Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Я работаю педагогом - психологом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Детский сад “Мастерок” города Абакана, Республики Хакасия и хотела бы поделиться опытом своей работы (Приложение 1).

Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

  • Во-первых, дети с гиперактивностью плохо усваивают школьную программу;
  • Во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица СДВГ;
  • В-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы;
  • В-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5 - 6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;
  • В-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2 - 3 человека - дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена ещё и тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Длительное проявление невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребёнка в школу, когда налицо школьная дезадаптпция и неуспеваемость.

Изучение детей с гиперактивностью и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого - педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Каковы же психологические особенности детей с симптомами гиперактивности?

В последнее время родители, воспитатели и родители всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда - нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто скакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, “отрицательного внимания”; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый “дефицит внимания”. Учащимся гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнить и выполнить инструкции учителя, не отвлекаясь на внешние раздражители.

“Гиперактивность проявляется у детей несвойственными, для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью”

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1 - 2 года, 3 года и в 6 - 7 лет. В 1 - 2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6 - 7 лет формируются навыки чтения и письма.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

  • Дефицит внимания;
  • Импульсивность;
  • Повышенная двигательная активность

Р.Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, а проблема восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов)

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая

дисфукция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, в настоящее время среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто “распущенность” ребёнка или результат неумелого воспитания.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов.

Можно выделить три “западни”, которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка.

Западня Содержание Пути преодоления
№ 1 Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать “по душа”
№ 2 Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка Составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).
№ 3 Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом Работа с гневом

Н.Н.Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом “СДВГ” имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта, 66% - обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61% - признаки дискалькулии.

 

В своей работе использую три направления работы по снижению симптомов гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Работа с родителями

В работе с родителями использую:

  • Анкетирование (Приложение 2)
  • Семинары - практикумы “Гиперактивный ребёнок. Почему он такой?”

“Волшебство воздушных шаров”

  • Индивидуальные беседы

Родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают трудности при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жёсткими мерами бороться с “непослушанием” дочери или сына, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на всё рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, “опустив руки”, предоставляют ребёнку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые родители, слыша и в детском саду, и в школе упрёки и замечания в адрес своего ребёнка, начинают винить только себя в том, что он такой. Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребёнком. С ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу.

  • Прежде всего, надо объяснять мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребёнок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию.
  • Объяснить родителям, что с гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно.
  • Почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные.
  • Учить родителей правильно давать инструкции. Указания должны быть немногосложными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок просто “выключится” и не услышит вас.
  • Родители не должны давать ребёнку несколько заданий сразу.
  • Родители должны быть последовательными при исполнении санкций. В противном случае ребёнок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной “эмоциональной бури”. Всё приведёт к тому, что ребёнок станет скрывать происшествия от родителей, и детско-родительские отношения ухудшаться.
  • В повседневом общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами “нет” и “нельзя”
  • Ограничит пребывание таких детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
  • Соблюдение чёткого режима.
  • По возможности надо оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

 В работе с родителями, важно изменить их отношение к своему ребёнку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребёнка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10 слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений, так как ребёнок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предлагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система запретов и ограничений должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья детей). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребёнком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать “можно бегать на улице”, чем сказать “ прекрати беготню!”. Но ещё более эффективно - включиться в игру ребёнка, направить в нужное русло.

Чтобы ребёнок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к чёткому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях.

Параллельно ведётся работа с педагогами по организации взаимодействия с гиперактивными детьми, которая включает в себя:

  • Индивидуальные беседы и консультации;
  • Анкетирование педагогов (Приложение 3)
  • Семинары - практикумы

“Взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми”

“Эффективное взаимодействие с гиперактивными детьми посредствам воздушных шаров”

Третьим, важным составляющим, являются коррекционно-развивающие занятия с детьми.

Поводом для зачисления в коррекционную группу является:

  • Заключение психиатра;
  • Пожелания родителей;
  • Наблюдение и отзывы воспитатели.

А сейчас поподробнее рассмотрим коррекционно-развивающие занятия с детьми (Приложение 4)

Это простые упражнения с воздушным шариком и мухобойкой. У воздушных шариков своя прелесть. Они послушны, с ними можно упражняться в балансировании на пальце, ноге, их можно подбрасывать, наносить по ним удары рукой. Своей невесомостью они прямо побуждают к различным манипуляциям, в целом же это хорошее средство для развития координации между зрением и движениями рук, ног, тела. Играя с воздушными шарами самостоятельно или с товарищами, можно вволю набегаться и напрыгаться.

Игры с шарами увлекают детей, а в комбинации с мухобойкой - простым бытовым предметом, который мы используем в игровых целях, можно создавать целую серию новых, увлекательных занятий, требующих подвижности и смекалки. Все игры с воздушными шарами сгруппированы в соответствии с шестью фазами кинезиотерапии по ослаблению гиперактивного поведения, разработанными Кипхардом.

Только благодаря работе во всех трёх направлениях, возможен видимый результат.

Так, например, первичная диагностика показала 100% двигательную расторможенность, дефицит внимания и импульсивность поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Систематические занятия по программе “Волшебные шарики” начинаются в сентябре.

В январе - проведенная промежуточная диагностика показала некоторое снижение проявлений симптомов гиперактивности.

Итоговая диагностика, проведённая в апреле, показала снижение проявлений симптомов гиперактивности и даже отсутствие у некоторых детей вообще. Дети стали более усидчивыми, внимательными, снялись мышечные зажимы, стали лучше контролировать своё поведение, стала лучше координация движений.

Проанализировав результаты начальной и итоговой диагностик, я сделала вывод, что данная программа с воздушными шарами даёт неплохие результаты, поэтому планирую продолжить работу по данному направлению.