Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физики

Разделы: Физика


Цель: познакомить учащихся с понятиями радиофизики, методами защиты от радиационного ионизирующего воздействия, способами поведения в условиях радиационной опасности.

Задачи урока:

  • закрепление навыков решения расчетных задач по ядерной физике с использованием возможностей электронной таблицы «Периодическая таблица химических элементов»;
  • развить навыки самостоятельной работы с заданиями контролирующего вида, с научными текстами и схемами;
  • воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающей среде, развивать критическое мышление по отношению к малоизученным явлениям природы, формировать способы поведения в чрезвычайных ситуациях.

Мотивация: отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им изучена

Знать:

  • Ионизирующее излучение.
  • Доза излучения.
  • Экспозиционная доза.
  • Качество облучения.
  • Критические органы.
  • Эффективная эквивалентная доза.
  • Радиопротектор.
  • Способы защиты.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос учащихся по материалу предыдущего урока:
  • устный опрос у доски;
  • контролирующее задание на местах.
  1. Изложение нового материала.
  2. Закрепление нового материала.
  3. Задание на дом.

1.Организационный момент.

Учитель определяет порядок выполнения заданий на начало урока. Оговаривает значение раздаточного материала на столах учащихся (тестовые задания, схемы- проникающая и ионизирующая способность излучений, словарь терминов).

2. Опрос учащихся по материалу изученных тем «Изотопы. Ядерные реакции и превращения.»

Задания для работы у доски (Приложение 2) выполняется учащимися с помощью эл.таблицы элементов (5 мин.)

Одновременно с этим один из учащихся проводит словарно-схематическую работу по терминам предыдущих уроков (Презентация, слайд 1).

Остальная часть класса работает по тестовым заданиям (Приложение 3)-(5мин)

Затем происходит самопроверка учащимися своей работы (слайд №2), проверка работ учащихся у доски. Анализ полученных результатов.

3. Объяснение новой темы.

В схеме приведенной на доске указано понятие «ионизирующее излучение», оно тесно связано с радиоактивностью и свойством изотопичества в целом. На предыдущем уроке мы рассмотрели направления использования радиоактивных изотопов в различных сферах деятельности человечества (слайд 4). Давайте кратко вспомним о них - это меченые атомы, получение элементов, не существующих в природе, ядерная хронометрия, в медицине(при лечении, диагностике), в биологии(селекция), в промышленности (дефектоскопия). Однако наряду с положительными достоинствами свойства испускать радионуклидами ионизирующие лучи не следует забывать,что в ходе ионизации атомов излучением происходит перераспределение электронов в атомах подвергшихся действию радиации, а следовательно к нарушению молекулярной структуры вещества. Это и обусловливает негативное биологическое воздействие ионизирующих и ядерных излучений.

Сегодня на уроке нам предстоит понять, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она ими изучена.

На слайде и на столах приведен «урочный словарь терминов» (слайд 6), с которыми предстоит нам сегодня познакомиться.

Итак все ли излучения можно считать ионизирующими? Конечно нет, а лишь такие энергия которых способна вызвать ионизацию. Прошу вас ознакомиться с таблицей «Свойства ядерных ионизирующих излучений» (Приложение 4). Какие из указанных частиц, по вашему мнению, достаточно опасны при взаимодействии с органами и тканями? Почему ?

Рассмотрим источники ионизирующих излучений, окружающих человека (слады 7,8).

Мерой воздействия ионизирующего излучения на тело является доза излучения. Поглощенной дозой излучения называется энергия излучения, поглощенная в единице массы вещества. Её единицей является 1Гр (грей).

Понятие поглощенной дозы применимо к любому материалу, однако наибольший интерес представляет воздействие ионизирующей радиации на живые ткани и организмы. Для оценки значимости такого воздействия вводят понятие экспозиционной дозы, характеризующей величину энергии излучения, затраченной именно на ионизацию - 1Р(рентген).

Довольно скоро выяснилось, что ситуационное многообразие воздействия радиации на организм - сложную биосистему -не позволяет ограничиваться понятием экспозиционной дозы. Доза учитывающая качество облучения, называется эквивалентной дозой облучения – 1 бэр (биологический эквивалент рентгена).

