Тема урока: "Программирование повторений на языке Visual Basic"

Разделы: Информатика


Содержание:

1. Цели, задачи, тип урока, методы, формы и средства обучения на уроке.

2. Ход урока.

I этап. Постановка целей урока.

II этап. Актуализация знаний.

III этап. Изложение нового материала.

IV этап. Закрепление.

V этап. Итоги урока.

Класс: 11.

Тема урока: “Программирование повторений”.

Цели урока:

  1. Знакомство с циклическими структурами, выявление их особенностей. Основные правила выбора типа циклов.
  2. Изучение различий между структурами циклов.
  3. Обучение приемам построения алгоритмов с циклической структурой и их программированию на языке Visual Basic.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
  • развивающие – формирование логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету информатика; формирование умений сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и делать выводы; развитие памяти;
  • воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение новой темы с уже известными фактами; воспитание самостоятельности, критичности и ответственности за выполненную работу.

Тип урока: изучение нового материала и частичное закрепление.

Основные организационные формы обучения на уроке:

  • фронтальная работа с классом;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: презентация “Программирование повторений” (Приложение 1), программная среда Visual Basic.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей урока и мотивация учебно-познавательной деятельности (слайд 1).

II. Обобщение и систематизация знаний.

Устный фронтальный опрос с использованием презентации.

Задание 1 (слайд 2).

Определите по блок-схеме значение переменной F при A=1, B=1, C=4.

Ответ: F=6.

Задание 2 (слайд 3).

Определите по блок-схеме значение переменной F при A=2, B=2, C=3.

Ответ: F=7.

Задание 3 (слайд 4).

Дан фрагмент программы. Какое значение будет иметь переменная S после выполнения данного фрагмента?

Ответ: S=6.

Вопрос: ребята, какая алгоритмическая структура использовалась в рассмотренных примерах, с какой целью она применяется?

Алгоритмическая структура “ветвление”, в нее входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого реализуется та или иная последовательность команд (серия).

Алгоритмическая структура “ветвление” была записана графически с помощью блок-схемы: слайды 2 и 3, на языке программирования Visual Basic – слайд 4.

III. Изложение нового материала.

1. Алгоритмическая структура “цикл” (слайд 5).

Довольно часто в программировании приходится, особенно при вычислениях, повторять одни и те действия либо заданное количество раз, либо до наступления какого-либо события. Это достигается при помощи операторов цикла, которых в Visual Basic несколько разновидностей.

Циклом называется операция, в которой одни и те же действия повторяются многократно.

Цикл состоит из оператора цикла и тела цикла. Оператор цикла - это его управляющая конструкция. Она определяет, сколько раз должны выполниться операторы, записанные в тело цикла, либо при каких условиях тело цикла должно повторится еще раз. Тип цикла определяется его оператором.

Существуют два основных типа циклов:

  • циклы со счетчиком (с известным числом повторений);
  • циклы с условием, в которых действия повторяются до тех пор, пока выполняется определенное условие или пока не будет выполнено определенное условие

2. Циклы со счетчиком.

В языке Visual Basic для организации циклов с определенным количеством повторений используется оператор For … Next.

Формат оператора For … Next (слайд 6)

    For Счетчик=Начало To Конец [Step Шаг]

       [операторы цикла]

       [ExitFor]

    Next [Счетчик]

Счетчик – числовая переменная, используемая как счетчик цикла;

Начало – начальное значение счетчика;

Конец – конечное значение счетчика;

Шаг – шаг изменения значения счетчика, по умолчания 1;

Exit For – используется для немедленной остановки цикла For … Next.

Действие оператора: вычисляется значение выражения Начало, которое присваивается переменной Счетчик. Затем идет выполнение операторов цикла. При достижении Next переменная Счетчик увеличивается на значение выражения Шаг. Значение Счетчика сравнивается со значением выражения Конец. Если значение Счетчика больше этого значения, то выполняется оператор, следующий за Next, если меньше или равно, то управление передается на начало тела цикла. При отрицательных значениях Шага идет уменьшение Счетчика. Значение Шага может быть дробным.

    Пример 1. (Cлайд 7)

    Dim i As Integer

    Dim A As Integer

    A=3

    For i=1 To 3

    A=A*i

    Next i

    Print A

Вопрос: cколько раз будет выполняться тело цикла?

Вопрос: что будет напечатано на форме?

    Пример 2. (Cлайд 8)

    Dim i As Integer

    Dim A As Integer

    A=3

    For i=3 To 1 Step 1

    A=A*i

    Next i

    Print A

Вопрос: сколько раз будет выполняться тело цикла?

Вопрос: что будет напечатано на форме?

    Пример 3. (Cлайд 9)

    Dim i As Integer

    For i=1 To 100

    If i=50 Then ExitFor

    Next i

Вопрос: сколько раз будет выполняться тело цикла?

Изначально этот цикл должен выполняться 100 раз, но поскольку при значении счетчика, равном 50. выполняется оператор ExitFor, тело цикла будет повторяться 50 раз.

    Пример 4. (Cлайд 9)

    Dim i As Integer

    For i=1 To 1000: Next i

    Пустой цикл может использоваться для задержки времени.

