Урок-презентация "Художественные открытия Серебряного века русской культуры"

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  • раскрыть основные направления художественной культуры (музыка, живопись, литература) Серебряного века; выделить особенности каждого направления;
  • заострить внимание учеников на поисках нового языка, новых образов и идеалов в искусстве и культуре;
  • повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • стенд “Поэзия Серебряного века”, портреты Скрябина, Рахманинова, Серова, Врубеля;
  • репродукции картин Серова “Девочка с персиками”, “Девушка, освещённая солнцем”;
  • Врубеля “Царевна-Лебедь”, “Демон сидящий”, “Автопортрет”;
  • запись музыки Рахманинова, Скрябина “Этюд № 12”, “Поэма экстаза”, “Прометей”,
  • С. Прокофьева, романса А. Савченко на стихи Б. Пастернака “Зимняя ночь”, “Монолога” на стихи М. Цветаевой, фрагмента аудиокассеты “А. Ахматова”;
  • записи на доске;
  • затемнение;
  • свечи, роза;
  • фрагменты видеофильмов “В. Маяковский”, “Марина Цветаева”.

Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.
Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого.

В. Брюсов

Искусство должно преображать жизнь.

А. Скрябин

Богов иных померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Н. Тихонов

1. Слово учителя. Когда столетие клонится к закату, люди невольно оглядываются на его восход, хотят уяснить себе, чем же всё-таки был век “неслыханных перемен, невиданных мятежей”.

Говорят, искусство - лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведёт историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, её настроение. Начало прошлого века - истинная загадка истории.

Некоторые специалисты считают, что искусство начала 20 века мы знаем не больше, чем музыку позапрошлого столетия. Оценки потомков никогда не совпадали с самооценками деятелей эпохи, а трагически прекрасный 20 век, наверно, будет переосмысливаться, пока живо человечество. Приходит пора символического осмысления его начала.

Звучит “Этюд № 12” А.Скрябина. Исполняется символический танец

Сегодня мы сделаем для себя новые открытия в области русской культуры. Это поможет нам при изучении большой и очень интересной темы “Поэзия Серебряного века”.

Звучит “Поэма экстаза” А. Скрябина.

Новая культура проявляется, прежде всего, в новом поэтическом слове. Двадцатые годы были высочайшей приливной волной русской поэзии, такого ”девятого вала” 20 век больше не знал. Ни с чем не сравнимо это время и по разнообразию творческих индивидуальностей, и по уровню художественных ценностей, созданных в ту пору.

Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Велимир Хлебников, Борис Пастернак,

Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры “Человеческим садом”.

Замечательно поистине, что в последние десятилетия возвращены временем незаслуженно забытые или замалчиваемые имена.

Сейчас кажется невероятным, что Демьян Бедный был известнее Сергея Есенина.

Поэзия начала 20 века - это множество литературных школ, групп, течений. В чём же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны. Ведь ...(слова эпиграфа В. Брюсова).

Звучит музыка А. Скрябина

Явлением в русской поэзии рубежа веков был символизм.

Это движение романтиков, воодушевляемых, философией идеализма, утверждающих, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства.

Дмитрий Мережковский (один из философов и теоретиков символизма) писал: “Без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы”. Символисты жаждали обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль, преображающую земное бытие.

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия.

Символизм выдвинул творцов-художников всеевропейского, мирового масштаба. Это были поэты и прозаики, и одновременно философы, мыслители, высокие эрудиты.

Бальмонт, Брюсов, Анненский, Сологуб, Белый и Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, краски. Они как бы прививают нам новое поэтическое зрение, приучают объёмнее, глубже, чувствительнее воспринимать и расценивать поэзию.

С символизмом, прежде всего, связано понятие “Серебряный век” русской поэзии. При этом наименовании как бы вспоминается ушедший в прошлое “Золотой век” литературы, время Пушкина. “Русским ренессансом “ называли ещё то время.

Акмеисты отпочковались от символистов. Акмеизм возник на отрицании мистических устремлений символистов, провозглашал возврат к материальному миру, высокую самоценность земного мира, его красок и форм. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе, звали “возлюбить землю”, возвратить слову изначальный простой смысл, освободив его от символических толкований.

“У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё,” - писал в манифесте акмеистов Сергей Городецкий.

Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мёртвое отжившее, не соответствующее современности, футуристы утверждали своё право на произвольное слово, слово-новшество, над которым не тяготеет его бытовое значение, и смысл которого связан только со звучанием.

