"Пенится березами мой край" (образ березы в живописи, поэзии и музыке). Открытый урок по литературе в 11-м классе

Разделы: Литература


Цели:

1) раскрыть значение образа березы в поэзии, живописи и музыке;

2) воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе;

3) познакомить со стихами нижнекамских поэтов, посвященных  березе.

Оборудование: репродукции картин И.Грабаря “Февральская лазурь”, “Березовая роща”; Левитана “Березовая роща”, А.И. Куинджи “Березовая роща”, В. Сидорова “березовый ветер”, Мухина “Первый снег”, Якупова “Утро”, Родионова “На привале. Солдатская весна”; картины выпускников нашей школы, фотографии художников, фотовыставка “Камскополянские березы”, аудиокассеты, пластинка “Песни и романсы на стихи С. Есенина”, Л. Зыкина “Растет в Волгограде березка”.

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Олег Шестинский

Ход урока.

Учитель.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
А. Прокофьев.

Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы.

Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

Ребята, не только Грабарь обращался к образу прекрасной березы, перед вами выставка работ художников, где героиней является это прекрасное дерево.

  • Каким настроением дышат эти репродукции художников?
  • Что вы можете сказать о картинах художников?

Рассказ ученика о картине И. Грабаря “Февральская лазурь”.

Писал свою “Февральскую лазурь” И. Грабарь зимой – весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. “Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – “плакучую” ее разновидность. И действительно, в “Февральской лазури” береза – единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.

На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой “Февральской лазурью”.

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал “Февральскую лазурь” с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая… утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления”.

В “Февральской лазури” И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. Зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

Наибольшую популярность до наших дней сохранила картина Куинджи “Березовая роща” (1879 г.), проникнутая здоровым и жизнерадостным оптимизмом. Художник запечатлел ликующую, омытую дождем природу, находящуюся в своей лучшей, роскошнейшей летней поре. Оригинальна композиция картины, изумительна гармония ее чистых красок.

Учитель. Ребята, перед вами репродукции картин художников Татарстана: Якупова Х.А. “Утро” и Родионова А.М. “На привале. Солдатская весна”.

  • Каким чувством овеяны эти картины?

(Ответы детей.)

Перед вами картины выпускников нашей школы, которые тоже обратились к образу березы.

  • Какую березу вы видите в этих картинах?

(Ответы детей.)

Слово предоставляется Елене Хакимовой, которая вышила картину “Березы”. Она рассказывает о своей работе, и почему выбрала именно березы.

Учитель. Береза. Что же это за дерево?

“Береза – дерево с белой корой, твердой древесиной и сердцевидными листьями”, - бесстрастно сообщает Толковый словарь русского языка.

Наверное, толковому словарю положено быть бесстрастным.

Но что касается русского языка, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сопрягалось с такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

Едва ли кто оспорит ставшую теперь общепризнанной мысль, что истинная поэзия есть душа народа, сгусток его любви и ненависти. В этом смысле весьма примечательно, что творчество почти каждого из русских поэтов, уже оставившего след в истории литературы или штурмующего русский Парнас сегодня не обошлось без образа белоствольной красавицы.

Каждый знает, что в самородных, плещущих через край стихах Сергея Есенина береза не просто желанная гостья, а подчас и хозяйка. Сквозь сети его чарующих строк видится нам заветная “страна березового ситца” и бесшабашный русокудрый парень, обнявший березку, “как жену чужую”.

Учащиеся читают и анализируют стихи С. Есенина.

Учитель. На стихи С. Есенина написано много песен и романсов. Звучат песни: “Белая береза”, “Отговорила роща золотая”.

- Каким настроением проникнуты эти песни?

Учитель. Давайте отправимся в путешествие по березовой роще русской поэзии и посмотрим, какую роль играет образ березы.

Чтение стихов о березе поэтов: А. Твардовского, К. Симонова, А. Прокофьева, В. Рождественского; нижнекамских поэтов: А. Ахметовой, Л. Воздвиженского, А.Буркова и др.

Учитель. В стихотворениях Е. Евтушенко нет-нет да и промелькнет емкий образ российского дива – березы. Особой силы он достигает в стихотворении о русских талантах:

Таланты русские,
Откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
Не зная еще этому цены,
Пьют сок
Земли российской пацаны…

Звучит песня “Березовый сок”.

  • Какую же роль играет береза в поэзии и музыке?

(Ответы детей.)

Учитель. Даже беглое путешествие по березовой роще русской поэзии может убедить любого скептика. Все-таки дерево это особенное. Есть в нем некое песенное начало, заставляющее русское сердце биться сильнее, а сердце русского поэта резонировать этому песенному настрою новой поэтической строкой.

Да и связано это отношение к певучему дереву не с пустяками в жизни человеческой, а с поворотными этапами в ее судьбе, будь то любовь – светлейшая полоса жизни – или сама смерть – всегда горькая, неожиданная, нередко героическая – во имя жизни.

Разве не об этом шепчут плакучие березы над братскими могилами в Трептов-парке, разве не об этом на высоком драматическом накале поет Л. Зыкина одну из лучших своих песен: “Растет в Волгограде березка!”

Рассказ о предыстории этой песни и прослушивание в грамзаписи.

  • Чем же является для русского человека березка?

(Дети говорят о том, что береза - это символ России, любимое дерево с древних времен, для православных людей это главное дерево жизни. Приводят свои примеры.)

Учитель. Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и понравилось в России. Он ответил: “Березы”.

На самом деле невозможно представить Россию без березы.
Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были березы в ногах.
Поэтому, знать, березы весною
человеческой жизнью живут:
то смеются зеленой листвою,
то сережками слезы прольют.
Олег Шестинский

Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую родину.

Звучит песня “Береза” в исполнении С. Безрукова.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру “Береза в моей жизни”.