Проект "Город чудный, город древний"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем ребята осваивают в ходе проектной деятельности, которая дает возможность шире раскрыть способности и личностный потенциал ребенка, его инициативу и творчество.

Реализуя эту проблему, хотелось бы предложить свой опыт работы над проектом в начальной школе.

1) Обзор проблемы.

С мала ключика студена
Потекла река,
С невелика начиналась
Матушка Москва.

Свыше 860 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинкой выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стенами. Её назвали Москвой. Город рос, и кольцо крепостных стен пришлось расширить. Деревянные, дубовые стены при Дмитрии Донском заменили новыми – из белого камня. С тех давних пор из небольшой крепости вырос и расширился огромный город.

Много на своем веку довелось повидать Москве. Город много страдал от вражеских набегов, от междоусобиц, от пожаров, от засухи и голода. Но силен дух и характер Москвы, претерпела Гент и не сломали голод и пожары, и стоит по сей день великий г Москва живет и радуется своему процветанию. История Москвы интересна и захватывает своими сказаниями и легендами. На сегодняшний день Москва является крупнейшим в стране и одним из важнейших в мире политическим, промышленным, научным и культурным центром.

Москва - сердце России, центр притягивающий своей необыкновенной динамикой и ритмом, своим переплетением культуры, искусства, политики и науки. Москва восхищает и завораживает своими прекрасными пейзажами, видами, достопримечательностями.

Что  мы  знаем  о  Москве?  История   Москвы   хранит  в  себе  еще   немало  тайн и  загадок.  Москва – великий  город.  Незримую  силу  и   мощь  ее  можно  ощутить  в   историческом  центре  Москвы, где   каждый  храм,  каждый  камень   хранит  в  себе   печали  и   радости  былых  времен. 

В своём проекте мы решили поближе познакомиться с любимым городом.

2) Цели и задачи.

ГИПОТЕЗА: если мы выполним данный проект, то мы больше узнаем о столице нашей Родины и внесём свой вклад в популяризацию достопримечательностей этого прекрасного города.

ЦЕЛЬ: изучение достопримечательностей Москвы

ЗАДАЧИ:

  • ознакомление с историко-архитектурными памятниками Москвы
  • знакомство со старой школой, методами преподавания в ней
  • развитие умения выступать публично, проводить заочные экскурсии
  • воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству, городу

3) Методы исследования.

  • знакомство с библиографическими источниками
  • очные экскурсии
  • заочные экскурсии
  • беседа
  • лекции
  • доклады
  • творческая рефлексия
  • театрализация
  • погружение в атмосферу конкретного временного периода
  • составление эссе
  • коллективное творческое дело

 4) Результаты.

В ходе выполнения исследовательского проекта (Приложение 1) были выполнены следующие виды работы:

  • сбор информации (библиографической и поисковых систем Интернета)
  • посещение экскурсий (“Соборная площадь Кремля”, “Башни Кремля”, “Уроки в старой школе” в Политехническом музее, “Посвящение в москвичи”)
  • проведение заочных экскурсий (для учащихся младших классов)
  • коллективное изготовление макета Кремля
  • инсценирование отрывка исторической повести В.Яна “Никита и Микитка”
  • написание рефератов, эссе, докладов
  • проведение конкурсов рисунков о Москве (на асфальте и на бумаге)

На экскурсиях мы много узнали о сердце России - московском Кремле, о том, что он является географическим и историко-культурным центром, располагается на знаменитом Боровицком холме. Мы познакомились с бесценными сокровищами Кремля, прикоснулись к древним святыням, расширили знания о художественном наследии нашей страны. Являясь старинной частью города Москвы, Московский Кремль  на сегодняшний день стал местом, где располагаются высшие органы государственной власти России.  Московский Кремль представляет из себя главный историко-культурный  памятник нашей России. Историко-архитектурные памятники Московского Кремля включены в список особо ценных объектов культурного наследия России и в Реестр Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Выполняя макет Кремля, мы узнали, что на протяжении всей кремлёвской стены высится 20 башен различных высот, форм и стилей, каждая из которых имеет своё предназначение, свою историю.

Инсценируя историческую повесть В.Яна “Никита и Микитка”, мы узнали о Москве времен Ивана Грозного, о том, как учились боярские и крестьянские дети, о первопечатнике Иване Федорове.

Работая над проектом, мы поняли, что Москва - это не просто столичный город, в котором находится верховная власть нашего государства. Москва - это сердце и душа России. И если мы будем знать и уважать великое прошлое нашей столицы, любить её, то Москву, а, значит, и нашу Родину, ждёт великое будущее!

 5) Выводы.

“Я - москвич! Сколь  счастлив  тот, кто   может  произнести  это слово,   вкладывая  в  него  всего  себя. Я - москвич!” - писал Владимир  Алексеевич   Гиляровский, знаменитый  автор   бессмертной  книги  “Москва и москвичи”.

Времена  меняются,  Москва  живет,   процветает  и  развивается.  Здесь   динамика  и  ритм  жизни   заставляет  двигаться  вперед,   покорять  вершины. Здесь  события   меняются  с  большой  скоростью. 

В кипящей бездне жизни под покровом ореола мира и добра живет и процветает град.

“Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!” (А.С. Пушкин). Сколько песен и стихов написано об этом замечательном городе! Что мы знаем о Москве? Москва подарила человечеству множество выдающихся людей. Сколько легенд и сказаний рассказано, и сколько еще тайн хранит история Москвы. На территории города насчитывается свыше трех тысяч памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану, около двух тысяч выявленных построек культурного наследия и более пяти тысяч ценных объектов историко-градостроительной среды.

Мы только немного приоткрыли завесу тайн любимого города. Наша дальнейшая задача - продолжение изучения истории и архитектурных памятников любимого города.

6) Литература.

  1. Благой М.Т. Архитектурные памятники. - М., 1989 г.
  2. Готье Т. Путешествие в Россию. - М., 1990 г.
  3. МОСКВА. Энциклопедия. - М., 1980 г.
  4. Осетров Е. Моё открытие Москвы. - М., 1981 г.
  5. Шалинов К.П. Путешествие в Малороссию. - М., 1982 г.