Дыр бул щил
убещур
скум
р л зз
(Кручёных)

Такие опусы-зауми мы можем прочесть и у Хлебникова, и у Бурлюка, и у раннего Маяковского.

Существовало несколько групп футуристов, соперничавших друг с другом: эгофутуристы, кубофутуристы, “Центрифуга”, “Мезонин поэзии”.

Вот краткий обзор культуры Серебряного века. Это то, о чём нам с вами предстоит серьёзный и очень интересный разговор.

А теперь будем размышлять, всматриваться и вслушиваться.

2. Чтение учащимися стихов, которые им понравились, вызвали интерес, удивили.

Звучит романс Андрея Савченко на стихи Бориса Пастернака “ Зимняя ночь”. Гаснет свет. Звучит музыка А. Скрябина (“Этюд № 12”). Под светомузыкальное сопровождение исполняется танец.

3.Художественные открытия Серебряного века.

В представлении символистов первейшим искусством была музыка. Она, по словам символистов, идеально выражает символ, “брызжет из него”.

В музыке тоже идёт поиск нового героя, новых форм самовыражения, нового неизведанного.

На музыкальном небосклоне загораются две звезды - Сергей Рахманинов и Александр Скрябин.

Звучит музыка С. Рахманинова.

Новые идеи, направления появляются и в изобразительном искусстве. Возникают художественные объединения “Мир искусства”, позже - “Союз русских художников”

(Коровин, Васнецов - москвичи; Бенуа, Грабарь, Сомов - петербуржцы; ещё - Врубель, Нестеров, Серов, Кустодиев и др.).

Сообщение учащихся о Михаиле Врубеле и его картинах.

Михаил Врубель – художник, порвавший с академизмом. Слышали ли вы выражение “врубелевские глаза”?

Перед вами не живая женщина из плоти и крови, а фантастическое существо, рождённое морской стихией, сотканное из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. Но только глаза живы в этом лице, в них безмерная грусть по земной любви.

“Царевна-лебедь” - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству.

Главной особенностью творческого метода Врубеля является стремление слить в нерасторжимом единстве реальное и фантастическое.

Для его живописи характерна напряжённость света, не столько передающего реальные свойства предметов, сколько воплощающего чувства самого художника.

Перед вами репродукция “Демон сидящий” - юный титан изображён в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах – человеческая скорбь.

А это – “Автопортрет”. Он – самый откровенный и внутренне обнажённый, это своего рода исповедь художника.

Врубель – элегантный, с гордой посадкой головы, острым, привлекательным взглядом “многовидящих глаз”.

Кротость, растерянность, смирение, немой вопрос, глубокая грусть. Художник словно прощается с миром, который ему очень близок.

Звучит музыка С. Рахманинова.

Перед вами портрет Валентина Серова - последнего классика дореволюционного искусства. Будучи новатором, он ощущал глубокую внутреннюю связь с реалистами прошлого.

Сообщение учащихся о художнике Серове и его полотнах.

Звучит музыка Рахманинова. Звук приглушается.

Сообщения учащихся о Рахманинове и его музыке.

Одинокая фигура музыкального гения конца 19 - начала 20 века. Сергей Рахманинов, один из немногих, остался верен классическим, реалистическим тенденциям.

Но художник не может быть вне времени, времени великих бурь и потрясений. Поэтому в его музыке мы чувствуем неудовлетворённость, смятение, душевный порыв.

Давайте вслушаемся в звуки рахманиновской музыки. Это - исповедь бесконечно одинокой души, ищущей понимания, мечущейся в жизненном хаосе и возвышающейся над ним, одиноко взирающей на бренность жизни. Иногда вдруг блеснёт луч радости, удовлетворения, но это лишь мираж...

Рахманинов выразил это потрясающе точно: на фоне накатывающихся басов парит одинокая мелодия. Она очень русская, бесконечно широкая и певучая, и от этого она ещё более щемящая, сливающаяся с образом Руси, Родины. Рахманинов её ещё не потерял, но это - предчувствие надвигающейся потери, от этого безысходность и бесконечная грусть.

Как видите, во всех видах искусства идёт мучительный поиск нового героя. Многие художники, не находя своих идеалов в существующей действительности, начнут создавать свой мир - мир мечты. Кого любить? Во что верить? - главные вопросы эпохи. Культ Прекрасной Дамы.

