Урок литературного чтения в 3-м классе (СРО Л.В. Занкова). Тема урока: "Особый взгляд на мир. С.Есенин. «С добрым утром»"

Разделы: Начальная школа


Урок-объяснение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым в изучении новой главы “Такой незнакомый знакомый мир”. Урок построен с учётом дидактических принципов развивающей системы Л.В.Занкова и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Цели, реализуемые в уроке: Формирование умения видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; развивать навык слушания, внимание к образным средствам языка, развивать поэтический слух, умение выразительно читать, развивать интерес к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение словами из текста; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к родной природе, интерес к самостоятельной деятельности на уроке, умение быть внимательным слушателем.

Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан предыдущими и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, выработку умений работать со стихотворением, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников (самооценка в группах),

В классе 22 ученика, учебные возможности детей различны. Входная диагностика, проведённая в 1 классе, позволила распределить учеников по уровням овладения учебным материалом. На основе данных уровней и с учётом видов восприятия, были скомплектованы микро группы учащихся, состав групп меняется в зависимости от учебной дисциплины. Выявленные учебные возможности учеников, позволили мне планировать уроки с использованием разно уровневых заданий. На уроке был организован частично-поисковый метод. Кроссворд в начале урока позволил организовать ребят, настроить их на воспроизведение литературной терминологии, а исследовательская работа, более мотивированных ребят, позволила заинтересовать присутствующих и активно включиться в работу. Во время учебной деятельности на этапе самостоятельной подготовки в группах был реализован принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности. Изначально, ученики в каждой группе столкнулись с познавательной трудностью, которая и вызвала поисковую деятельность в группах. На протяжении всего урока велась работа над развитием речи, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение к прочитанному, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.

На уроке был также реализован компонент “социальное взаимодействие”, т.е. каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии на протяжении всего урока, повышает ответственность учащихся за результат своего труда, снимает страх перед оценкой.

Получив разно уровневое домашнее задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведёт к поиску решений, повышению качества знаний.

Урок целей достиг.

Урок литературного чтения

Приложение 1

Презентация