросли очень быстро размножаются и разрастаются. Бурые водоросли, например, достигают больших размеров – до 100 метров. Золу и отходы, полученные после технической переработки водорослей, используют как удобрения. Но это далеко не всё. Учёные полагают, что вскоре удастся получить из морских водорослей огромное количество разнообразных продуктов, начиная с маргарина и заканчивая горючими для двигателей. В морях Дальнего Востока растёт ламинария, в чёрном море – водоросль филлофора. Из филлофоры и ламинарии добывают йод.

4-й ученик: Приходилось ли вам видеть дерево, на котором зреют мандарины, лимоны, грей фрукты. Такое дерево растёт в саду Сочинской опытной станции субтропических и южных культур. На нём привито 25 разных сортов и видов цитрусовых – целый сад. Его так и называют – дерево-сад.

5-й ученик: деревья – самые долгоживущий растения на Земле. Возраст дерева в 300-500 и даже в 1000 лет является обычное. На острове Кос растёт платан, которому 2 тысячи лет. Он ещё очень молод по сравнению с гигантским баньяном, растущим в Индии и на Цейлоне. В молодом возрасте баньян представляет собой тонкое, гибкое и низенькое растение. Через несколько лет на его стволе появляются многочисленные ветки, на которых развиваются воздушные корни. Они потом врастают в землю и сильно утолщаются, напоминая толстые стволы. Эти корни собирают имеющиеся в воздухе и в земле влагу. Так из одного небольшого растения постепенно получается целый лес из множества стволов и огромной кроны. “Дерево-лес” - называют его. На острове Цейлон имеется баньян, состоящий из 1300 толстых и 3 тысяч более тонких стволов. Основной ствол этого дерева-гиганта достигает двух метров в поперечнике.

6-й ученик: На побережья Беренгова моря в снегу растут цветы. Именно там учёными был открыт новый сорт рододендронов. Они сами “расчистили” себе место в снегу. Происходит это потому, что северный цветок излучает тепло, полученное от солнца, и расплавляет снег вокруг себя.

7-й ученик: в Австралии на глубине 30 см обнаружены подземные цветы. На горизонтальном корневище находятся белые листья с большими бутонами, похожими на цветки орхидей. Подземная орхидея цветёт и плодоносит в полной темноте, цветки её обладают удивительной способностью менять свой цвет от светло-розового до фиолетового.

8-й ученик: На торфяных болотах растёт мох сфагнум. Он может творить чудеса. Во время Великой Отечественной войны партизаны испытывали нужду в перевязочном материале. Тогда вспомнили, что сфагнум может заменить вату. На рану накладывается слегка отжатый мох, который хорошо впитывает кровь. Кроме этого мох может заменить йод. Благодаря тому, что во мху содержится сфагнол (дезинфицирующее средство как карболовая кислота), в ране не развиваются гнойные бактерии.

9-й ученик: в центральной и Южной Америке Вблизи жилищ растут стройные тропические деревья – галактодендроны. Местное население называет их молочными деревьями. Стволы этих деревьев гладкие, лисья кожистые, блестящие, похожие на листья нашего комнатного фикуса. Плоды не съедобны. Сок молочного дерева напоминает по внешнему виду и по вкусу обычное коровье молоко. Местное население круглый год использует его в пищу. Надрезают кору и пьют “молоко” свежим, так как оно быстро густеет и прогоркает. При испарении растительного молока остаётся густое жёлтое вещество, напоминающее тёмный воск. Им герметически закупоривают сосуды, чинят посуду, из него готовят свечи.

10-й ученик: в Японии встречается оригинальный гриб. Вырастая на гнилых стволах буковых деревьев, он ярко светится в темноте. Сто квадратных сантиметров поверхности гриба дают столько света, что можно читать ночью.

11-й ученик: Если надрезать кору сосны, то из надреза потекут струйки светлой янтарно-золотистой жидкости – живицы. На воздухе она постепенно густеет и превращается в твёрдую белую или сероватую массу. Живицу добывают и из других хвойных деревьев. Из неё извлекают канифоль и скипидар, которые используется в медицине, в электротехнике, в производстве красок, бумаги, мыла, камфары.

