"Эффективность учебного занятия - стимул к успеху педагога и воспитанника"

Разделы: Администрирование школы


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Выступление методиста.

Тема нашего методического объединения: “Секреты педагогического мастерства”. Что такое педагогическое мастерство и от чего оно зависит?

  1. От профессионализма педагога.
  2. От эффективности учебного занятия.

И сегодня на методическом объединении, который будет проходить виде семинаре-практикуме, мы рассмотрим “эффективность учебного занятия – стимул к успеху педагога и воспитанника”. В работе принимают участие:

  1. Методисты.
  2. Психолог.

Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Я думаю, что мы сегодня постараемся работать эффективно и действенно.

2. Выступление психолога (проводит психологическую игру).

3. Выступление методистов.

Сегодня мы с вами рассмотрим планируемые действия педагога и их роль поэтапном организации учебного занятия. Что бы занятие было эффективным, работать будем в группах, которые докажут ваши знания и опыт работы. В 1 группу мы приглашаем педагогов, стаж которых до 3-х лет; во 2 группу мы приглашаем педагогов, стаж которых от 3–10 лет; в 3 группу приглашаются педагоги стаж работы от 10 до 20 лет; в 4 группу мы приглашаем педагогов стаж работы, которых больше 20 лет:

Правила работы в группе.

  1. Уважайте мнение и личность другого человека.
  2. Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит свой посильный вклад.
  3. Слушать и слышать!
  4. Кратко, четко, аргументировано излагайте свои мысли.
  5. Обсуждаем проблему, а не личность!

Вся деятельность педагога строится через учебное занятие т.е через урок. Как бы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Каменским 400 лет назад, остается. Давайте вспомним его основные моменты.

Так, что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. М.Н. Скатин например говорит, что урок (т.е. учебное занятие) – это форма организации обучения с группой учащихся определенного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управление, и все его дидактические элементы.

Сущность и назначение учебного занятия в процессе обучения сводится, таким образом, к коллетивно-индивидуальному взаимодействию педагога и воспитанников, в результате которого происходит усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а так же совершенствование педагогического мастерства педагога. Тем самым учебное занятие, по мнению Скатина с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, а с другой стороны – как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению учебного занятия педагогом, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Руководствуясь ими, педагог подготавливает учебное занятие как систему подлежащих решению дидактических задач (образование, воспитание и развитие) в процессе обучения данным конкретным составом воспитанников в конкретных условиях жизнедеятельности Центра.Второй аспект понятия “урока” т.е. учебного занятия, согласно концепции М.Н. Махмутова, можно сформулировать следующим образом: учебное занятие – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава педагогов и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Функция учебного занятия как организационной формы обучения состоит в достижениях завершенной, но частичной цели, которая например:

  • в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания т.е структура учебного занятия как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса;
  • в другом – как в частичном усвоение на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления) т.е учебное занятие лишь частично отразит целостный процесс обучения.

Это говорит о том, что особенностью учебного занятия являются решении задачи оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах занятия, т.е учебное занятие как организационная форма обучения обусловлена целью и местом каждого отдельного взятого учебного занятия в целостной системе учебного процесса. Таким образом, учебное занятие многогранно и многопланово. В нем, как уже отмечалось выше, взаимодействуют все компоненты – это общие педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, материальное оснащение и др. А по другому можно сказать, что учебное занятие, т.е. “урок” – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.

4. Работа в малых группах.

Задание. Уважаемые педагоги вспомните, пожалуйста, свои школьные годы, любимого учителя, доброго, милого, интересного. Возможно, под действием обаяния этого учителя вы решили стать педагогом. Вам даны чистые листочки. Изобразите графически ваш творческий путь к учительству, на это вам дается 10 минут, защита “творческого пути к учительству”. На выступление участнику группы дается 3 минуты.

(Группа № 3 и № 4 набирают к себе из групп № 1 и № 2. Образуются 2 группы)

Задание. Когда мы с вами проектируем учебное занятие, нацеливаясь на его конечный результат, необходимо помнить, что эффективность любого учебного занятия определяется не только тем, что педагог пытается передать воспитанникам, а тем, что из всего “предложенного” было ими “взято”. И переходим к следующему заданию. У вас на столе лежит ватман с заголовком “Эффективность учебного занятия”.

Задание: В группах необходимо обсудить вопросы и на листе бумаге выстроить последовательность высказываний (высказывания прилагаются, допускаются свои дополнения) и по окончании обсуждения защита. На выполнения задания дается 15 минут.

Эффективность учебного занятия.

