Как воспитывать культуру поведения в младшем школьном возрасте

Разделы: Работа с родителями


Если в семье родился ребенок, то атмосфера должна быть доброжелательная, наполнена любовью, светом, лаской, заботой и счастьем. Вся обстановка в доме должна говорить о том, что в мир пришел новый человечек, которого с нетерпением ждали. Все это приводит к правильному пониманию любви, веры, милосердия, эстетики, добра и зла. С рождением малыша, родителям стоит задуматься о своем поведении. Беря пример со своих родителей, у ребенка должно формироваться правильное понимание этики, долга и ответственности.

Первичным коллективом, в который попадает ребенок после появления на свет, является семья. Именно она влияет на взгляды ребенка, прививает любовь к ближнему, учит взаимопониманию.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становления детской личности. В семье человек узнает, “ что такое хорошо и что такое плохо”. В семье ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В первый день сентября особое внимание всех невольно привлекают первоклассники. В новеньких отутюженных формах, в белоснежных фартуках, с блестящими портфелями и букетами цветов, смущенные, притихшие, счастливые, идут они с отцами, матерями, бабушками и дедушками в первый раз в школу. У порога первоклассников встречает их первая учительница. Она ласково поглядывает на своих новых учеников. В этот праздничный день все они производят впечатление очень вежливых, аккуратных, дисциплинированных детей.

Но проходят торжественность и необычайность первых дней, и учительница, приглядываясь к своим питомцам, начинает замечать, что у Пети уже появилось не одно чернильное и масляное пятно на форме; у Зины учебники и тетради потеряли вид; Костя приходит в класс с грязными ушами и ногтями; Дима грубо разговаривает с девочками, бьет их, в перемену бегает по коридору, толкает всех; Ира любит похвастаться, в перемену часто ест на виду у всех яблоки, конфеты, никого не угощает, а бумажки разбрасывает, где попало; Саша всегда с неимоверным шумом открывает крышку парты и закрывает за собой дверь...

Дурные привычки, как сорняки, появляются и разрастаются очень быстро, если не вести борьбу с ними. Упустили родители этих учеников время для воспитания первых элементарных навыков привычек культурного поведения, а поэтому сами проторили дорожку плохим привычкам.

Искоренять ошибки, допущенные в воспитании, всегда гораздо сложнее, чем сразу воспитывать так, как нужно.

Воспитывать культуру поведения у детей в семье необходимо начинать уже в дошкольном возрасте с формирования целого ряда санитарно-гигиенических навыков, а также навыков, в которых выражается вежливое и предупредительное отношение к старшим товарищам.

Время, когда целесообразнее прививать ребенку какой-либо элементарный навык культурного поведения, пожалуй, лучше всего подсказывает начало той или иной деятельности ребенка,

В 3-4 года дети обычно начинают уже сами раздеваться и одеваться. Значит, в это время и пора приучать ребенка аккуратно складывать свою одежду, обувь.

– Если хочешь, чтобы твое платье и ботинки долго были новыми, то складывай их всегда так, как я тебя сейчас научу,– говорит мать четырехлетней Ляле. – И в комнате у нас будет красиво, если вещи лежат в порядке.

Конечно, Ляле хочется, чтобы ее платье и ботинки долго “не состарились”. Кроме того, вначале ей кажется очень увлекательным и самый процесс укладывания белья на стуле. И если некоторое время Лялина мама будет ежедневно наблюдать за тем, как ее дочка справляется со своей новой обязанностью, несколько раз поможет ей зашнуровать ботинки, завязать бантик, то вскоре девочка научится самостоятельно быстро, аккуратно одеваться, раздеваться и складывать, как полагается, свою одежду.

Это значит, что у Ляли выработались начальные связанные самообслуживанием навыки, то есть автоматические формы действия, которые дают возможность человеку, не затрачивая много времени на те или иные правила культурного поведения, выполнять их хорошо.

Именно такие навыки и появились у Ляли через три недели постоянного контроля со стороны мамы. Теперь оставалось помочь Ляле превратить эти навыки в привычку, то есть в устойчивую потребность обязательно каждый день выполнять самой, без всякого напоминания старших, свою новую обязанность.

С этой целью в семье Ляли все взрослые договорились, что больше никто из них не будет делать за девочку то, что она умеет делать сама. Поэтому прочная привычка быстро, тщательно и аккуратно одеваться и раздеваться у Ляли образовалась своевременно.

Таким же путем, сочетая убеждение с упражнением, дошкольников приучают мыть шею, уши, руки, чистить зубы, когда они начинают сами умываться утром, вечером, перед едой.

- С человеком, у которого грязь в ушах, желтые зубы, серая шея, черные ногти, неприятно разговаривать, – говорят родители малышам. – Кроме того, люди, которые не следят за чистотой своего тела, рук, чаще болеют, потому что в грязи прекрасно чувствуют себя микробы, заражающие человека многими опасными болезнями.

Пока что такие объяснения звучат вполне убедительно для малышей, и они стараются запомнить все наставления папы и мамы по поводу утреннего и вечернего туалета. Правда, некоторое время они нуждаются в том, чтобы отец или мать каждое утро проверяли, блестят ли уши, не мокрые ли рукава, насухо ли вытерто лицо... Но это недолго!

А бывает и так. Малыш уже научился приводить себя утром в порядок без всякой помощи взрослых. Но вот приезжает в гости бабушка. Она соскучилась по внуку. Ей очень хочется сделать ему приятное: ведь скоро опять разлука!

– Недолго мне баловать-то тебя можно, любимый внучек, – говорит бабушка, умывая и одевая мальчика.

И что же?

