Проект "Проба пера. Басни"

Разделы: Начальная школа


Цели проекта:

  • Повысить интерес учащихся к чтению, расширить кругозор, получение навыка исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации.
  • Развитие речи, коммуникативных способностей, создание условий для самореализации каждого ученика, повышение самооценки, обогащение словаря.
  • Развитие поэтического слуха, воспитание художественного вкуса, развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.

Участники: учащиеся 2 “А” класса, родители, Балакина Е.В. (школьный библиотекарь), Ливенская И. М.(учитель музыки)

Организация проекта: школа № 1237 СВАО г. Москвы

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности – творческий
  • По предметно-содержательной области – культурологический
  • По количеству участников проекта – групповой, индивидуальный
  • По широте охвата содержания – межпредметный
  • По времени проведения – средней продолжительности (1 месяц)
  • По характеру контактов – в рамках школы

Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: искусство

Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект:

  • литература
  • русский язык
  • изобразительное искусство
  • музыка

Продукт проекта: демонстрация альбома с баснями, придуманными всеми детьми 2 “А” класса, постановка басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”(видеофильм)

Этапы работы над проектом:

I. Проблема.

Познакомившись на уроках литературного чтения с баснями Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, ребятам захотелось побольше узнать об этом жанре словесного искусства.

  • Что такое басня?
  • Чем басня отличается от рассказа и стихотворения?
  • Кто первый написал басню?
  • Кто ещё сочинял басни?

И на многие другие вопросы хотелось найти ответы.

II. Проектирование (планирование действий).

Все ребята класса были разделены на 4 группы, каждая из которых получила задание:

1 группа. Басня. История создания басни.

2 группа. Баснописцы.

3 группа. Чтение наизусть басен. Организация выставки рисунков.

4 группа. Инсценирование басни И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

III. Поиск информации.

  1. Где можно найти любую информацию? Ну конечно в библиотеке!
    Мы всем классом посетили школьную библиотеку и записались в читатели.
  2. Научились пользоваться справочной литературой – энциклопедиями, словарями, справочниками.
  3. Прочитали басни из книг разных баснописцев.
  4. Некоторые ребята пользовались Интернетом для сбора информации.

Два раза в неделю собирались группы.Ребята приносили подобранный материал и отчитывались о проделанной работе. Мы обсуждали, отбирали материал.

IV. Продукт.

Каждая из четырёх групп показала результат своей работы.

1 группа:

Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. В начале или в конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль.

Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений. Произведения раба составлялись в сборник под названием “Эзоповы басни”.Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть.

2 группа:

Самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

В русской литературе было создано много басен – особенно в 18-19 вв. .Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И. И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А. С. Пушкина, И. А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.

Александр Ефимович Измайлов – был современником И. А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А. Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.

Всех баснописцев 18-19 вв. затмил Иван Андреевич Крылов. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом(прекрасно играл на скрипке), художником. В нём ярко проявилась богатырская природа русского человека, его ясный ум. А. С. Пушкин высоко ценил И. А. Крылова и называл его “самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Строки его басен стали пословицами и поговорками: “Недаром говорится, что дело мастера боится”, “Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!” и многие другие.

3 группа:

  • Был проведён конкурс чтения басен разных баснописцев.
  • Группой организован конкурс рисунков к басням

(участвовали все ребята класса).

4 группа:

Музыкальная постановка басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Басни ребятам так понравились, что они решили сочинить собственные басни.

V. Презентация.

Полученные результаты работы групп мы собрали и под руководством учителя сделали презентацию на компьютере.

После завершения презентации мы попытались ответить на вопросы:

  1. Достигли цели?
  2. Что нового узнали?
  3. Чему мы научились?
  4. Понравился проект?
  5. Что получилось лучше всего?
  6. Что бы сделали по- другому?
  7. Хотели бы участвовать ещё в проектах?

Я как учитель хочу отметить, что мои ученики с большим интересом стали готовиться к урокам чтения, стали больше читать, приносить на уроки чтения дополнительный материал из энциклопедий об изучаемой теме. В их речи я слышу слова, фразы из басен. Ребята ждут с нетерпением подготовки к следующему проекту