3. Циклы с условием.

При программировании повторений далеко не всегда известно количество повторов. В этих случаях используют циклы с условием, которые могут быть реализованы с помощью операторов, которые мы сейчас с вами изучим.

Можно выделить два типа циклов с условием: (слайд10)

  • проверка условия осуществляется в начале цикла (предусловие);
  • проверка условия осуществляется в конце цикла (постусловие).

Форматы операторов с проверкой условия в начале цикла (слайд 11)

Do While Условие

Тело цикла

[Exit Do]

Loop

Тело цикла выполняется, если Условие истинно, иначе осуществляется переход на оператор, расположенный после Loop. Если первая проверка Условия даст результат “ложь”, то цикл не выполнится ни разу.

Do Until Условие

Тело цикла

[Exit Do]

Loop

Тело цикла выполняется, если Условие ложно, иначе осуществляется переход на оператор, расположенный после Loop. Если первая проверка Условия даст результат “истина”, то цикл не выполнится ни разу.

Форматы операторов с проверкой условия в конце цикла (слайд 12)

Do While Условие

Тело цикла

[Exit Do]

Loop While Условие

Тело цикла выполняется до тех пор, пока Условие истинно, иначе выполнение цикла заканчивается.

Do

Тело цикла

[Exit Do]

Loop Until Условие

Тело цикла выполняется до тех пор, пока Условие ложно, иначе выполнение цикла заканчивается.

Отличие этого оператора от оператора цикла с предусловием: проверка условия производится после очередного выполнения тела цикла. Это обеспечивает его выполнение хотя бы один раз.

Пример 5. (Слайд 13)

Дано натуральное число. Подсчитать количество цифр в числе.

Анализ задачи:

Подсчет количества цифр начнем с последней цифры числа.

Увеличим счетчик цифр на единицу.

Число уменьшим в 10 раз (тем самым мы избавляемся от последней цифры числа).

Далее с получившимся числом проделаем ту же последовательность действий и т.д., пока число не станет равным нулю.

Программный код (слайд 14)

Dim N As Integer

Dim K As Integer

Dim M As Integer

N = Val (Text1.Text) Вводим целое число

K = 0 Счетчику цифр присваиваем начальное значение

M = N Запоминаем число

Do While M <> 0 Пока М<>0 делать цикл

K = K + 1 Увеличим счетчик цифр на единицу

M = M/10 “Уменьшаем” число на последнюю цифру

Loop

Print "В числе "; N, " – цифр"; K Вывод количества цифр

IV. Закрепление.

1. Выполнение лабораторной работы (слайд 15). (Приложение 2)

Задание: Напечатать фразу: “Изучаем циклы!” 15 раз и использованием оператора For … Next (в условии четко определено количество повторений).

Дополнительные задания: (слайд 16).

  1. Сменить значение шага на 2. Запустить проект на выполнение и проанализировать результат.
  2. Заменить строку For i=1 To 15 Step 2 на строку For i=2 To 10 Step 1
  3. Заменить строку  For i=2 To 10 Step 1 на строку For i=10 To 1 Step 1
  4. Сохранить изменения в проекте.

2. Выполнение практического задания (слайд 17).

Задание: вычислить сумму N натуральных чисел.

Дополнительные задания: (слайд 18)

  1. Изменить программу таким образом, чтобы она вычисляла сумму только натуральных четных чисел в интервале до N.
  2. Изменить программу таким образом, чтобы она вычисляла сумму только натуральных нечетных чисел в интервале до N.

3. Самостоятельная работа (для сильных учеников).

  1. Вычислить 12+22+32+…+502.
  2. Вычислить 3·4+4·5+5·6+…+70·71.
  3. Вычислить 1+1/2+1/3+1/4+…+1/500
  4. Поменять местами первую и последнюю цифры числа.
  5. Найти самую большую цифру целого числа.

V этап. Итоги урока.

Многократное повторение одного действия или группы действий часто встречается при написании программ.

Существуют определенные правила выбора типа цикла.

  • если вам заранее известно число повторений тела цикла, лучше всего использовать оператор цикла For…Next;
  • если вам заранее не известно число повторений тела цикла и если окончание цикла зависит от выполнения некоторого условия, лучше использовать конструкции
    Do While…Loop или Do Until…Loop;
  • если необходимо, чтобы цикл выполнялся хотя бы один раз, то используйте конструкции Do… While Loop или Do… Until Loop

Оценка работы всего класса и отдельных учащихся на уроке.

4. Домашнее задание (слайд 19).

§ 4.2.4 стр. 154–157 (Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10–11-е классы.– М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.)

Задания 4.2, 4.3.

Вопросы 1, 2..

Список используемой литературы:

  1. Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6.0 – M.: Горячая линия – Телеком, 2001.
  2. Гусева О.Л и др. Практикум по Visual Basic. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. Сафронов И. Visual Basic в примерах и задачах. – СПб.: БХВ - Петербург, 2007.
  4. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10–11 классы.– М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.
  5. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006.

Интренет-ресурнсы:

  • www.vbnet.ru
  • iit.metodist.ru
  • www.vbkids.narod.ru