Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся и адаптации в социуме школы детей "группы риска"

Разделы: Социальная педагогика


Не существует панацеи от наркотиков, так как наркомания, как и всякая зависимость, имеет множество причин. Но к профилактике наркотической зависимости совершенно определенно относится право на естественное развитие в детские годы. Потребляя наркотики, ребенок по-своему пытается пережить задним числом то, что не пережил в детстве: доверие к жизни, ко времени, к окружающим людям, пережить тепло отношений и радость жизни. По сути, он уходит от проблем в основном социально-психологического характера.

Многочисленные беседы с учащимися, наблюдения за участием детей в различных мероприятиях, направленных на профилактику употребления ПАВ, анкетирования, а также беседы с родителями, специалистами по работе с молодёжью, которые я проводила, как социальный педагог и общественный инспектор по охране прав детства, учитель и классный руководитель, натолкнули на мысль, что подростки расценивают проводимые нами, взрослыми, мероприятия, как очередную попытку навязать им своё мнение, «прочитать им мораль».

Поэтому субъектами профилактической работы, рассматриваемой программы, являются школьники- волонтеры. Основными чертами настоящих и будущих волонтеров Школьного Творческого Агентства Борьбы с вредными привычками (ШТАБА ВП) являются социальная активность, ориентация на гуманистические отношения между людьми.

Цели:

  1. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
  2. Развитие ученического добровольческого движения по профилактике употребления ПАВ.
  3. Адаптация детей социального риска в социуме

Задачи подготовительного этапа:

  1. Привлечение социально - активной молодежи к работе ШТАБа ВП, через рекламу.
  2. Отбор среди желающих тех, кто по своим психологическим и личностным характеристикам подходят для работы в ШТАБе ВП
  3. Подбор преподавательских кадров для обучения волонтеров.
  4. Обучение волонтеров.

Задачи практического этапа:

  1. Совершенствование работы ШТАБа ВП
  2. Расширение методов и приемов профилактической работы:
    организация выездных экскурсий;
    использование игровых элементов;
    обновление экспонатов музея;
    разработка тренинговых занятий в рамках Музея вредных привычек;
    выступления агитбригады в рамках заявленных декад (месячников) борьбы с
    вредными привычками.
    организация экскурсий для родителей, населения
  3. Создание условий, позволяющих молодым людям вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ.
  4. Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.

Задачи аналитического этапа:

  1. Анализ работы волонтерских групп: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.
  2. Создание методической базы учебного заведения по профилактике употребления ПАВ.
  3. Выпуск методических рекомендаций.

Описание программы:

ШТАБ ВП состоит из 4 отделов: социологический отдел, Музей вредных привычек, агитбригада, отдел рекламы и связи с общественностью.

Соответственно целям и задачам проекта работа в Штабе ВП включает в себя следующие компоненты:

  • Социологический отдел
  1. Подготовка и проведение социологических опросов среди учащихся, педагогов, родителей по темам профилактики
  2. Сбор статистических данных из средств массовой информации, Интернета
  3. Обобщение и анализ полученных данных
  4. Изучение способов и методов сбора и обработки информации
  • Музей вредных привычек
  1. Информационный - включает в себя доступную соответственно возрасту информацию о видах ПАВ, об их действиях и последствиях употребления, причинах и формах заболеваний, связь с ними
  2. Игровой - включает в себя деловые и ролевые игры, направленные на самопознание; выработку личностных ориентаций и установок на ЗОЖ; более эффективного осознания предложенной информации в музее.
  3. Социально - психологический - позволяет осознать собственные ресурсы, которыми располагает подросток, научиться ими пользоваться и развивать их. К таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной социальной ситуации, сформированность системы ценностей и позитивной Я-концепции, способность самостоятельно контролировать свой выбор, целый ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетентности.

Музей не требует стационарного помещения, является передвижным. Он может быть развернут в школьном классе, в актовом зале, на открытой площадке в летнем лагере и т.п.

Содержание каждого зала универсально в том смысле, что может быть предложено и младшим школьникам, и подросткам, и старшеклассникам. На материале одной и той же экспозиции проводятся экскурсии для детей разных возрастов и уровня развития. Стенды, экспонаты при этом трансформируются (например, происходит замена фотографий, текстов, упрощаются статистические данные и т.п.), а содержание экскурсий адаптируется под критерий доступности.

  • Агитбригада

Главная задачи отдела:

  1. Привлечение к проблемам учащихся,
  2. Создание условий для воспитания у детей гражданской активности.
  3. Создание условий для развития у детей стремления к здоровому образу жизни.
  • Отдел рекламы и связи с общественности

Позволяет подросткам, имеющих лидерские наклонности реализовать их в конкретном деле. Задачей этого отдела является формирование общественного мнения, направленного на поддержание молодёжных инициатив по профилактике вредных привычек, а также связь со средствами массовой информации, спонсорами, значимыми общественными деятелями.

Цели программы будут достигаться последовательным разрешением определенных выше задач:

1. Популяризация идеи добровольчества и инициирование добровольческого движения среди целевой группы; определение мотивации добровольца, его интереса к той работе, которую он стремится осуществить.

