Урок-игра в 5-м классе. Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”.
  • Применить знания, умение и навыки на практике.

Оборудование: карта “Океан знаний”, нарисованная заранее; кораблики, изготовленные из картона; магниты; “Копилки знаний” для каждой группы – экипажа, сигнальные карточки.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Коллективная работа с заданиями.
  4. Подведение итогов.
  5. Награждение учащихся.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствую класс, гостей, сообщаю тему и цели урока.

II. Слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по карте “Океан знаний”, которая представляет собой водные просторы, посреди которых располагаются острова – разделы курса русского языка. И наш путь лежит на остров Морфология, где живут королева Имя существительное и её друзья Рода, Числа, Падежи, Склонения. Но прежде мы должны разбиться на группы – экипажи, дать название своему кораблю, выбрать капитана.

- Все готовы? Отправляемся в путь! Но что за беда? Путь к острову преграждают пираты – Единицы и Двойки с острова Безграмотландия и объявляют “бой” нашим кораблям, который заключается в следующем: за несколько минут должны отбиться, т.е. выполнить задание, предложенное пиратами. Если один из экипажа не успевает выполнить задание или выполняет его неправильно, то корабль их тонет, а сам экипаж попадают в плен к пиратам. Если же экипажи справляются с заданием и укладываются в отведенное время, но допускают ошибки, то за каждую ошибку экипаж получает сигнальную карточку (красный треугольник), это значит, корабль получил пробоину. Сигнальные карточки опускаются в “Копилку знаний” данного экипажа. Чем больше у экипажа в копилке таких карточек, тем больше пробоин у корабля. Если во время путешествия корабль получает пять пробоин, то он тонет, а экипаж попадает в плен. Если же экипаж выполняет задание верно, то их корабль продолжает свой путь к острову Морфология.

Но так как пираты безграмотны, они призвали к себе на помощь консультантов, которые будут проверять выполненные экипажами задания и опускать в “Копилку знаний” сигнальные карточки.

(Консультанты могут быть выбраны из числа приглашённых родителей, представителей администрации, учителей).

Первый удар – первое задание (5 мин.)

(Задание выполняется письменно).

Карточка №1

-Заполните таблицу существительными, взятыми из предложений.

  1. Книга – лучший друг.
  2. На улице стояла тихая погода, солнце слепило глаза.
  3. Наступила золотая осень.

Таблица.

Существительное Род Число Склонение Падеж Роль в предложении
           

По истечении времени капитан корабля сдаёт карточку консультантам и получает новую. Консультанты же проверяют выполнение задания, считают ошибки и в “копилку” опускают треугольник.

Второй удар – второе задание. (2 мин.)

Карточка №2

-Подбери к существительным синонимы другого рода:

  1. Глаз - … (око); дитя - … (ребёнок).
  2. Мотылёк - … (бабочка); шеренга - … (ряд).
  3. Инъекция - … (укол); табун - … (стадо).

Третий удар – третье задание. (2 мин.).

Карточка №3

-Вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки.

  1. Город - ...; птица - …; теплоход - … (“Орёл”, Орёл, орёл).
  2. Созвездие - …; птица - …; салон – красоты - …(лебедь, Лебедь, “Лебедь”).

Четвёртый удар – четвёртое задание. (3 мин.)

Карточка №4

-Подберите антонимы словам:

  1. Сила - … (слабость)
  2. Благородство - …(безнравственность)
  3. Прямодушие - … (лицемерие)
  4. Доброта - … (злоба).
  5. Уважение - … (ненависть)
  6. Смелость - … (трусость)
  7. Красота - … (безобразие)

Пятый удар – пятое задание. (3 мин.)

Карточка №5

-Вставьте буквы, раскройте скобки. Ответ подтверждайте обозначением орфограммы.

  1. (Пол) листа, (пол) яблока, (пол) доски, (полу) тьма.
  2. Р_стение, взр_сление, дрож_, товарищ_, полноч_.
  3. Ш_к, ш_рстка, параш_т, сень_р, буль_н.

Шестой удар – шестое задание. (10 мин.)

Карточка №6

-Подберите к данным словам анаграммы. (Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв или слогов).

  1. Шарф - … (фарш); пион - … (пони); лиса - … (сила); зола - … (лоза); Ростов - … (остров).
  2. Сосна - … (насос); шутка - … (штука); волос - … (слово); нитка - …(ткани); Инна - … (Нина).
  3. Карета - … (ракета); гром - … (морг); рубка - … (бурка); Киев - … (веки); колос - … (сокол).

Пока консультанты подводят итоги смотра, учащихся, которые не смогли добраться до острова Морфология, одноклассники бросают “спасательные круги” (задают вопросы по теме урока). И если ученики отвечают верно, то пираты отпускают своих пленников.

Победителям вручают призы и, конечно же, выставляются положительные оценки.

Итоги урока подводятся учителям.

Задание на дом:

Подготовить задания по данной теме, самые интересные будут отобраны для следующей игры – путешествия по карте “Океан знаний”.