Классный час для среднего подросткового возраста "Я – лидер!"

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Цели:

  • способствовать развитию в учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе;
  • поощрять инициативу и самостоятельность;
  • создавать реальные ситуации для формирования характера,
  • создавать условия для самоорганизации и организации жизнедеятельности подростка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.

Задачи:

  • формирование у подростков понятия «лидер»;
  • развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;
  • формирование навыков и умения работать в команде;
  • обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности и гражданской активности.

Оборудование: бумага, маркеры, магниты, презентация (Приложение 1)

Деятельность классного руководителя:

  • тренинги, развивающие лидерские качества и умения,
  • участие в социальных проектах,
  • ролевые и деловые игры и тесты,
  • психологические и коммуникативные игры через Портфолио.

Оргмомент, цели занятия.

Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу.

Кулаки – это высокая степень агрессии. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.

«Давайте говорить друг другу комплименты!».

Один из французских писателей сказал: «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, какой же надо быть скотиной, чтобы этого слова не сказать!»

Игровой блок.

«10 хлопков». Вам необходимо всем вместе про себя досчитать до 10, а затем хлопнуть в ладоши.

«Путаница». Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.

* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

«Космос». Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажир и «заяц». Итак, кто быстрее?

«Гром, ураган, землетрясение». Игроки разбиваются на тройки. Двое встают лицом друг к другу, держась за руки, образуя Домик, третий участник находится между ними, он Житель. Когда ведущий произносит «гром» - жители должны поменять домики. Домики стоят на месте. При команде «ураган» - жители остаются на местах, а домики, не разрывая рук, бегут искать себе нового жителя. «Землетрясение» - все меняются, жители могут стать частью домика, домики разрывают руки и либо становятся жителями, либо ищут себе других партнеров.

(Те, кто начнет зазывать к себе жителей или достраивать домики – лидеры. Они же начинают управлять процессом построения при «землетрясении»).

Проектная деятельность «Большое приключение».

Помогая окружающим, мы помогаем и себе.

Работа в двух группах.

(Разделены по предварительному опросу «Какую работу ты бы охотнее выполнял в командном проекте?». (См. Приложение 1)

На начальное этапе все - «Новички», надо принять участие в «Проектном бюро», разработать и провести дело, получить звание «Организатор», «Лидер», «Профессионал» и др.

Содержание работы Приключений направлено на организацию системы деятельности по достижению успеха в творческих, культурных, спортивных, интеллектуальных и других видах и способах организации досуга.

Группа выбирает направление.

Направления приключения:

  • морское,
  • романтическое,
  • туристическое,
  • интеллектуальное,
  • историческое,
  • музыкальное,
  • оздоровительное,
  • творческое, и т.д.

Этапы подготовки и проведения Приключений.

Мы сегодня прорабатываем первые два этапа – планирование и защита проекта

1. Разработка Приключений.

  • выработка идеи Приключения (штурм, ассоциации),
  • составление плана работы,
  • определение необходимых ресурсов и источников,
  • подготовка к защите

2. Защита Приключений, рекламная компания.

  • поиск партнеров и проведение официальных переговоров,
  • подготовка рекламы своего дела,
  • презентация своего Приключения,

3. Организация и участие в приключениях.

  • получение необходимых ресурсов,
  • информирование о подготовке и ходе проведения дела,
  • определение Приключений, в которых класс будет принимать участие по результатам Заявочной компании,
  • формирование команд участников,
  • подготовка к проведению Приключений,
  • проведение плановых мероприятий подготовки дела,
  • проведение задуманного Приключения

4. «Большое Приключение», анализ достижений.

  • анализ подготовки и проведения каждого Приключения,
  • анализ коллективных и индивидуальных достижений,
  • составление отчёта об итогах реализации проекта и информирование общественности о результатах проекта.

5. Звучит музыка. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично, теперь двигайте и локтями, позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

Каждый из вас – дирижер своей души. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости!

Домашнее задание: заполнить индивидуальный лист «Я – лидер!» (Приложение 2), вложить в свое Портфолио.

Тестирование:

  • «Психологический тип в общении»
  • «Изучение коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников»
  • «Можете ли вы стать лидером?» (Приложение 2)

Опрос «Какую работу ты бы охотнее выполнял в командном проекте?»

варианты ответа:

  • сбор информации, интервьюирование
  • оформление проекта
  • презентация проекта, защита, доклад
  • руководство всем проектом.

Литература:

  1. Борисова А.В. - Обучение актива ученического школьного самоуправления.
  2. Как сделать отдых детей незабываемым праздником./авт-сост. А.П.Гузенко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Между нами лидерами/Семинар для лидеров молодежи города. Ханты-Мансийск, 2006.
  4. Молчанова З.М. и др. – Личностное портфолио старшеклассника. – М.: Глобус, 2007.
  5. Шаповалова Н.А. – Технологии управления для команды актива. Белгород, 2006.
  6. http://www.liderway.ru/