Игра как средство формирования лексических навыков на начальном этапе овладения иностранным языком

Разделы: Иностранные языки


Начав работать в школе после института, я столкнулась с рядом трудностей, которые обозначили следующие противоречия.

С одной стороны

С другой стороны
Объективная необходимость обучения младших школьников иностранному языку

и

Несформированность позитивной мотивации к изучению нового предмета
Высокий темп изучения программного материала

и

Низкий уровень сформированности учебной деятельности
Новый взгляд на ученика, как субъекта учебной деятельности

и

Старые формы, методы и средства обучения
Реализация коммуникативного принципа обучения языку

и

Низкий уровень развития речи на родном языке

Так как ребенок осваивает иностранный язык по аналогии с родным, по словам А.А Леонтьева (А.А.Леонтьев Основы психолингвистики . Учебник. изд. “Смысл”. М.1996 г.), то ребенку проще начать с отдельных слов, т.е с лексических единиц. Кроме того, через освоение лексической единицы можно рассмотреть и усвоить все стороны языка: фонетическую, семантическую, графическую, словообразовательную, морфологическую, орфографическую, грамматическую, стилистическую и коммуникативную. А если, к тому же, учесть возраст детей моих групп, то такую работу продуктивнее вести через применение игровой деятельности. Огромное количество дидактических игр, предлагаемых различными пособиями для учителей иностранного языка легко можно найти. Я предлагаю вариант применения их на ряде уроков в рамках усвоения одной лексической единицы, например a hare. (конечно, здесь будут представлены далеко не весь арсенал, применяемых на уроках игр).

Этап

Игры и игровые приемы

Методические пояснения

Подготовительный

Артикуляционные зарядки Сказка про Мистера Танга: … мистер Танг боялся высунуться полностью и в нерешительности то чуть-чуть показывался из окна, по опять прятался [e ], [e ], [e ]…

Отработка артикуляционных навыков

Прочитай слово по губам.

Скажите слово без звука

Автоматицация положения артикуляционного аппарата

Буква-звук

Звук- буква

Совершенствование графических навыкои

Песенка про названия цвета

Большой след: наступая на след определенного цвета, ребенок должен как можно быстрее назвать его по-английски. Так как участников много, можно сначала предложить пройти по следам успевающих учеников, а затем детей, испытывающих затруднение

Испорченный телефон: команды передают слово, названное ведущим, по цепочке, последний ищет карточку соответствующего цвета и называет цвет.

Покажи цвет :дети показывают предметы того цвета, который называет ведущий.

Радуга: команды соревнуются кто быстрее соберет радугу.каждый член команды должен найти предмет определенного цвета и назвать его по-английски, тогда ступенька радуги считается собранной

Заучивание названий цвета

Задействуются процессы памяти, вырабатывается механизм перекодировки с языка на язык и увеличивается скорость этой перекодировки

Создание образа слова

Кто быстрее: команды соревнуются, кто быстрее в эстафетном порядке напишет артикли к существительным.

Применение грамматического правила на практике

презентация

Игра на догадку: иллюстрации, вводимых на уроке лексических единиц представлены детям. Учитель сообщает, что сейчас прозвучат предложения с новыми словами, кто первый назовет эти слова и догадается о их значении - тот получит приз (может быть маленькие картинки этих же животных, которые ребенок потом вклеит в тетрадь)

  • I’ve got a pink pig.
  • I’ve got a brown horse.
  • I’ve got a grey hare.

Восприятие лексической единицы с помощью визуального образа слова с опорой на имеющийся лексический опыт ребенка. Дедуктивный метод познания.

Тренировка

Первая буква: дети показывают карточку с первой буквой слова

Усвоение графического образа слова

Вставь пропущенную букву

Буквы рассыпались

Отгадай: в динамических кругах дети устно отрабатывают различные структуры

Например:

  • Is it a…?
  • Is your toy ..?
  • What have you got?

Подстановка слова в речевой образец.

Игра-кубик: на грани кубика нанесены рисунки с животными. Ребенок должен подставить в указанную структуру то слово, которое выпало на кубике

- I want to draw …

 

Подбери рифму

Отроботка орфографического навыка

Кроссворды

Составь схему предложения.

Определи какая группа слов может быть подлежащим, сказуемым, второстепенными членами предложения

Формирование грамматического навыка

Применение

Сказка “Колобок на новый лад”: можно применять героев кукольного театра или маски. Колобок может встретить огромное количество животных и даже английских сказочных героев и с каждым из них он должен познакомиться

драматизация

Сочини стишок по образцу:

I’ve got a dog.
Its name is Meg.
I’ve got a frog.
It’s in the bag

Творческое применение лексики

Чей рассказ длиннее: составь рассказ-описание игрушки, чей рассказ содержит больше информации, тот победитель.

Совершенствуется лексический навык употребления лексических единиц в устной речи и в письменной

Урок-проект. Коллективное составление газеты “forest news”

Через длительный промежуток времени

Пьеса “Волк и пятеро зайцев” (по мотивам сказки “Волк и семеро козлят)

Совершенствование диалогической речи

Конкурс сочинений на тему “Мое любимое животное”

Творческое применение изученной лексики через письменную речь

Необходимо отметить, так же, что на каждом из указанных этапов освоения лексической единицы параллельно происходит освоение других лексических единиц. И в один и тот же момент времени одна лексическая единица может проходить только этап презентации, а другая, с помощью которой происходит семантизация, уже проходит этап тренировки или применения. Поэтому, процесс освоения лексических единиц можно назвать взаимосвязанным и непрерывным.

