"Национально-региональный компонент на уроках физической культуры"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни; без устали бегали, играя в горилки, салочки; состязались, в ловкости играя в лапту…

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки…

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих, зависит, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.

Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим, для них, являлось стремление выиграть, одержать победу.

Игры и развлечения в народном быту

Трудовой народ нашей многонациональной родины особенно ценил смелость и решительность, физическую силу, выносливость, ловкость и воспевал эти качества, хотя уровень физической культуры был низким. Игры, состязания, спортивные навыки отражали хозяйственную деятельность людей, военный, семейный уклад. Подрастающие поколение готовилось к жизни, приобретало соответствующие знания, умения и навыки в процессе нерегламентированного физического и трудового воспитания. Конные и пешие состязания, единоборства в кулачном бою и борьбе воспитывали благородные нравственные черты, развивали двигательные качества, формировали интеллект людей, импровизировали их бытовые и трудовые условия.

В трудах этнографов и историков описаны игры развивающие органы чувств: зрительные, слуховые и т.д. Высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство. Наиболее популярны были игры с камнями и ледянками, мячами и палками разных размеров. Такие игры, как “Волки и овцы”, “Гуси-лебеди”, “Камешки”, “Коршун”, “Котёл”, “Шаровки” и т.п., не требовали проявления двигательных качеств, но содействовали общему развитию и пользовались неизменной популярностью у детей. В 30-х годах 18 века путешественник Глаголев описал летние игры-развлечения жителей Тулы: они прыгали “в реку со свай, с моста, со шлюз 4-5 саженной высоты”, т.е. полёт в воздухе составлял около 8-10 метров.

Во время зимних и весенних праздников народ с удовольствием участвовал в развлечениях и единоборствах. Строились специальные сооружения на горках, льду и лесных полянах для проведения состязаний. Популярны были “горки-качели” и плоскостные площадки для игры в “килу”, имеющую сходство с современным футболом. А также игры городки, лапта, бабки, свайка и др.

Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, -это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получение внешней информации.

Игра, как средство и метод физического воспитания

Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства.

Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. В игре имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра связана с чувством удовлетворения, удовольствия. Один лишь перечень игр говорит о разнообразии сюжетов и соответствии двигательных действий, что привлекает детей, представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей ещё и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределённости. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия её участников неповторимы. Она всегда проходит по новому и таит в себе много неожиданностей. Т.о., уже одно предвкушение игры вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, причём это проявляется перед началом игры не зависимо от будущего результата: будет победа или поражение.

С помощью игрового метода можно быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность.

Возрастные особенности детей

Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне её провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому, в ходе игр, важны короткие перерывы для отдыха. (“Салки”, “День и ночь”…). Из-за особенностей физического и психического развития дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение, не любят долго находиться вне, поэтому надо не надолго выводить из игры выбывших ребят.

Средний школьный возраст (5-7 классы) характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономичность движений, что позволяет ребятам участвовать с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий (“Круговая лапта”). Мальчики особенно любят, где преимущественно развивается сила ( “Бой петухов”, перетягивание). Девочек привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия. Хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно. Дети среднего школьного возраста понимают условность игр, но действуют в соответствии с правилами и полной отдачей сил (“Защита укрепления”).

В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива. Дети могут сосредоточиться на нескольких условиях игры, поэтому можно использовать командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником (“Перетягивание через черту”).

Подростковый возраст (8-9 классы) в это время наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма, усиленно растёт костная система (особенно рост), продолжает развиваться и мышечная система. И в связи с этим мальчиков привлекают игры с элементами борьбы ( перетягивание каната, поединки в парах, поднятие гирь).

Более логичное мышление позволяет проявлять большую самостоятельность, способность к обобщениям и абстрактному мышлению. Более развитая память и способность к проявлению устойчивого внимания дают возможность запоминать многочисленные правила, наиболее целесообразны игровые приёмы и действия (лапта, бабки). Они умело используют ранее приобретённые двигательные навыки и умения. Участники борются за победу своей команды (или себя) при сочетании единоборства, взаимопонимания и выручки. Следовательно, активно развиваются чувства долга, коллективизма и дружбы.

В работе со школьниками 10-11 классов могут быть использованы игры предыдущей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле повышения требований к точности выполнения тех или иных технических приёмов. Для них подойдут все формы сюжетно-конфликтного игрового характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников, поединки, конкурсы.

Место и задачи национально-регионального компонента

Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности. Такие, например, как салки, городки, лапта, жмурки, “Прятки”, “Чижик”, “Ручеёк”, “12 палочек”, бег на перегонки, игры в воде, “Собачки”, “Ворота”, “Кошки – мышки”, “Третий лишний”, “Иголка, нитка и узелок”, борьба на снегу, взятие высоты, катание на салазках, катание с горок “паровозиком” (на санках и лыжах ) и другие.

По количественному составу играющих подвижные игры различаются на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных играх каждый игрок намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменяет их. В коллективных играх могут одновременно участвовать, как небольшие группы участников, так и целые школьные классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на команды и игры с разделением на команды.