Звучит музыка Рахманинова. Гаснет свет. Зажигаются свечи на столике с портретом А. Блока.

Голос из темноты:

“Современная поэзия вообще ушла в мистику, и одним из наиболее ярких мистических созвездий выкатилась на синие глубины неба поэзии - ”Вечная женственность”. Вот этот новый поэтический образ - символ!” Александр Блок.

Стихотворение А. Блока “Вхожу я в тёмные храмы”.

Появляется Прекрасная Дама с розой в руке, медленно проходит мимо стола, останавливается у окна.

Стихотворение А. Блока “О доблестях, о подвиге, о славе...”

Дама подходит к столику, кладёт розу к портрету Блока.

Звучит романс на стихи И. Анненского “Среди миров” в сопровождении гитары.

Загорается свет.

Мы убеждаемся, что в произведениях определённой эпохи явления, наблюдающиеся в одном виде искусства, также свойственны и другим видам. Символизм проникает в музыку.

Звучит “Поэма экстаза” А. Скрябина.

Вокруг имени Скрябина велись горячие споры. Слишком необычайна, слишком сложна была эта противоречивая натура.

Сообщение учащегося о Скрябине.

Музыка Скрябина была нова и непривычна. Пианист Дроздов говорил: “... новая, неведомая стихия властно охватила наше сознание. Словно мятежный вихрь сорвался со струн рояля и увлёк нас в свой стремительный полёт. Слышались вопли и шум борьбы. Чувствовался порыв пленённого героя. Рвущего оковы, гибнущего в последнеё схватке, но не сдающегося.”

“Поэма огня” или “Прометей” - это симфония написана в 1910 году. В партитуру “Прометея” впервые в истории музыки введена световая строка, предназначенная для придуманной Скрябиным световой клавиатуры.

А. Блок вспоминал в своём дневнике: “ Изобретение Скрябина: световой инструмент - рояль с немыми клавишами, проволоки от которых идут к аппарату, освещающему весь погруженный во мрак зал в цвета, соответствующие окраске “нот”.

“Как вам, например, кажется... У вас есть чувство созерцания звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами? - это спрашивает композитор у юного Бориса Пастернака.

Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски и эксперименты захватили всё существо юного Пастернака, серьёзно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором. Для него великий импровизатор и мечтатель становится настоящим кумиром. Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте: бесчисленные музыкальные импровизации, сочинительство, опыты...

В последние годы жизни Скрябин мечтал о грандиозном синтетическом “действе” - “Мистерии”, где бы объединились музыка, слово, танец, краски, даже ароматы.

На фоне светомузыкального оформления звучит “Прометей” Скрябина.

  • Сообщение о “Поэме огня” (“Прометее”) Скрябина.
  • Сообщение о Борисе Пастернаке (о влиянии музыки Скрябина на юного поэта).
  • Стихотворение Б. Пастернака “Импровизация”.
  • Сообщение о последних годах жизни Скрябина.
  • Стихотворение В. Брюсова “На смерть Скрябина”.

Погружаясь всё глубже в эпоху, мы больше и больше убеждаемся во внутренних связях произведений различных видов искусства, и даже не столько в тематическом единстве, сколько в эмоциональном родстве.

Ещё одно открытие Серебряного века - женская поэзия. Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева.

Звучат записи “Монолога” на стихи М. Цветаевой, фрагмент аудиокассеты “Анна Ахматова, демонстрируется фрагмент видеокассеты “Марина Цветаева”.

Сколько художественных открытий за такой короткий период! Подумать только... политика становится поэзией. Владимир Маяковский первый заговорил о политике языком поэзии. Он также первый осмелился ввести грубую речь с улицы в поэзию. И она становится музыкой.

Демонстрируется фрагмент видеофильма “Владимир Маяковский”.

А какие открытия в области стиха! Вслушайтесь в музыку стиха В. Маяковского.

На фоне музыки С. Прокофьева - стихотворение “Послушайте!”

4. Заключение. Как мы с вами видим сегодня, культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Это удивительный пласт в истории русской и мировой художественной культуры. Искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне. И мы, сегодняшние, родившиеся в 20, живущие в 21, открываем его для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого - счастья открытия и познания поэзии, музыки, живописи Серебряного века.

5. Рефлексия:

1. Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…

2. Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а) для себя…

3. Я думаю, что культура Серебряного века - …