Наиболее интересной в этом процессе является стадия творческого применения лексики. Хочу представить на ваше рассмотрение урок-проект, проводимый мною в рамках темы “Мир вокруг меня”, на которой, в частности и происходило творческое применение лексической единицы a hare.

Цель урока: активизация лексики в речи

Задачи: Формировать моторно-графический навык при составлении рассказа-описания с опорой на образец. Совершенствовать навыки аудирования, говорения и письменной речи.

Развивать репродуктивное воображение и наглядно-образное мышление. Воспитывать культуру умственного труда, эстетические чувства. Знакомить с особенностями печатных изданий средств массовой информации.

Оборудование: ватман, ножницы, карандашный клей, цветные карандаши, фломастеры, детям было дано задание найти иллюстрации животных, проживающих в лесах нашего региона, посмотреть в словаре как оно называется по-английски (каждому ребенку – свое животное)

На доске:

Plan.

This is a (an) …

Its favourite place is…

The … is …

It has got …

The … can …

Author.

Forest news

Группы слов, которые будут употребляться на уроке

Ход урока:

Этап Действия учителя Действия детей
1. Оргмомент

2 мин.

Good morning children.

(everyday questions we use)

Today we have an unusual lesson.

We’ll make a newspaper called “Forest News”

 
2. Вступительная беседа

3-5 минут

На рабочем столе, вокруг которого сидят дети, разложены газеты.

Давайте с вами посмотрим на газеты, которые я принесла.

Какие общие части можно выделить, как их назвать и какими признаками они обладают (что в них особенного)

Хорошо, как выглядят газеты мы определили, а теперь давайте вспомним, кто их создает.

Дети вычленяют
  • название издания  (крупный шрифт, привлекательный)
  • Номер газеты, дата издания.
  • Статьи: заголовок, способы расположения текстов, иллюстраций, указание авторства
  • Может содержать различные разделы:

О политике
О спорте
Светские новости
Юмористический раздел
И т.д.

  Кто пишет статьи?

Кто исправляет ошибки?

Оформляет статью?

Объединяет статьи в газету?

А мы сегодня с вами все будем корреспондентами газеты, которая занимается вопросами природы. Сегодня мы издадим спецвыпуск, посвященный животным нашего края

  • Журналисты
  • Редактор
  • Фотокорреспонденты, художественный редактор
  • Технический редактор

Дети частично сами отвечают на вопросы, а в случае затруднения, учитель помогает им.

3. Фонетическая зарядка

7-10 минут

Поэтому, чтобы не прибегать к помощи редактора, давайте вспомним все слова, которые нам понадобятся для статей в нашу газету.

Учитель заранее расположил на доске сигнальные слова, благодаря которым дети составляют списки слов на определенную тему, а также все необходимые слова на flesh cards.

Animal: reindeer, elk, fox, silver fox, wolf, bear, haer, squirrel, hedgehog, mouse, grouse, duck, owl, woodpecker, cuckoo, fish.

Place: river, the sky, forest.

Colour: black, white, grey, red, orange, yellow, green, blue, purple, pink, brown.

Part of the body: head, hair, ear, eye, nose, mouth, teeth, body, arm, hand, finger, leg, foot, tail, paw.

  • учитель озвучивает тему
  • Учитель вывешивает “флэшки”, получается вокабуляр к уроку
  • Учитель дает образец чтения
  • Объясняет фонетические трудности
  • определите какие группы слов являются существительными
  • что ставиться перед существительными в ед. ч.
  • а если нам нужно изменить существительное по числам, что необходимо сделать?

Видите, как много слов мы вспомнили.

Сначала дети называют слова на озвученную тему

Читают по образцу

Проставляют артикли перед существительными-названиями животных

Дописывают окончания существительных

Можно по –цепочке. Для экономии времени учитель может сам вписывать артикли и окончания.

4. Подготовительная работа

2-3 мин.

Но, чтобы написать статью, необходимо употребить эти слова правильно. В этом вам поможет план.

Let’s read the plan.

Давайте подумаем, что мы напишем в этом пункте статьи.

 

Дети читают план на доске по одному пункту.

Устное составление будущей статьи.

5. Самостоятельная ребота

5-8 мин.

Обеспечивает порядок.

- кто закончит поднимает руку. Если он правильно выполнит задание, то начнет оформлять нашу газету.

Пишут статьи на отдельных листках
6. Оформление газеты

5-7 мин

А теперь давайте составим газету

Маша, напишет заголовок ( она быстрее всех и без ошибок написала свою статью)

Посмотрим, как лучше разместить наши статьи вместе с иллюстрациями

Оформляют газету под руководством учителя
7. Презентация

3-5 минуты

So! We have a brilliant newspaper.

Let’s read the articles.

Nick, what article do you want to read?

Читают статьи своих одноклассников.
Итог урока

2 мин.

На уроке удалось выпустить целую газету, и каждый из вас хорошо потрудился.

Оценки за урок…

 
Домашнее задание

1 мин.

Дома повторите все слова, которые нам сегодня понадобились, потому, что следующий урок мы начнем с чтения статей, которые не успели прочесть сегодня.  

После того как проведены все уроки на параллели 3-х классов, а урок проводился в рамках недели английского языка, проводится выставка газет и результаты творчества оцениваются по заранее оговоренным критериям.

  • информативность
  • красочность
  • соблюдение формата печатного издания
  • творчество
  • оригинальность

В Приложении 1 представлены варианты получившихся коллективных проектов.

Список литературы:

  1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры. Ярославль: “Академия развития”, 1997 г.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры- 2-е изд.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Пидкасистый Л.И., Хайдаров Ж.С. – Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.: МПУ, 1996.