Урок-путешествие "Космический рейс"

Разделы: Астрономия, Внеклассная работа


Цели:

  • расширить познания в области покорения космоса, физических основ космических полетов;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Оформление: табличка "Космодром"; плакаты "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...". (К.Э.Циолковский); выставка творческих работ учащихся: модели космических кораблей, рисунки «Земля в иллюминаторе».

План урока:

  1. Введение (3-5 мин.)
  2. Игра путешествие (30-35 мин.)
  3. Итог и домашнее задание (3-5 мин.)

Экипажи формируются из учащихся класса по 5-6 человек.

ХОД УРОКА

Ведущий:

Жить и верить – это замечательно,
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты и мечтатели
Что на Марсе будут яблони цвести.

(слайд 1, 2)

Ведущая: 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики (слайд 3).
Ведущий: Это всенародный праздник.
Ведущая: Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов (слайд 4).
Ведущий: Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции (слайд 5).
Ведущая: Вы можете сказать "что тут особенного"? (Ответы)
Ведущий: Совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике (слайд 6).
Ведущая: В наше время полет космического корабля считается обыденным явлением (слайд 7).
Ведущий: И даже порою странным кажется, что еще сто лет назад люди только могли мечтать о таких полетах (слайд 8).
Ведущая: И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.
Ведущий: С нового космодрома в Байконуре была успешно запущена боевая
Ведущая: межконтинентальная
Ведущий: многоступенчатая баллистическая ракета «Р-7» (слайд 9).
Ведущий: 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты (слайд 10)/
Ведущая: Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. (слайд 10)
Ведущий: Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.
Ведущая: В этом созвездии имен одним из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева. (слайд 11, 12)
Ведущий: Нашего земляка, Горбатко Виктора Николаевича (слайд 13).

Доклад «Летчик космонавт В.Н. Горбатко».

Ведущий: Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, вы, наши сегодняшние "космонавты" через 10–15 лет поведете корабли к другим планетам или будете создавать эти корабли. Обратите внимание на выставку макетов.

Инсценированное стихотворение.

Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна. –
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок. –
Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!

Л. Татьяничева

(слайд 14)

Ведущий: Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор.

Представляются экипажи:

1. Командир корабля.____________
2. Бортинженер _____________
3. Художник _____________
4. Ученый _______________
5. Исследователь ____________
6. Писатель-фантаст __________

Ведущий:На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Экипажам доложить о готовности.

Докладывают: Экипаж корабля "Гагаринец" ("Земляне", "Марс-25") к космическому рейсу готов. Командир экипажа...

Ведущий: Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие "Земля – Марс – Земля". Во время игры очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.
Ведущая: Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.
Ведущий: А сейчас возьмем интервью. Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты? (Смелыми, выносливыми, находчивыми, любознательными, трудолюбивыми, сообразительными.

(За правильный ответ даются жетоны.)

Ведущая: Именно таких, мы отправляем сегодня в космический полет. Но все-таки экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.

Блиц-опрос команд:

– Скажите, с какой целью вы хотите слетать в космос?
– Без чего бы вы не могли обойтись в космосе?
– Что бы вы обязательно взяли с собой? (Комнатный цветок, своих домашних животных, любимую книгу и пр.)

1-й этап.

– Проверим физическую подготовку.

а) По 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все экипажи.
б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)
в) прыжки со скакалкой (один член экипажа, если позволяет помещение).

Ведущая: Ну что же, физически вы хорошо подготовлены.

2-й этап.

– А сейчас проверим ваше внимание, наблюдательность. На подносе 10 предметов, через 5–7 секунд экипажи должны перечислить предметы и желательно по порядку расположения.

3-й этап.

1. Опыт старт ракеты. (слайд 15) конкурс, чья ракета (шарик) дальше улетит. Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК

Звук стартующей ракеты записан на магнитофон.

Экипажи, наступила перегрузка. Примите срочно меры, чтобы легче ее перенести.

Команды принимают положение, полулежа на стульях. Звучит космическая музыка.

2. Космические корабли вышли на заданную траекторию. Самочувствие юных космонавтов хорошее. Экипажи на связи: вы летите со скоростью 11 000 км/ч от Земли к Марсу (слайд 16). Давление у вас в корабле _______. ВНИМАНИЕ! НЕВЕСОМОСТЬ.

Экипажи изображают свое поведение в космическом корабле.

3. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" обратите внимание на выставку рисунков сделанных участниками нашей встречи (слайд 17).

4. Блиц-турнир.

1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).
2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет).
3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).
4. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
5. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
6. Планета Солнечной системы
Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы,
Она их тайной привлекает.
А слог второй – под Новый год
Любовно люди украшают
Что в целом, отгадает тот,
Кто город Франции узнает. (Марсель)
7. Назовите планеты Солнечной системы.

Перекличка команд.

Ведущий: Первый космический день позади, нашим космонавтам пора отдохнуть, а должен быть культурным назовите составленные заранее слова из букв слова "космонавтика".
Ведущая: И вот наступило космическое утро. А с чего оно начинается? Правильно, с зарядки. Под музыку покажите, как вы ее выполняете. (Экипажи полным составом изображают разминку. Звучит музыка попурри.)
Ведущий: Врачи ЦУПа наблюдают за вашим самочувствием.
Ведущая: Это вам удалось. Похоже, наши экипажи уже адаптировались в космическом доме. Быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно.
Ведущий: И вот, наконец, наши корабли совершили посадку на одну из интереснейших планет Солнечной системы – планету МАРС.
Ведущая: И снова начинается трудовой, насыщенный новыми испытаниями и исследованиями день. Сейчас вы находитесь на Марсе, а значит, вы сейчас временно марсиане, сообщите на Землю сведения об этой планете.

1 команда. (Слайд 18)

Планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца с разными радиусами и скоростью. Всего насчитывается девять планет солнечной системы. Марс – четвертая планета солнечной системы. Среднее расстояние от Солнца – 228 млн. км, период обращения – 687 суток, период вращения – 24,5 ч.

2 команда. (Слайд 19)

средний диаметр – 6780 км,
масса – 6,4Ч1023 кг;
Состав атмосферы: СО2 (более 95%), N2 (2,5%), Ar (1,5–2%), СО (0,06%), Н2О (до 0,1%);
давление на поверхности 5–7 гПа.

3 команда. (Слайд 20)

2 естественных спутника – Фобос и Деймос. Названия спутников Марса по-русски означает Фобос – «страх», а Деймос – «ужас».
Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк.
Значительный научный материал о Марсе получен с помощью космических аппаратов «Маринер» и «Марс» (слайд 21).

Слайды-ответы команд подготовленные заранее.

Ведущая: Спасибо за информацию. Желаем дальнейших успехов в изучении планет Солнечной системы, надеемся получить от вас еще много интересных сведений.
Ведущий: Экипажи покидают Марс и направляются к Земле.

"Космонавт" читает стих.

Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.

Ведущий: Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг.
Ведущая: Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего, – чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.

Вручение сертификатов.

Сертификат вручается команде ____________, земной средней общеобразовательной школы № 13 ст. Привольной в том, что она прошла все испытания, совершила условный успешный полет «Земля – Марс – Земля» и может продолжать подготовку к следующему старту, назначенному на апрель 2008 года.

Центр Управления Полетами
12 апреля 2006.
Всемирный День Авиации и Космонавтики.

Приложение 1

Приложение 2

Презентация