Благодаря разнообразию игр участник сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовыми, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.

Особенно широко надо включать народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников, фестивалей в учебных заведениях. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Проводы зимы”, “Встреча Весны” и т.п. Возможно проведение театрализованных физкультурных праздников и фестивалей с различными видами художественной самодеятельности, привлечением фольклорных ансамблей, показательными выступлениями мастеров народных промыслов из числа учащихся.

Применение национально-регионального компонента содействует всестороннему гармоничному развитию личности и решает ЗАДАЧИ:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Развитие двигательных способностей: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
  3. Обучение важным умениям и навыкам.
  4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
  5. Вырабатывать волю, характер, творческую инициативу, находчивость, сообразительность.
  6. Воспитывают чувство коллективизма.
  7. Умение быстро ориентироваться в окружающей действительности.
  8. Способствуют умственному развитию ребёнка.
  9. Воспитывают потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Игры на уроках лыжной подготовки

При совершенствовании в играх лыжной техники или её элементов важно соблюдать условия, при которых она легче выполняется и контролируется. При работе над развитием, в играх, определённых двигательных качеств нужно следить за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим способом. Так, в играх на развитие быстроты длина отрезка, преодолеваемого школьниками должна быть для 1-4 классов – 25м, 5-8 классов – 60 м, 9-11 классов – 100м, отдых между отрезками не менее 2-3 минут. Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств должны носить чётко выраженный силовой характер, но не быть слишком продолжительными. Они должны проводиться на пологом или крутом спуске, по глубокому снегу, с сопротивлением. В играх на развитие выносливости нужно следить за тем, чтобы, напряжённость, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку, можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя, её условия.

Даже если урок спаренный, не следует давать более двух игр - это перевозбуждает учащихся. В зависимости от задачи урока игра может быть включена в ту или иную его часть. Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть, уверен, что эти параметры соответствуют возрасту и уровню физической подготовленности учеников.

Программой лыжной подготовки для учащихся 1-4 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двух - шажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъёмами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Ниже предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся начальной школы по совершенствованию элементов техники лыжника. Направленные на закрепление техники скользящего шага – одноопорное скольжение: “ Кто лучше?”, “ Кто дальше?”. По совершенствованию скользящего шага, развитию силовых качеств учащихся, прежде всего силы отталкивания ногами: “Шире шаг”, “Накаты”, “Самокат”, “Веер”, “Зигзаги”. Развитие быстроты, скоростных качеств лыжника: “Быстрый спуск”, “Гонка с гандикапом”, “Быстрая команда”. Для развития сноровки, равновесия, координации движений, быстроты реакции, ловкости: “Салки”, “Подними предмет”, “Эстафета с воротами”, прыжки через препятствия, круговая эстафета и другие.

Раздел лыжная подготовка в 5-9 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов, преодоление подъёмов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии всех двигательных качеств. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости – сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда важность развития этих качеств и для технической подготовки лыжника. Выбор игр обширен. Можно с успехом повторить игры 1-4 классов, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Также можно использовать игры тренирующие, развивающие специальные качества: скоростную, силовую и общую выносливость: “Лисий след”, “Скользи дальше”, “Карусель”, “Выручалки”, “Ёлочкой”, “Буксиры”, “Слалом на равнине”, “Повороты”, “Гонка с выбыванием” и др. Программой лыжной подготовки для учащихся 10-11 классах предусматривается обучение переходам с одновременных ходов на попеременные и наоборот, преодолению препятствий, обгону на дистанции и финишированию. Можно использовать большую часть игр, при необходимости усложняя их условия. Так, например, игру “Кто лучше?” можно проводить как соревнования на лучшую технику смены ходов, оценивая правильность смены в баллах. Совершенствуя полуконьковый и коньковый ходы, игры можно проводить с их использованием: “Эстафета с препятствиями”, “Попади в цель”, “Лучший гонщик”.

Учащиеся с удовольствием занимаются на таких уроках, т.к. они необычны по содержанию, не стандартны по своей форме, интересны, нравятся ребятам доступностью, разнообразием двигательной деятельности, возможностью проявить индивидуальные качества, инициативу.

Но больше всего ребята любят лапту. Лапта развивает у детей смекалку, находчивость, быстроту в беге. А если ученик быстро бегает, значит, он будет способен и далеко прыгать, сноровисто и целесообразно выполнять на уроках различные двигательные задачи. Для игры в лапту не требуется дорогостоящий инвентарь. Нужна ровная площадка (спортивный зал), бита и мяч. Можно играть по обычным правилам, а сколько можно ещё изменять, добавлять, усложнить. В ней содержится всё многообразие вариантов. Она каждый раз другая, новая, неповторимая.

По игре в лапту и национальным видам спорта можно проводить соревнования – это даёт ещё больший импульс обучению, а стоит ли говорить об эмоциональной насыщенности, интересе, азарте, стремлении победить, о физической подготовке и укреплении и сохранении здоровья учащихся.