Цикл занятий для старших дошкольников по теме "Насекомые". "Маленькая , трудолюбивая всех медом угощает"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

Расширять знания детей о пчёлах (внешнем виде, поведении, месте обитания, практической ценности). Словарная работа. Введение в лексику детей слов: улей, пчеловод, трутень, пасека, опыление. Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе, к насекомым.

Материал.

“На пасеке” рисунок с изображением пчеловода, ульев, пасеки. Макет улья. (Приложение 1) Маленькие разноцветные цветы из бумаги по количеству детей и несколько больших цветов. Коллекция пчёл из школьного кабинета биологии. Набор карточек с изображением цветов. Аудиокассета с записью П.И.Чайковского “Вальс цветов”. Мёд в вазочке и чайные ложки по количеству детей.

Занятие 1

Воспитатель

Ребята, я сейчас дам вам что-то попробовать. Но для этого вы должны закрыть глаза, а рот открыть. (До занятия необходимо выяснить, нет ли у детей аллергии на мёд)

- Вкусно? Это мёд!

- А вы знаете откуда берётся мёд?

Да его собирают пчёлы, но не для людей, а для себя. Пчёлы делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчёлы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мёд едят не только взрослые пчёлы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчёлки. Люди забирают у пчёл не весь мёд, а только его часть. Мёда хватает всем и людям и пчёлам. [4] Люди делают для пчёл специальные домики – ульи. В каждом живёт большая дружная пчелиная семья. В ней есть королева (матка) и очень много (тысячи) рабочих пчёл и трутней. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, кормят личинок, греют, проветривают домик, охраняют от врагов, собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. [5] Людей, которые ухаживают за пчёлами на пасеке, называют пчеловодами.

- Как они это делают?

Если погода пасмурная и долго идут дожди, пчёлы не могут лететь за кормом и тогда люди дают пчёлам сладкий сахарный сироп. Если пчёлы заболеют, им дают лекарство. На зиму ульи убирают в тёплый подвал.

- Хотите стать пчеловодами?

Но есть и дикие пчёлы.

- Вспомните в каких мультфильмах они встречаются?

Правильно в “Маугли”, в мультике о Вини-Пухе. Там о пчёлах никто не заботится. Живут они также большими семьями в дуплах деревьев, в скалах.

Пчёл очень много , но в их семье всегда порядок.

- Как же они понимают друг друга, не умея разговаривать? Как вы думаете?

А разговаривают они с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, пыльцу, вернувшись домой, своим танцем “рассказывает” другим пчёлам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко. Пчёлы, танцуя, делают круги маленькие, если корма мало, и большие, если много. А по запаху определяют, какой цветок нужно искать.

Динамическая пауза

Воспитатель

Давайте превратимся в маленьких пчёлок, и будем летать от цветка к цветку под эту чудесную музыку. А когда она остановится, каждый “сядет” на свой цветок. (Под “Вальс цветов” П.И.Чайковского дети с маленькими цветочками в руках произвольно танцуют. После остановки музыки они подходят к своему цветку)

Воспитатель

Мёд не только вкусный, но и полезный. В нём есть витамины. А ещё пчёлы делают прополис. Им поласкают горло, если оно заболит.

- А вас когда-нибудь пчела жалила?

Да пчела может ужалить, она так защищается. Но даже пчелиный яд является лекарством. Из него делают мази, крема и натирают больные ноги.

У пчелы особая яркая раскраска. Овальное туловище жёлтого цвета с чёрными полосками. Цвет пчелы защищает её от врагов, как и её жало, которое находится на конце брюшка.

Сегодня мы с вами познакомились с пчелой. Узнали где и как она живёт, кто о ней заботится, как она выглядит и какую пользу приносит людям.

На следующем занятии мы с вами узнаем от чего зависит вкус мёда и кто помогает нам выращивать богатый урожая ягод, фруктов, овощей.

Занятие 2

Воспитатель

- Ребята, отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела) [3]

- Да это пчела. Вкус, цвет мёда зависит от того, с каких цветов пчёлы собирают нектар и пыльцу. Пчёлы различают очень много цветов. А вы? Давайте поиграем в игру “Что? Где? Когда?” (Перед детьми лежат карточки с изображением цветов. Дети берут их и рассказывают о них: название, место произрастания, время цветения)

- Ребята, подойдите поближе к столу. Давайте внимательно рассмотрим пчелу через лупу.

- Что вы видите?

- Да, лапки пчелы покрыты мелкими волосками.

- А сейчас рассмотрим через лупу наш цветок (зимой можно использовать комнатное цветущее растение, предварительно обсыпав его пудрой, имитируя пыльцу).

- Что вы видите?

- В середине цветка рассыпана мука – это пыльца. Когда летом вы нюхаете одуванчик, пыльца остаётся на руках и на носу.

