Использование ресурсов школьной медиатеки в образовательном процессе

Разделы: Администрирование школы


Слово "Медиатека", как и "библиотека", сложносоставное. Оно включает в себя два слова "медиа" и "тека". Древнегреческое слово "тека" означает "хранилище", "массив каких-либо предметов", "помещение для хранения этого массива". Не менее древнее греческое слово "библион" переводится как "книга", понимая в расширительном значении: библиотека этимологически не только собственно книгохранилище, но и хранилище журналов, газет, кассет, дисков - словом, всех видов документов, составляющих библиотечный фонд. "Медиатека" - более позднее словообразование. Латинское слово media означает "средства", "способы".

Медиатека - это одно из структурных подразделений современной школы, в котором учителям и учащимся предоставляется возможность доступа к различным информационным носителям. В медиатеке сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства информации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр, а также телекоммуникационный центр (на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы), замкнутая телевизионная система, радиоцентр.

Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. В медиатеке есть возможность обратиться к книге, к видеофильму, к фонозаписи, пр. Телекоммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций. В компьютерной зоне медиатеки обеспечивается не только индивидуальная работа учащихся с обучающими программами по обобщению и коррекции знаний, изучению возможностей новых программных средств (в особенности систем мультимедиа), компьютерная верстка школьных изданий, но и поиск и использование удаленных баз данных, работа над телекоммуникационными проектами. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиатеки, предполагает наличие у школьников определенных пользовательских навыков и умений, которыми они могут овладеть либо на уроках информатики, либо ... в медиатеке. Структура, методическое обеспечение и дидактические возможности медиатеки обеспечивают построение целостного интенсивного учебного процесса личностно-ориентированного обучения. Учебно-дидактические материалы, хранящиеся на диске, содержат в себе различные виды информационного обеспечения организации учебной деятельности учащихся как в классе, так и при выполнении домашнего задания.

Организация процесса изучения дисциплины с использованием медиаресурсов

Этот принципиально новый педагогический сценарий проведения занятий позволяет при минимальной дополнительной нагрузке на учащихся значительно увеличить объем учебного материала и эффективность его усвоения за счет перераспределения уроков по технологической линии с использованием кабинетов 3-х типов:

  • Обычного кабинета;
  • Кабинета с компьютером, проектором и экраном;
  • Компьютерного кабинета.

Виды информационного обеспечения уроков, включенные в состав учебно-дидактических материалов на диске, и рекомендации по их применению в учебном процессе в рамках технологической линии:

  • Слайды (создаются самим учителем, во время урока проецируются с компьютера на экран, используются в кабинетах с компьютером, видеопроектором и экраном на любых этапах урока);
  • Медиолекции (рекомендуется использовать в кабинете с компьютером, проектором и экраном при объяснении нового материала или на уроках обобщения и систематизации знаний);
  • Медиозадачи (рекомендуется использовать в кабинете с компьютером, проектором и экраном при объяснении учителем нового материала или для организации работы над ошибками по результатам контрольного тестирования, а также для обобщающего повторения по теме и для подготовки к контрольному тестированию);
  • Тренировочные тесты и упражнения к параграфам (могут быть использованы в кабинете с компьютером, проектором и экраном, если предусматривается проверка усвоения материала учителем, а также в компьютерном кабинете для организации первичной проверки знаний и самоконтроля знаний учащихся под руководством учителя или для задания на дом);
  • Контрольные тесты (рекомендуется использовать в компьютерных кабинетах для организации контроля знаний учащихся под руководством учителя с получением статистики по каждому учащемуся и по классу в целом или в форме домашней компьютерной контрольной работы). По результатам выполнения контрольных тестов по теме каждый учащийся получает индивидуальную программу повторения, что помогает учителю проводить личностно-дифференцированное обучение вне урока.

Проектирование урока с использованием ЦОР

Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Тезис более чем очевидный, а поэтому - не требующий обоснований. На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках. Но учителя не спешат использовать новые возможности в своей работе. Я бы выделила две главные причины этого явления: отсутствие у педагогов специализированной квалификации и отсутствие методик встраивания цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.

Организацию работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс в школе можно условно разбить на три этапа.

Первый этап организации работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает подготовку технической базы, анализ имеющихся в школе ЦОР и определение круга педагогов, которые войдут в инициативную группу. Цифровые образовательные ресурсы не так-то просто внедрить в сложившийся веками учебный процесс. Мало уделяется внимание на то, как наладить этот процесс, как помочь педагогу освоить новые подходы, способы, методы, формы работы при использовании ЦОР в преподавательской деятельности. Эти вопросы отдаются на усмотрение учителей. На первый взгляд, это кажется демократичным: учителю трудно навязать определенную форму ведения урока и определенный способ использования образовательных ресурсов. Каждый учитель подстраивает учебные материалы под свои потребности и возможности. И все же наивно верить, что учителя сами построят эффективные модели использования цифровых образовательных ресурсов в школе. Поэтому работа на втором этапе заключается в повышении квалификации учителей и обучении их использованию ЦОР в образовательном процессе. В нашей школе этот процесс проходил в рамках курсов предлагаемых ККИПКРО, МИМЦ, консультациями учителей творческой группы. На данный момент 70% учителей - предметников прошли 1 уровень подготовки на курсах "ИКТ- технологии в деятельности учителя - предметника", и 20% коллег активно используют ЦОР на занятиях. Главный вопрос, как проектировать урок с использованием цифровых ресурсов? Предлагаем выделить основные этапы его планирования и моделирования:

  • концептуальный - определяется цель урока, аргументируется применение ЦОР и происходит подбор необходимых ресурсов;
  • технологический - выбирается форма проведения урока, происходит детальный анализ выбранных ресурсов, описывается методика использования цифровых ресурсов и определяется необходимое техническое обеспечение;
  • операциональный - предполагает поэтапное планирование урока.

Логичным продолжением решения этих вопросов является проведение открытых уроков. После определения форм организации, методики встраивания ЦОР и их апробирования необходимо сделать анализ проведенных уроков с использованием ЦОР и ответить на следующие вопросы: в чем заключается целесообразность и эффективность применения ЦОР на уроке, в чем преимущество использования данного ресурса по сравнению с работой без его использования, какие новые качества приобретает учебный процесс, какие новые образовательные результаты могут быть получены.

Второй этап работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает организацию обобщения и распространения педагогического опыта, т.к. эта проблема, пожалуй, одна их наиболее острых для учителя.

Трансляция опыта может проходить на разных уровнях, и для каждого уровня можно отобрать свои формы. Конкретно для нашей школы подошли такие как открытые уроки, участие в педагогических советах и методических объединениях учителей-предметников. Для освещения опыта нашей работы на уровне района были выбраны мастер-классы и участие в работе районных объединений педагогов. Как уже было сказано выше, уроки для проведения на этих мероприятиях отбирались во время заседаний творческой группы. Были проведены открытые уроки в рамках работы районных методических объединений историков, физиков, филологов. В рамках представления опыта, наработанного учителями школы, планируется проведение мастер-классов "Использование ИКТ-технологий на уроках НРК в начальной школе". "Использование электронных учебных изданий в преподавании физики" и "Использование ЦОР в преподавании предметов естественнонаучного цикла".

Как видно из представленного материала каждый этап работы по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс является логичным продолжением предыдущего этапа. Хотя, наверное, четко определить и разграничить временные рамки их не представляется возможным.

Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Использование дисков дома помогло учащимся не только читать тексты к урокам, но и использовать дополнительную информацию для более качественной подготовки к выступлениям, конференциям, проверочным и контрольным работам.

Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.