Урок по русскому языку по теме "Закрепление признаков правописания имен существительных с использованием модульной технологии"

Разделы: Начальная школа


Во второй четверти 4-го класса (1–4) по русскому языку изучается тема “Правописание падежных окончаний имен существительных”, на которую отводится 10 часов. Эта тема изучается в разделе “Имя существительное” после тем “Изменение имен существительных по падежам”, “Три склонении имен существительных.”, “Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных”. 5 часов отводится на изучение новой темы, 1 час на урок развития речи, следующий урок проводится модульным. На этом уроке определяется, какими умениями овладели ученики при изучении всего раздела “Имя существительное”. Затем, после подведения результатов работы, планируется индивидуальная работа на уроке закрепления и только потом проводится проверочная работа.

Тип урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Урок ознакомления с новым материалом

Х

                 
Комбинированный урок  

Х

Х

Х

Х

         
Урок развития речи          

Х

       
Модульный урок            

Х

     
Урок закрепления изученного              

Х

   
Проверочная работа                

Х

 
Работа над ошибками                  

Х

Цели:

  1. Закрепить знания о признаках имен существительных.
  2. Закрепить умения правописания имен существительных.
  3. развивать внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость; умение работать в группе, слушать друг друга.
  4. Развивать интерес к русскому языку и родной природе.

Оборудование:

  1. Модуль с печатными заданиями на каждого ученика. (1 уровень – желтого цвета, 2 уровень – зеленого цвета, 3 уровень – голубого цвета. См. приложение 1, 2, 3).
  2. Мельтимедийный проектор для просмотра летних пейзажей Колымского края и для проверки входного контроля.
  3. Магнитофон с записью классической музыки на фоне журчания ручья.
  4. Опорные схемы с признаками склонений имен существительных.
  5. Название темы “Имя существительное: признаки и правописание”.
  6. Название “несклоняемые”.
  7. Рисунки чемодана, мешков.
  8. Опорные схемы слов-помощников для определения безударных падежных окончаний имен существительных.
  9. Книги с фотографиями пейзажей Магаданской области.
  10. Набор открыток “Цветы Колымы”.

I. Организационный момент.

  • Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

II. Определение темы, цели урока, закрепление основных признаков существительных.

  • Посмотрите на доску и определите тему урока.
  • А теперь поставьте главную цель нашего урока.
  • Начнем работу с повторения некоторых признаков имен существительных, которые очень важны для их правописания.
  • Какая информация заключена в мешках (склонение имен существительных).
  • Склонение имен существительных – это постоянный признак или не постоянный? (Постоянный, склонения не могут выбраться из мешков)
  • Какие еще постоянные признаки вы знаете? (Существительные одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, имеют род)
  • Какие непостоянные признаки? (Число, падеж)
  • Какие существительные относятся к I склонению, II склонению, III склонению? (Открыть опорные схемы на доске)
  • А какие еще существительные вы знаете? Информация о них спряталась в чемодане. (Открыть табличку “несклоняемые” на доске)
  • Что важно знать и уметь для правописания падежных окончаний имен существительных ? (Определять склонение и знать слова-помощники)
  • Помощники для первого склонения, второго склонения, третьего склонения? (Открыть слова помощники на доске)

Рисунок 1

III. Работа по учебному модулю.

1. Выбор уровневого модуля учениками.

  • А теперь вы продолжите закрепление признаков имен существительных сами.
  • Сначала вам нужно выбрать уровень и взять модуль (учащиеся сами выбирают уровень и берут соответствующий модуль).

2. Прогнозирование (2 мин).

  • Сделайте прогноз на начало урока словами – ДА, НЕТ, НЕОЧЕНЬ, для себя “Я”, для работы в группе “МЫ”, для достижения целей урока “ДЕЛО”.

3. Входной контроль (5 мин).

  • Выберите верное утверждение (ученики работают самостоятельно, проверка проводится с помощью мультимедийного проектора).
  • Поставьте себе отметку (без ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3–5 ошибок – “3”, более 5 ошибок – “2”).
  • Молодцы, все справились на 4–5.

4. Работа в группах (5 мин).

  • Выберите представителя, который будет писать, а затем отвечать от группы.
  • Вы увидите на экране фотографии, иллюстрирующие наше Магаданское лето. Ваша цель записать как можно больше имен существительных, время на выполнение задания ограниченно (на экране показываются фотографии, затем учащиеся работают самостоятельно).
  • Подведем итог, какая группа записала больше всего имен существительных (представители от групп читают записанные имена существительные, подводятся итоги).

5. Выходной контроль (7 мин).

  • А теперь вы попробуете проявить свои творческие способности. Для каждого уровня предусмотрены свои задания. Используя записанные существительные учащимся, которые выбрали 1 уровень – записать словосочетания, 2 уровень – предложения, 3 уровень – сочинение-миниатюру “Магаданское лето”.
  • Ну сначала послушайте как описывается наше Магаданское лето в стихах и прозе поэтов и писателей.
  • “Наперегонки зацветают фиалки, рододендроны, словно белые облака покрывают нюклинские скалы зацветающие дернины крупки уссурийской, незабудки бросают вызов красоте неба голубизной, купавки и ветреницы вдыхают жизнь в унылое до их появления царство тундр, ручьи принаряжаются розовыми примулами. На щебнистых склонах царствует дицентра. Все эти виды дороги сердцу колымчанина и каждого хочется назвать его правильным именем. Трудно отдать предпочтение каким-то одним из этих прекрасных растений” (из аннотации к набору открыток “Цветы Колымы”).
  • В стихотворении “Моя незабываемая Колыма” Альберт Адамов так описывает Магаданское лето:

Рисунок 2

Июнь. Над вечной мерзлотой,
Над оловянною отравой,
Над лихорадкой золотой-
Несмелые цветы и травы.

Июль. Ночь синевы бездонной,
И над некошеной травой
Размах пространства ветровой
И свет звезды моей бездонной.

  • В рассказе Владимира Данилушкина “Рыбалка в Магадане” так описывается август “Солнце в августе встает достаточно рано. Земля, не успевая остыть за ночь, нагревается в новь. Между морем и сушей устанавливается температурное равновесие. Ветра нет, ему не из чего появляться. В Магадане до обеда праздник безветрия. Вы, конечно, используете призрачную возможность загореть. Несколько комаров прилетает с соседней сопки. Один из них сидит задумчиво на вашем плече. Он несколько раз вяло трогает хоботком кожу, и вам не хочется его сгонять. А у него никакого аппетита”.
  • Для эмоционального настроя я включу музыку, которая напомнит вам о лете (индивидуальная самостоятельная работа, проверяется устно по одному представителю от каждого уровня, выступают те, кто первым закончил задание).

5. Рефлексия (1 мин).

  • Оцените свою работу относительно “Я”, “МЫ”, “ДЕЛО”.

IV. Подведение итогов урока.

  • Вы замечательно потрудились на уроке. После проверки выходного контроля вы узнаете отметки, которые получили за урок. Надеюсь, что они будут только хорошие и отличные.

Рисунок 3