1.1. Проведение рекламных акций с целью подбора кандидатов для участия в волонтерской работе предполагает:

  • выпуск стенгазет, оформление тематических стендов, плакатов;
  • распространение листовок в школе и за её пределами о работе Музея вредных привычек;
  • размещение в городских газетах статей о деятельности Музея и об обучении экскурсоводов и т.д.

1.2. Отбор желающих участвовать в волонтерской деятельности по первичной профилактике:

  • проведение анкетирования для подбора волонтеров, подходящих по личностным, психологическим характеристикам;
  • проведение конкурсов на лучшего экскурсовода, оформителя.

1.3. Обучение волонтеров:

  • проведение занятий, профилактических тренингов, встреч, бесед с социальным педагогом, психологами, методистами ЦЕНТРА - СПИД
  • знакомство волонтеров с новыми формами и методами работы по первичной профилактике ПАВ (на базе Музея вредных привычек);
  • ведение групповых занятий со сверстниками;

2. Совершенствование работы Музея вредных привычек:

  • наполнением новым содержанием залов и открытие новых экспозиций Музея вредных привычек (СПИД, сквернословие);
  • освоение новых форм и методов профилактической работы с детьми и подростками;
  • создание картотеки авторских приемов экскурсоводов;
  • создание видеотеки профилактической направленности.
  • организация семинаров для педагогов школ на базе Музея вредных привычек;

2.1. Методическая работа:

  • использование материалов Музея для написания рефератов

2..2. Создание добровольческого ученического объединения на базе работы в ШТАБе ВП

2..3. Установление эффективного взаимодействия ШТАБа ВП с социально-значимыми взрослыми (родителями, педагогами, депутатами, спонсорами, лидерами общественных организаций):

  • организация познавательно-профилактических игр («узелок на память», «Брейн-ринг» и «Турнир эрудитов»);
  • проведение конкурсов на лучший рисунок, плакат «Мы - против!»
  • разработка и воплощение в жизнь социально-значимых молодёжных проектов;
  • поддержка участниками проекта ЗОЖ

3. Обобщение, распространение опыта употребления ПАВ:

  • публикации в периодической печати;
  • создание методической базы МОУ СОШ по профилактике употребления ПАВ.

Рабочий план реализации проекта

Мероприятие Сроки Результат
1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7

Подготовительный этап.

Привлечение волонтеров

Разработка программы

Обучение волонтеров

Проведение социологических опросов

Организация Агитбригады ШТАБа ВП

Организация работы Музея ВП

Привлечение спонсоров, завязывание связей с различными организациями

1 ноября 2006 по 28 февраля 2007
  • Будет сформирована группа волонтеров;

  • Начнёт работать Музей вредных привычек;

  • Сотрудники ШТАБА ВП получат первый опыт проведения экскурсий, рекламных компаний, социологических опросов, налаживания общественных связей

  • 2.

    2.1.

    2.2.

    Практический этап.

    Совершенствование работы ШТАБа ВП

    Проведение мероприятий не только для учащихся нашей школы, но и для заявленных целевых категорий

    28 февраля 2007 по 1 февраля 2008

  • Пополнение методической базы Музея вредных привычек.
  • Работа по первичной профилактике в МОУ, среди целевых категорий.
  • Участие в конкурсе социальных проектов в городе и крае
  • 3.

    3.1.

    3.2.

    Аналитический этап.

    Анализ работы волонтерских групп

    Выпуск методической литературы

    1 февраля 2008 по 1 ноября 2008 Будет выявлена эффективность работы ШТАБа ВП, как формы первичной профилактики ПАВ (через анкетирование, школьников, родителей, педагогов, представителей различных организаций) и адаптации детей из группы социального риска в социуме (через анализ движения учащихся в списке внутришкольного учёта, учёта ОДН, КДН)

    Ожидаемые результаты:

    1. Развитие личностных ресурсов, социальной компетентности молодых людей.
    2. Возникновение нового добровольческого объединения молодежи, направленного на профилактику зависимого поведения;
    3. Сбор и систематизация опыта профилактической и адаптационной работы с учащимися.
    4. Подведение итогов работы школьников в виде докладов, рефератов, презентаций, участия в конкурсе социальных проектов.
    5. Привлечение широких слоёв молодежи и взрослых к работе по профилактике ПАВ и адаптации детей в школе.

    Оценка результатов

    Критерии эффективности реализации проекта:

    1. Популярность деятельности волонтерских групп по первичной профилактике в учебных заведениях.
    2. Увеличение числа волонтеров, желающих заниматься профилактической работой.
    3. Популярность ШТАБа среди учащихся и педагогов учебных заведений;
    4. Данные исследовательской работы волонтеров (анкетирование, отзывы, наблюдения и т.д.)

    Механизм оценки результатов:

    На входе и выходе работы с волонтерами, с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений (примерная анкета прилагается).

    Дальнейшее развитие проекта:

    1. Создание на базе совета Музея волонтерской службы или объединения по первичной профилактике зависимого поведения;
    2. Создание филиалов Музея вредных привычек в учебных заведениях.