Эффективность применения проектной методики на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками. Поэтому я все больше и больше обращаюсь в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку.
Овладевая культурой проектирования, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы.

Поэтому ведущими принципами проектной методики выступают следующие:

  • принцип «фейерверка» (предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала каждого ученика).
  • принцип успеха (формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать самому, желание самому принять участие в общении).

Деятельность учащихся во время работы над проектом основывается на групповом взаимодействии. Дифференцирование на таких уроках обычно выражается в разделении учащихся на группы по следующим критериям:

  • уровень обученности;
  • коммуникабельность;
  • инициативность;
  • работоспособность;
  • интересы и др.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, культуры и т.д.

Основными требованиями к использованию метода проектов можно назвать следующие:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (указание поэтапных результатов).

Сегодня, когда меняются взаимоотношения России с другими членами мирового сообщества, возникла необходимость обновить содержание и цели обучения иностранному языку как инструменту межкультурного общения и средству, позволяющему в полной мере пользоваться информационными и иными преимуществами мировой культуры.

Одной из основных целей обучения иностранному языку на современном этапе является коммуникативное и социокультурное развитие учащихся, что включает в себя и культуроведческое обогащение школьников. Это означает, что ученика нужно не только познакомить с обычаями, традициями и особенностями быта стран изучаемого языка. Особую актуальность приобретает и изучение культуры своей страны, своей малой родины, своего народа.

Если учебный план школы включает ознакомление с основной страноведческой информацией, обычаями и традициями страны изучаемого языка, то изучение реалий Хакасии, по понятным причинам, не могут быть представлены в УМК. Однако современные условия обучения иностранному языку предполагают развитие у школьников представлений о единстве мира в диалоге разнообразных культур, социокультурной наблюдательности при сравнении этих культур, а главное – развитие мировосприятия школьника  и подготовка его к осознанию себя как носителя национальных ценностей. А через свои традиции каждый народ принимает участие в равноправном диалоге культур всех народов мира.

Хочу поделиться опытом работы над проектом с использованием национально-регионального компонента на уроке английского языка. Вовлечение учащихся в групповые или индивидуальные творческие проектные работы стимулирует самостоятельную поисково-познавательную деятельность учащихся, а также позволяет решать  некоторые практические задачи, как, например, развитие навыков работы с книгой, аудио- и видеоматериалами, навыков обобщения и схематизации коммуникативно-познавательной информации.

Сущность моего опыта в том, чтобы показать, как можно обновить содержание обучения иностранному языку путем передачи учащимся знаний о своем регионе. Для этого я провела структурирование учебного материала, предлагаемого УМК под редакцией М.З. Биболетовой и начала фрагментарно вводить интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов Республики Хакасия.

Так, например, в 6 классе заканчивая изучение раздела «Animals In Our Life» в учебнике «Enjoy English 3» под редакцией М.З. Биболетовой, я предложила ребятам выполнить проект, что вызвало большой интерес. Они решили создать рекламный буклет об абаканском зоопарке. Работа над проектом включала несколько этапов. На первом этапе обсуждались содержание и характер проекта, пути сбора необходимой информации. Были созданы микрогруппы с учетом интересов и совместимости партнеров, уровня владения языком, творческих способностей. Произошло деление на фотографов, художников, рекламных агентов, распределись задачи по группам.

На втором этапе проводилась работа по выполнению проекта. Перед детьми были поставлены следующие задачи:

  • извлекать нужную информацию из предложенных текстов и использовать полученные сведения в работе;
  • учиться обмениваться информацией с партнерами;
  • учиться писать рекламные объявления;
  • учиться переводить стихотворения с английского языка на русский;
  • учиться писать сочинения, используя слова и выражения из словаря, созданного путем коллективной учебной деятельности;
  • учиться составлять кроссворды.

Практическая деятельность учащихся заключалась в следующем:

  • посещение зоопарка с целью получения более полной информации о животных;
  • создание фотоколлекции животных зоопарка;
  • создание плана-карты зоопарка;
  • получение информации о животных из различных источников как на русском, так и английском языке;
  • создание словаря;
  • написание собственных рассказов о животных абаканского зоопарка на основе прочитанных текстов, предложенных учителем;
  • перевод стихотворения «My Dream» Gillian Brown;
  • подборе кроссвордов, стихов и песен о животных;
  • составление собственных кроссвордов.

Особо следует сказать о консультации для каждой группы учащихся. Хорошо известно, что лучшая импровизация, та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если я решаю использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, я все тщательно продумываю и прогнозирую несколько вариантов возможных ответов своих учащихся по предложенной ситуации. Не нужно забывать и об эвристическом моменте, когда учитель «подбрасывает» информацию, идущую в разрез с информацией, собранной детьми. Учащийся осознаёт проблемную ситуацию, когда создается противоречие между явлением и ранее сложившимся представлением о нем. Для преодоления этого противоречия прежнего опыта оказывается недостаточно. Есть устоявшееся мнение, что осознание проблемы является началом всякого процесса мышления. В проблеме отсутствуют данные, необходимые для ее решения. Прежде всего, надо найти соответствующую информацию, чтобы дополнить проблему, следует выявить недостающие факты и определить способы их поиска. Работая над проектом, учащиеся самостоятельно учатся добывать необходимую информацию, пользоваться справочной литературой. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом.

И, наконец, выход на проект. Это очень ответственный этап работы – праздник для ребят. Весь собранный материал им нужно представить ярко и эмоционально. Дети знают, что проект должен отвечать следующим требованиям:

  • актуальность выбранной темы и заявленной проблемы;
  • новизна, информативность;
  • практическая ценность для окружающих.

На разных этапах выполнения данного проекта участники работали в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах дети готовили фотографии, собирали информацию о животных, рисовали план-карту зоопарка, составляли кроссворды. В парах они читали тексты о животных на английском языке и коллективно составляли словарь. Над сочинением работали индивидуально.

Анализ собранного и изученного материала позволил сделать вывод, что зоопарки – это окно жизни, через которое люди улавливают впечатление о дикой природе, узнают о жизни разных животных и у них появляется желание научиться заботиться о них. Результаты проведенного опроса учащихся нашей школы показали, что 80% опрошенных – за охрану и разведение редких животных в зоопарках, за улучшение ухода за ними, за увеличение территории их содержания. Роль зоопарков в решении экологической проблемы велика.

Проектная работа дает возможность всем моим учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.

Литература

1. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. – 1998.