Вопросы для обсуждения

  1. Что значит слово “эффективность”?
  2. Какое учебное занятие, по вашему мнению, можно считать эффективным?
  3. От чего зависит эффективность учебного занятия?
  4. Нужно ли прогнозировать эффективность учебного занятия, и почему?

Конкретность поставленной цели и задачи: заинтересованность педагога и воспитанников; результативность; качество материала; формирование умения и навыков; разнообразие методов; эмоциональная подача материала; индивидуальная работа; выбор типа занятия; прогнозирование результата занятия; учебные возможности воспитанника; мастерство; умение общаться; доступность; активная работа обучающихся; творчество; индивидуальная работа; ТСО; сотрудничество; эмоциональная атмосфера; насыщенность занятия.

Цель: умение поставить её на практике; цель – результат обратная связь; работа; наибольший результат; наименьшие затраты; педагогическая находка педагога; умение дать – умение взять; заинтересованность, доступность; личность педагога; взаимодействие педагога и воспитанника; умение мыслить; сотрудничество педагога и воспитанника; стиль общения; достижение целей; толчок к поиску.

Обсуждение закончено, давайте послушаем мнение групп (защита).

Вывод: И так, мы с вами пришли к единому мнению, что эффективность учебного занятия, прежде всего, зависит от конкретности поставленной цели и задачи т.е. Рождение любого учебного занятия начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего хочет добиться; затем установления средства – что поможет педагогу в достижении цели, а уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Выступление методиста

Что же такое цель и когда, какие цели занятия ставит педагог? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый результат, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающего, а результатом – уровень обученности, развитости и воспитанности воспитанников. Поэтому цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только как передача обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна. Цель занятия в современном образовании должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом на конкретные дидактические задачи. Например: цель занятия “Обобщить и систематизировать знания воспитанников о народной игрушке, закрепить навыки способов ее изготовления, развить аккуратность и усидчивость”.

Дидактические задачи занятия реализуются в реальной педагогической действительности через учебные занятия (задачи для учащихся). Это решение воспитанниками творческих задач, выполнение всевозможных заданий по изготовлению народной игрушки, составление всевозможных эскизов, рисунков.Эти задачи отражают учебную деятельность обучающихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре занятия выступают, таким образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия, как педагога, так и воспитанника.

Вывод: Таким образом, выделение целей и задач урока составляет предваряющий этап деятельности педагога, который осуществляется с помощью анализа программы и тематического планирования. Цель учебного занятия т.е “урока”это тот конечный результат, который педагог предполагает увидеть в конкретных действиях воспитанников. Поэтому она отражает изучаемый элемент структуры знаний и уровень усвоения учебного материала. Выделение триединой дидактической задачи очень важно, так как достижение ее возможно при определенных действиях педагога и соответствующей организации познавательной деятельности воспитанника. И мы с вами переходим к следующему заданию.

Задание 3. Группам раздаются тесты, участникам необходимо выбрать правильные ответы и вписать в таблицы. Так же необходимо обсудить следующие вопросы:

  1. Чем определяется содержание цели?
  2. Надо ли сообщать воспитанникам цель учебного занятия?

По окончании обсуждения вывешиваются плакаты, идет защита.

Тест-цели учебного занятия (образовательные и воспитывающие).

  1. На примере конкретного фрагмента учебного занятия продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения: показать познаваемость мира и его закономерностей, причинно-следственные связи явлений природы и общества.
  2. Осуществить контроль определенных знаний, их повторение и систематизация.
  3. Продолжить формирование или закрепление следующих умений и навыков.
  4. Добиться усвоения воспитанниками знаний, вопросов, понятий.
  5. Обращать внимание на воспитание дисциплинированности и эстетических взглядов.
  6. Показать связь изучаемого материала с реальной жизнью, с актуальными, общественно-политическими событиями сделать акцент на следующих вопросах темы, способствующих у учащихся воспитанию патриотизма, гуманизма.
  7. Обобщить и систематизировать знания по разделу или по теме.
  8. Отработать навыки (какие?).
  9. Не забывать и в удобных случаях воспитывать мотивы труда, то есть добросовестное отношение к труду, мотивы к учению, то есть положительное отношение к знаниям.
  10. Устранить пробелы в знаниях (каких?).
  11. Обеспечить в ходе учебного занятия усвоение, повторение, закрепление следующих понятий, теорий, научных фактов.

Вопросы:

  1. Чем определяется содержание цели?
  2. Надо ли сообщать воспитанникам цель учебного занятия?

Тест-задачи развития личности обучающегося.