Погостила бабушка, уехала, а привычку самостоятельно умываться по утрам у мальчика пришлось формировать заново. Ведь эта привычка еще не была прочной и поэтому быстро растаяла под горячими лучами бабушкиной любви.

В дошкольном возрасте дети легко усваивают и первые навыки вежливого, предупредительного отношения к окружающим, если, конечно, родители обращают на это серьезное внимание, показывают детям пример такого поведения, объясняют его значение. В возрасте пяти-шести лет детям нетрудно приучиться здороваться и прощаться при встрече, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то отдыхает, тихо закрывать за собой дверь и т. п.

Поступая в школу, ребенок начинает новую жизнь, которая связана с формированием более сложных навыков и привычек.

Припомним некоторые из них: привычка своевременно приходить в школу, держать в порядке рабочее место, книги, тетради, выполнять правила сидения за партой, входа в класс и выхода из него; привычка обращаться ко всем учителям по имени, отчеству, выполнять требования дежурного, привычка соблюдать режим дня.

Эти навыки и привычки вырабатываются у школьников с первых дней пребывания в школе, однако они успешно закрепляются только тогда, когда родители и дома помогают детям следовать новым правилам поведения. Бывает и так.

– Оленька, пора вставать,– ласково уговаривает мать свою дочку-первоклассницу.

Четыре раза ей пришлось подойти к дочке, прежде чем та поднялась. Оля пролежала в постели лишних 15 минут. Теперь маме приходится помогать ей одеваться, умываться. Она подает ей белье, обувь, застегивает фартук, заплетает косы. Пока Оля ест, мама складывает в портфель учебники, тетради, карандаши, ручку, рукоделие.

Наконец Оля ушла в школу!

Конечно, она не опоздала, принесла на уроки все, что нужно, явилась в школу опрятной. Быть может, в этот день учительница даже поставит Олю в пример другим детям...

Но, пожалуй, для Оли было бы гораздо полезнее в это утро опоздать в школу, пережить строгое осуждение учителя и товарищей, осознать, что она сама должна заботиться о выполнении своих обязанностей. Ведь не чрезмерная опека взрослых, а их вдумчивое руководство поведением детей помогает школьникам младшего возраста укреплять хорошие привычки.

Много внимания в семье необходимо уделять тому, чтобы младшие школьники обогащали запас навыков и привычек, связанных с вежливым, уважительным отношением к старшим. Однако чтобы уважительное, отзывчивое отношение к старшим стало потребностью, привычкой у ребенка, он должен в нем постоянно упражняться и видеть вокруг себя образцы такого поведения.

Уже в младшем школьном возрасте дети должны приучиться соблюдать и целый ряд правил поведения на улице, в общественных местах: не выходить на улицу в неряшливом виде; соблюдать правила уличного движения; не толкать прохожих, вежливо пропускать вперед старших, детей, женщин; в трамвае, автобусе, на пароходе уступать место старшим; в общественных местах не сорить, не бегать, не шуметь, терпеливо придерживаться очереди в гардеробе, в магазине и т. д.

В школе учителя в самых разнообразных формах разъясняют ученикам значение этих правил в жизни человека. Но этого недостаточно, чтобы у школьников возникли и укрепились необходимые привычки правильного поведения на улице и в общественных местах. Руководить практикой усвоения этих правил в семье, пожалуй, проще, чем в школе. С отцом, матерью, бабушкой, старшим братом школьник чаще бывает на улице, во дворе, в метро, троллейбусе, кино, театре, магазине, чем с учителем.

Надзор взрослых за ребенком нужен до тех пор, пока хорошее поведение не станет для него привычным.

Вера Алексеевна, мать третьеклассника Гриши, увидела из окна, что ее сын и два его товарища усердно рисуют что-то на стене соседнего дома. Она вышла на балкон и сказала строго: Гриша, сейчас же поднимись домой за водой и тряпкой!

Смывая свое “художество” со стены, Гриша практически усвоил, что делать этого нельзя.

Педагогический прием, который дает возможность убедить школьника на собственном опыте, что его нехорошее поведение доставляет много огорчений и хлопот окружающим, как правило, является очень эффективным в воспитательной работе.

Посещая с детьми театр или кино, отец и мать также могут наглядно показать школьникам значение самых разнообразных правил поведения в общественных местах.

Лиза пришла с мамой в театр. Вот уже погасли огни, в зале все стихло, раздались первые звуки увертюры. И вдруг... какая-то женщина подходит к их ряду, отыскивая свое место. Им приходится встать, чтобы пропустить опоздавшую. Скрипят стулья, раздается недовольный шепот окружающих... В антракте Лиза обратила внимание на то, что опоздавшая женщина чувствовала себя неловко.

– Это потому, что своим опозданием она проявила неуважение к людям,– сказала мама.

Вот опера кончилась. Артисты раскланиваются, прощаясь со зрителями, а некоторые из присутствующих уже ринулись к дверям. Соскочила со стула и Лиза. Но Елена Григорьевна взяла ее за руку и усадила на место.

– Не будем показывать артистам свое неуважение, а поблагодарим их аплодисментами за то, что они доставили нам такое большое удовольствие,– сказала она. Когда в дверях стало свободнее, Елена Григорьевна с Лизой, не спеша, пошли одеваться.

Так после каждого посещения с мамой театра, кино Лиза не только получает большое удовольствие от спектакля, фильма, но и приучается соблюдать правила поведения в общественных местах.

Постепенно с помощью взрослых дети к 10 12 годам усваивают основные правила культурного поведения.

Используемая литература:

  1. “Это Вам, родители”, А.О. Пинт Издательство ” Знание”, Москва 1967 г.