- Сейчас мы как пчёлки попробуем перелетать с цветка на цветок. Вместо мохнатеньких лапок пчелы возьмём ватные палочки. Ведь если посмотреть на вату через лупу, мы тоже увидим мелкие ворсинки, такие же, как на пчелиных ножках. Давайте заденем тихонечко палочкой цветок.

- Что вы увидели на ней?

- Да к ней прилипла пыльца нашего цветка. Точно так же пчела садится на цветок и к её маленьким лапкам прилипает пыльца с цветка. А пчела уже перелетела на другой цветок и так весь день. Благодаря пчёлам пыльца одного растения попадает на другое, если этого не произойдёт, у цветов не будет семян. Говорят, что пчёлы опыляют цветы. Не было бы пчёл, не было бы плодов у шиповника, яблони, вишни у многих других растений. Опыляют растения не только пчёлы, но и другие насекомые и вы их знаете.

- Кто порхает над цветами и опыляет их?

- Да, шмели, осы, бабочки.

Это благодаря им мы едим сочные, вкусные ягоды, фрукты. Наслаждаемся красотой природы. Закончить занятие я хочу стихотворением Б.Заходера “Про всех на свете”.

Все, все,
Все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все
Все на свете
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны!

Я думаю, что после наших занятий пчёлы станут вашими лучшими друзьями.

Рисование “Пчёлы летят на цветочную поляну”

Программное содержание.

Расширять представление детей о пчёлах, их жизни в весеннее-летний период. Продолжать учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности пчёл; работать над композицией рисунка – равномерно располагать изображение на всём листе, знакомить детей с организацией ритма на изобразительной плоскости. Развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы мысленно представить содержание своего рисунка). Побуждать детей высказывать своё личное мнение по поводу увиденного в рисунках других детей. Воспитывать любовь к природе.

Материал.

У воспитателя изображение пчёл (художественные фотографии, рисунки, иллюстрации), фланелеграф, фигурки пчёл и цветов для фланелеграфа, аудиозапись (Н.Римский-Корсаков “Полёт шмеля”). У детей тонированные листы бумаги (голубой цвет), гуашь, кисти.

Ход занятия

Воспитатель

Дети, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на весеннем зелёном лугу. Светит солнце, пахнет зацветающими растениями. Прислушайтесь. Слышите гудение? Открывайте глаза. Кого вы увидели, что же там гудит на зелёном лугу, где зацветают цветы?

Чёрные чернички
В маленькой темничке
Сеточку плетут
Сласть в неё кладут. (Пчёлы, улей, соты) [3]

Дети отгадывают загадку. В случае затруднения воспитатель задаёт им наводящие вопросы.

Воспитатель показывает изображение пчёл.

Воспитатель

Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! А для того, кто заболел, мёд – первое лекарство. Кто пил молоко с мёдом во время болезни? (ответы детей ). Какая окраска у пчелы? А посмотрите, какие прозрачные крылышки у пчелы с сетчатым рисунком. Когда насекомое садится на цветок, они сверкают на солнышке. А на кого похожа пчела, на какое другое насекомое (на осу, на шмеля).

Педагог включает магнитофон. Звучит фрагмент музыкального произведения Н.Римского-Корсакова “Полёт шмеля”. Педагог предлагает детям послушать музыку и подумать над тем, быстро ли медленно летит шмель, пчела, летит вверх или вниз. Затем просит ребят представить себя маленькими пчёлками и полетать вокруг пчелы мамы (воспитатель), пожужжать “жу-жу-жу” и присесть на цветы (стулья).

Воспитатель предлагает детям нарисовать пчёл, летящих собирать нектар с цветов. Педагог задаёт вопросы:

- На какую форму похоже брюшко пчелы?

- А головка?

- Сколько у пчелы ног? Усов?

- Как изобразить крылышки-сеточки?

- Как нарисовать пчелу, которая собирает нектар?

- Как пчёлы могут лететь за нектаром?

Комментарии педагога к ответам детей:

  1. Вылетают из улья, летят упорядоченно, друг за другом, строем.
  2. Вот порядок летящих пчёл нарушается. Сначала одна пчела закружилась над цветком, затем другую привлёк необычный цветочный аромат.
  3. Теперь все пчёлы кружатся над цветочной поляной, разлетаются в разные стороны. Каждая пчела выбирает себе понравившийся цветочек и садится на него. Характер пчелиного полёта становится беспокойным.

Воспитатель предлагает детям выложить на фланелеграфе характер полёта пчёл в начале пути из улья, затем разлетающихся по очереди из пчелиного роя и летающих над поляной в поисках нужного цветка. Дети выполняют задания по выбору, рассказывают, какой характер полёта пчёл будут изображать на своём листе.

Педагог предлагает детям начать индивидуальную практическую работу “Пчёлы летят на цветочную поляну”. Во время практической работы звучит музыка Н.Римского-Корсакова “Полёт шмеля”.