  1. Умение выделять общие и существенные признаки и отвлекаться от них.
  2. Развитие коммуникативно-технических умений, то есть к решению проблемы подходить не шаблонно, а творчески.
  3. Развитие настойчивости.
  4. Формирование умения наблюдать делать опыты.
  5. Аналитического мышления.
  6. Формирование умения выделять главное.
  7. Составлять план, тезисы, вести конспект.
  8. Развитие операционно-контрольных умений, то есть умений пользоваться приборами, инструментами; умения планировать, оценивать результаты, регулировать и контролировать свои действия.
  9. Умения преодолевать трудности, владеть собой (выдержку), самообладание;
  10. Развивать частично-поисковой деятельности (развитие умения выдвигать гипотезы и её решения);
  11. Развитие приемов и наблюдения – умение формулировать цель наблюдения, его последовательность, состав наблюдаемых объектов.
  12. Применять знания на практике.
  13. Развитие воли и самостоятельности.
  14. Развитие умения действовать самостоятельно.
  15. Развитие умения труда-умение работать в должном темпе, писать, рисовать конспектировать.

Правильные ответы

Образовательная цель учебного занятия.

  1. Обеспечить в ходе учебного занятия усвоение, повторение, закрепление следующих понятий, теорий, научных фактов.
  2. Продолжить формирование или закрепление следующих умений и навыков.
  3. Обобщить и систематизировать знания по разделу или по теме.
  4. Отработать навыки (какие?).
  5. Устранить пробелы в знаниях (каких?).
  6. Добиться усвоения воспитанниками знаний, вопросов, понятий.
  7. Осуществить контроль определенных знаний, их повторение и систематизация.

Воспитывающая цель учебного занятияэто воспитание свойств характера личности воспитанника.

  1. На примере конкретного фрагмента учебного занятия продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения: показать познаваемость мира и его закономерностей, причинно-следственные связи явлений природы и общества.
  2. Показать связь изучаемого материала с реальной жизнью, с актуальными, общественно-политическими событиями сделать акцент на следующих вопросах темы, способствующих у учащихся воспитанию патриотизма, гуманизма.
  3. Не забывать и в удобных случаях воспитывать мотивы труда, то есть добросовестное отношение к труду, мотивы к учению, то есть положительное отношение к знаниям.
  4. Обращать внимание на воспитание дисциплинированности и эстетических взглядов.

Задачи развития личности обучающегося.

Развитие мышления: аналитического мышления; умение выделять общие и существенные признаки и отвлекаться от них; применять знания на практике.

Развитие познавательных умений:

  • формирование умения наблюдать делать опыты;
  • формирование умения выделять главное; составлять план, тезисы, вести конспект;
  • развивать частично-поисковой деятельности (развитие умения выдвигать гипотезы и её решения).

Развитие общетрудовых умений: развитие коммуникативно-технических умений, то есть к решению проблемы подходить не шаблонно, а творчески; развитие операционно-контрольных умений, то есть умений пользоваться приборами, инструментами; умения планировать, оценивать результаты, регулировать и контролировать свои действия; развитие умения труда-умение работать в должном темпе, писать, рисовать, конспектировать; развитие приемов и наблюдения-умения формулировать цель наблюдения, его последовательность, состав наблюдаемых объектов; развитие приемов и наблюдения-умения формулировать цель наблюдения, его последовательность, состав наблюдаемых объектов.

Развития воли и самостоятельности: развитие настойчивости; умения преодолевать трудности, владеть собой (выдержку), самообладание; развитие умения действовать самостоятельно.

Вывод: Педагог для себя всегда ставит цель. Воспитанникам эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых воспитанник сам воспитанник цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства педагога, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня творческого объединения и возможностей воспитанников.

Большую роль так же играет интуиция, личность педагога, владение им ситуацией на занятии, наличие у него психологических знаний. При постановке целей следует обращать внимание на следующее: проблемность материала; наглядность; воздействие на эмоции и чувства; стиль общения; применение воспитанниками знаний на практике; развитие способностей воспитанников; интеллектуальные способности воспитанников; совокупность решений множество задач; ожидание результата.

5. Выступление методиста. Сегодня мы с вами рассмотрели первый этап эффективности учебного занятия. На следующем занятии мы рассмотрим с вами такие вопросы:

  1. Какова же структура урока?
  2. Как она влияет на определение типологий уроков?

То есть, мы с вами познакомимся с типологией и структурой учебного занятия.

6. Выступление психолога (психологическая игра).

После проведения методического объединения проводится рефлексия.

Уважаемые участники методического объединения! Просим Вас оценить работу по 5-бальной шкале (обвести в кружок).

1. Практичность

2. Доступность

3. Научность

4. Актуальность

5. Насыщенность и глубина содержания

6. Активизация внимания

7. Отметка организаторам методического объединения

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5