Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 6-й класс

Разделы: Математика


Тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Цели урока: - выявить степень овладения системой знаний и комплексом усвоения умений и навыков по теме урока, скорректировать возможно неверное применение знаний в различных ситуациях;

- продолжить овладевание приемами мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения;

- воспитание моральных качеств в процессе самостоятельной работы, работы в группах.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация (приложение1), индивидуальные карточки двух уровней(приложение2, приложение3, приложение4), карточки красного, синего и белого цветов, конверты, 15 персональных компьютеров, кодоскоп, программа “Арифметические действия

с обыкновенными дробями. Версия 2.1”, автор © С.Ярмолин, 2000

ermolin_sergej@mail.ru, http://pedsovet.org/images/stories/users/11770/docs/Ob_Drob.rar

План урока

  1. Приветствие учителя, оргмомент; ( 1 минута)
  2. Подведение итогов зачетной недели, устный опрос правил, устный счет; (8 минут)
  3. Анализ самостоятельной работы, проведенной накануне; (3 минуты)
  4. Решение разноуровневых упражнений;(18 минут)
  5. Работа за компьютером; (10 минут)
  6. Подведение итогов, домашнее задание. (5 минут)

 Схема урока и комментарии для учителя.

Данный урок является последним перед контрольной работой. Накануне дается самостоятельная работа следующего содержания(А.Чесноков, К.Нешков, Дидактические материалы по математике для 6 класса В1-с.7, №61,62,63, В2-с.34, №61,62,63):

Вариант 1:

Вариант 2:

Учитель проводит анализ самостоятельной работы и, в зависимости от результатов проверки, делит класс на три группы - 3 сектора: красный - те, кто написал работу на “3” или “2” ( у кого в работе больше красного цвета, чем синего), синий – те, кто написал работу на “4” ( у кого в работе синего больше, чем красного), белый – те, кто написал работу на “5” ( у кого в работе вообще нет исправлений учителя). Рассадку целесообразно произвести так: 1-2 ряд – красный сектор, 3-4 ряд – синий сектор, 5-6 – белый сектор. Очевидно, что все зависит от результатов работы. На каждую парту кладется карточка с соответствующим цветом сектора.

Перед звонком учитель рассаживает детей по секторам. После звонка учитель собирает тетради с практической работой, которую ребята будут выполнять в тетради с домашней работой. Домашнюю работу учитель проверяет вместе с практической работой, выписывает свои рекомендации. Поэтому этап проверки домашнего задания в данном уроке опущен.

I этап.

- Приветствие учителя.

- Настроить детей на позитив.

- Обратить внимание, что у каждого на столе должны лежать:

    1. Тетрадь с проверенной самостоятельной работой
    2. Карточка с цветом сектора;
    3. Карточка с заданием и планом работы;
    4. У белого и синего сектора должны лежать запечатанные конверты с правильными решениями и ответами к практической работе.

II этап.

- Объявление темы урока (слайд 1, приложение1,),

- Эпиграф (слайд 2, приложение1)

- объявление целей, задач и плана урока;

- переход к устному опросу.

За неделю до контрольной работы учитель выдает своим ассистентам зачетную карточку. Учащиеся сдают правила и определения ассистентам. На уроке подводится итог и опрос -проверка качества “сдачи зачета”. Карточка может иметь следующий вид:

Зачетная неделя №2 (до …)

Ответственная :

Список вопросов:

  1. НОД определение, алгоритм нахождения
  2. НОК, определение, алгоритм нахождения
  3. Основное свойство дроби (если числитель и знаменатель дроби…)
  4. Сокращение дроби
  5. Взаимно простые числа. Несократимая дробь ( дробь, у который числитель и знаменатель взаимно простые числа)
  6. Наименьший общий знаменатель(…равен НОКу знаменателей данных дробей),
  7. и дополнительный множитель(…число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы получить новый знаменатель)

  8. Чтобы привести дроби к наименьшему знаменателю надо…
  9. чтобы сравнить(сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями надо…
Фамилия, Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    

- устный счет (слайд 3, приложение1)

Этап III.

Учитель:

- делает анализ самостоятельной работы, обращает внимание на типичные ошибки,

- сообщает результаты работы;

- обращает внимание на особенности рассадки учащихся;

- спрашивает, что напоминает ребятам такого рода рассадка и деление по секторам, (слайд 4, приложение1);

- со словами: “Не опозорим Флаг Российский своими знаниями” переходит к дифференцированной работе, (слайд 5, приложение1)

Этап IV.

- учащиеся “белого” сектора работают по плану рабочей карточки белого сектора (приложение2);

- учащиеся “синего” сектора работают по плану рабочей карточки синего сектора (приложение3);

- учащиеся “красного” сектора работают по плану рабочей карточки красного сектора (приложение4) вместе с учителем;

- по окончании учащиеся из “белого” и “синего” секторов вскрывают конверты с решениями и ответом;

- учащиеся из синего сектора проверяют работу соседа, выставляют отметку и подписываются своей фамилией;

- учащиеся из белого сектора проверяют свою работу, выставляют отметку и подписываются своей фамилией;

Этап V.

(слайд 6, приложение1)

- Учащиеся парами садятся за компьютеры и работают с программой fraction (“Арифметические действия с обыкновенными дробями. Версия 2.1”, автор © С.Ярмолин, 2000, ermolin_sergej@mail.ru)

- Пары формируются из учащихся одного сектора. У каждого сектора свое задание, (слайд 7, приложение1),

- скорее всего, одновременно работу за компьютером все не закончат. Для тех, кто выполнит эту работу раньше подготовлено экспериментальное задание.

Этап VI.

Подведение итогов

- учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные в рабочей карточке.

- учитель проводит предварительный мониторинг: определить количество учащихся, подтвердивших отметку за самостоятельную работу, повысивших отметку, понизивших отметку. При этом учитываются как отметки, полученные за практическую работу, так и за работу за компьютером.

Домашнее задание – на карточках:

(Слайд 8, приложение1):

“Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.” Л.Н. Толстой

Пусть ваша дробь всегда будет неправильной! А идеально – равной единице.

Литература:

  1. А.Чесноков, К.Нешков “Дидактические материалы по математике 6 класс”, М.Просвещение
  2. В.Жохов, В.Погодин, “Математический тренажер, 6 класс”, М.ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”

8.02.2008