По мере выполнения рисунков, педагог обращает внимание детей на выбор цвета для брюшка пчелы, для крыльев, цветов, облаков. Педагог нацеливает деятельность детей на создание своей композиции. Для этого спрашивает о замысле своего рисунка (Это большая пчела летит к красивому цветку, а за ней летят молодые пчёлки; пчела собрала много нектара и устала; пчела любуется солнышком)

После завершения работы, рисунки прикрепляют к доске. Педагог задаёт вопросы:

- На каком рисунке пчела самая весёлая? Или задумчивая?

- Где самая большая и неуклюжая пчела?

- Где молодые пчёлки играют в догонялки?

- Где серьёзные пчёлы летят на работу?

- Как бы вы назвали свой рисунок?

Во время анализа педагог старается задавать вопросы так, чтобы о каждом рисунке дети могли что-нибудь сказать. Воспитатель обращает внимание на самые выразительные работы.

Аппликация “Пчёлы летят в улей”
(коллективная работа)

Программное содержание.

  1. Расширять представления детей о представителях фауны, продолжать знакомить с жизнью пчёл.
  2. Продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию, располагать объекты “ближе” и “дальше”; закреплять умение вырезать овальное туловище пчелы из готовых исходных форм, используя всю их поверхность, при изображении крыльев использовать приёмы парного вырезания.
  3. Формировать творческую активность детей: учить передавать в работе намерения насекомых (летят друг за другом, кружатся по кругу, играют в догонялки, любуются цветами и т.д.). Воспитывать в детях стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, о насекомых.

Материал.

У воспитателя большой лист бумаги с изображением цветочной поляны с ульем, несколько пчёл, цветок и улей, подклеенные фланелью и фланелеграф.

У детей исходные формы для туловища 5x4см жёлтого цвета, крылья пчелы 4x7см голубого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей, кисточка, коробочка для обрезков.

Ход занятия

- Воспитатель рассказывает детям о том, что весной пробуждается природа и множество различных насекомых можно заметить в воздухе, в траве, на цветах.

- Каких насекомых вы знаете?

- Отгадайте загадки:

Гудит мохнатенькая
Летит за сладеньким. (Пчела)

Домок маленький,
А жителей счёту нет. (Пчёлы в улье) [3]

- Видели вы пчелу? Опишите её.

На доске развешаны картинки с изображением пчёл.

- Что вы знаете о пчёлах?

- Где живут пчёлы? (В ульях)

- Кто заботится о пчёлах? (Пчеловод)

- Какую пользу приносят пчёлы? (Делают мёд, опыляют растения)

- Сегодня мы с вами вместе сделаем большую картинку, которая будет называться “Пчёлы летят в улей”. Вот цветочная полянка, на которой стоит улей (педагог показывает большой лист с изображением поляны), а вы вырежьте и наклейте пчёл. Пчёлы будут лететь над поляной в разных местах – и близко, и далеко (педагог указывает на те и другие места на поляне). Приклеивать пчёл можно в разнообразном порядке: молодые пчёлы играют, летают друг за другом, старые пчёлы старательно летят в улей, а некоторые пчёлы любуются красивыми цветами (воспитатель показывает на фланелеграфе расположение пчёл).

Физкультминутка

- Ребята, я предлагаю встать из-за стола, представить себя пчёлами: пчёлами-мамами и пчёлами-детишками, или пчёлами-дедушками и полетать над полянкой.

Педагог показывает вырезанные пчёлы и отмечает, что тело пчелы имеет овальную форму. Спрашивает, из какой исходной формы следует вырезать туловище – из прямоугольника. Предлагает показать исходную форму. Осуществляет показ вырезывания: складываем заготовку пополам, закругляем уголки, получаем туловище. Затем для получения крылышек складываем голубую заготовку пополам и вырезаем пару двойных крылышек. На крылышки наклейте туловище, нарисуйте фломастером глазки и полоски на теле пчёлки.

Каждый должен хорошо выполнить свою часть работы, чтобы не испортить общую картину.

В процессе работы надо напомнить детям, чтобы они старались вырезать плавно закруглённые крылья и туловища у своих пчёлок. По мере готовности предлагать детям подходить со своими пчёлками к столу воспитателя, намазывать их клеем и наклеивать на поляну. Спрашивать при этом, какая пчела молодая, трудолюбивая, летит в улей или решила поиграть, покружиться над цветочком. Давать советы, каких пчёл лучше разместить рядом, а каких в других местах, учитывая пространство на поляне.

В конце занятия спросить у детей может ли каждый из них один выполнить такую большую и интересную картину. Подчеркнуть, что это можно сделать только вместе, работая так же дружно, как пчёлки.

Литература

  1. Т.А.Копцева. “Природа и художник” Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. Москва 2006 г.
  2. И.А.Лыкова. Насекомые (аппликация из бумаги). Комплекс технологических карт. Москва 2007 г.
  3. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина. “1000 загадок”. Ярославль 2004 г.
  4. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей т. 12. Москва 1997 г.
  5. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей т. 1. Москва 1996 г.