Следует учесть различную биологическую чувствительность органов и тканей, поэтому при одинаковых дозах вероятность проявления негативных последствий будет различная. По действующим «Нормам радиационной безопасности» органы и ткани человека разделяют по радиочуствительности на три группы (слайд 11). Многие химические элементы вообще и радионуклиды в частности при попадании в организм из вне распределяются в нем неравномерно, а сосредотачиваются в отдельных органах, вследствие предопределенных генетикой биохимических процессов. К большому сожалению организм путает стабильные нуклиды и радиоактивные и запускает последние по «привычным биохимическим связям», кроме того зачастую путает радионуклиды и осаждает крайне токсичные элементы в так называемых критических органах (слайд 12).

Учет различной радиочувствительности привел к появлению новой физической величины –эффективной эквивалентной дозы -1Зв(зиверт). Посмотрите, с какими дозами ионизирующих излучении вы сталкиваетесь в повседневной жизни (слайд 13).

Каковы же последствия облучения при больших дозах ? (Приложение 5)

Человек создал приборы радиационной разведки (слайд 14) для определения уровня радиационного загрязнения местности. С одним из них (РБД) мы проведем замеры в нашей классной комнате, особенное внимание обратим на показания возле работающего компьютера.(При измерении стрелка прибора не отклоняется от обычных показаний при приближении к компьютеру, так же не срабатывает и электронный датчик. Тем самым можно указать на то, что обнаружить излучение в продуктах питания бытовым способом, на рынке, также проблематично)

Каким же способом человеку уберечься от ионизирующих излучений? Давайте попытаемся составить некий план действий в случае объявления радиационной угрозы. В этом вам помогут (Приложение 6). Дети вместе с учителем формулируют порядок действий в случае возникновения радиационной опасности: прослушивание СМИ об угрозе. Сбор документов и предметов первой необходимости, отключение электропитания и газопитания дома, надев средства индивидуальной защиты, следовать в места сбора для эвакуации(военкомат, здание администрации). Во многих странах мира разработаны и действуют принципы радиационной защиты населения в отсутствии массовой радиационной опасности – это принципы «АЛАРА» (слайд 15).

Все данные которыми мы пользуемся на уроке, являются открытой информацией, содержатся в справочниках, в книгах по ОБЖ. Однако население верит в ряд мифов, которые предстоит сейчас или подтвердить или развеять (слайд 16).

Итак, следующий термин, радиопротекторы – средства, снижающие негативное воздействие ионизирующей радиации. Уменьшения содержания радионуклидов в пище можно достигать и правильной технологией ее приготовления. Так, при варке мяса 50—б0% содержащихся в нем радионуклидов переходят в бульон в первые 10 мин. Сливом первого бульона можно соответственно уменьшить их содержание в приготовляемой пище.
Если вы предполагаете, что радиоактивные вещества все же попали внутрь организма, нужно принять 25—З0 г активированного угля и через 15—20 мин промыть желудок двумя-тремя литрами воды. Однако существует простейшая и действительно очень эффективная радиопротекторная методика, умелое использование которой позволит в некоторых случаях существенно снизить степень и масштабы лучевого поражения - это йодная профилактика (блокада).

5.Заключительное слово учителя.

Вот и закрашено последнее слово словаря терминов нашего урока, а значит пора подводить итоги. Ребята о чем новом вы узнали сегодня? Что вызвало у вас затруднение, непонимание?

Да, знание которое приобрел к сегодняшнему дню Человек столь велико, что не всегда Он понимает степень опасности неосмотрительного пользования эти Знанием. Я надеюсь, что естественный радиационный фон вашей среды обитания не будет взбешен чьими - то амбициозными политическими планами, и ваши жизни не станут разменными монетами появившегося ядерного терроризма.

Иначе, современная эволюция Человека может предстать перед будущими жителями планеты Земля в неприглядном виде. (Демонстрация видеофрагмента взрыва атомной бомбы.)

Урок закончен. Домашнее задание вам предстоит выполнить письменно, заполнив словарь терминов. В этом вам поможет параграф 114.

Литература:

  1. Первое сентября. Приложение «Физика».Факультатив «Ионизирующее излучение» № 15 1997 г.
  2. Дж. Б. Мэрион. Общая физика с биологическими примерами., М., «Высшая школа»1986 г.
  3. А. Г. Енохович Справочник по физике и технике.
  4. Интернет ресурсы http;//www-college.ru; http://pripyat.com.ru