Ведущий: А что вы знаете о горделивом могучем эвкалипте? У нас, его разводят на Кавказе и в Крыму. Древесина многих видов эвкалиптов плотная, твёрдая, очень прочная; устойчива против гниения; по промышленному значению ценится высоко; может быть использована в кораблестроении, вагоностроении. Из неё добывают древесный спирт и уксусную кислоту. Из листьев получают эфирные масла. Кора применяется в самых различных отраслях промышленности.

Ученица:

1.Что за дерево такое,
Не покрытое корою,
Над зелёною травою,
Не глуша, её стоит?

2.Лист плакучий, как у ивы,
Серебристого отлива!
Это будет горделивый
Австралийский эвкалипт.

3.Летом он коры не носит,
Холодов не переносит,
Шелестит и солнце просит,
Чтоб сияло горячей.

4.Но могучее растенье
Не даёт почти что тени:
Под листвою в каждый день
Не укроюсь от лучей.

5.Эвкалипт большой ветвистый
Вырастает очень быстро,
Климат любит мягкий, влажный,
Много требует воды.

6. И в Австралии далёкой
Ствол его весьма высокий
Сорокопятиэтажной
Достигает высоты!

7. А у нас его разводят
На Кавказе и в Крыму,
Уважают садоводы
Эвкалипт… А почему?

8. Потому, что тянет воду
Он корнями как насос
И болото за года
Выпивает как насос.

9. Прежде славилась Колхида
Малярийными местами,
Посадили эвкалипт –
Малярии там не стало…

10. Эвкалипты сушат почву,
Очевидно, неспроста,
Комары боятся очень
Эвкалиптова листа.

12-й ученик: есть ещё интересное растение, которое распространено в тропиках и субтропиках, где часто образует непроходимые лесные заросли. Это бамбук. Он хорошо растёт в Южном Крыму. Стволы крупных бамбуков используется как строительный материал, на водопроводные и канализационные трубы, телеграфные столбы, мебель и посуду, музыкальные инструменты, корзины. Молодые побеги многих видов бамбука употребляются в пищу в вареном и консервированном виде, как овощи типа спаржи. Из бамбука получают волокно для мешковины, веревок и матов.

Ведущий: А теперь потребуется ваша смекалка и сообразительность. Отгадайте-ка, ребята, загадки о растениях.

1. Стоят столбы белены,
На них шапки зелены.(Берёзы)

2. Очень много их под осень
Возле елочек и сосен.
Урожай на них богатый,
Любят их сбирать ребята. (грибы)

3. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул лёгкий ветерок –
И остался стебелёк. (одуванчик)

4. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не волос (берёза)

5 Много рук, а нога одна. (дерево).

6. Стоит чудак,
На нём колпак,
Не сшит, не бран, не вязан,
А весь поярчатый. (сморчок)

7. Без головы, а в шляпе,
Одна нога и та без сапога. (гриб)

8. Выросла бочка,
В неё круп,
Как звёзд ночкой. (мак)

9. Кто сам дубовый,
А пояс у него ивовый?

10. Стоит в бору, морщинки на коре,
Ветки густы, листья разрезные. (клён).

Ученица:

Что за круглый лист такой,
Плавающий на воде?
Он подобен большой –
Пребольшой сковороде.
Вероятно, неспроста
Так разросся и разбух,
Что диаметр листа
Достигает метров двух
А в подводной части лист
Исключительно мясист,
И напоминает он
Нам растительный понтон.
Можно по таким листам,
По листам огромным,
Проходить как по мостам,
По мостам понтонным! ( Виктория - регия).

Ученик: От названия какого растения нужно убрать одну букву, чтобы получить название игры? ( Лотос – лото).

Ученица: В каком цветке есть зверь? (Левкой).

Ведущий: Ребята, обращаясь к учащимся, И.В. Мичурин предлагал “обязательно наладить поиски новых растений для культуры. На земном шаре очень много растений …. Но человек использует их очень мало. Нам нужны растения для промышленности, питания, озеленения городов и посёлков, лекарственных целей”.

И пусть каждый из нас посадит два-три деревца, тогда наши города, сёла станут цветущими садами, в которых будут щебетать птицы, а люди будут вспоминать нас добрым словом.